рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чувственное отражение и воображение

Работа сделанна в 1998 году

Чувственное отражение и воображение - Реферат, раздел Психология, - 1998 год - Роль воображения в науке Чувственное Отражение И Воображение. Рассмотрим Специфические Формы, В Которы...

Чувственное отражение и воображение. Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности и, сводясь к чувственно-рефлекторным впечатлениям, не признаются даже образами.

Ощущения - первичные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно включаются в формирование всех в том числе и обобщенных мысленных образов. Они связаны с непосредственным воздействием объекта на органы чувств и по своей сути репродуцируют действительность.

Будучи результатом непосредственного взаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этого объекта. Оно не тождественно физическому взаимодействию, но несет в себе мощный заряд образности. Зависимость ощущений от внесенсорных факторов мотивации, интересов и прочих становится все более значимой в развитых формах чувственного отображения действительности, приобретая самостоятельную ценность в рамках воображения.

Воображение, создавая наглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирается на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воображение зависит от развития той или иной формы чувствительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения благодаря тому, что они способствуют накоплению информации об объекте, то есть обеспечивают субъекта материалом, комбинаторные преобразования которого образуют содержание воображаемых образов.

Однако воображение не является продуктом деятельности органов чувств. Воображение - продукт преобразования прежде всего функциональных характеристик отображения. Такое преобразование - на уровне ощущений - происходит, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность других, перестраивает характерную и для тех и для других систему организации опыта.

Однако решающую и синтезирующую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимовлияния, а вся целостная организация жизнедеятельности человека. Субъект как бы ставит под контроль работу органов восприятия, что позволяет актуализировать необходимые ему отношения, а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностями деятельности. В отличие от ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта его пространственные и временные границы, форму, величину, объем и т. д. Восприятие - образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые характеристики предметности и за счет этого возрастают константность образа и его адекватность.

В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом не только усложняется образ объекта, но и развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем достраивания представленного в ощущениях содержания. Для целостности восприятия недостаточно лишь чувственного впечатления, и в этом выражается преобладающее значение смысловой стороны в образах восприятия.

Если в рамках ощущений активность их смысловой стороны обнаруживает себя главным образом в констатации или отсутствии констатации факта ощущения, то в восприятии эта активность реализуется как способность достраивать образ, видеть в части целое, актуализировать содержание образа без прямого стимульного воздействия. Так, например, способность к восприятию изображений на плоскости геометрических фигур как объемных формируется только на определенном историческом этапе развития.

С выработкой жизненно необходимых механизмов отражения обычных предметов складывается и восприятие изображения геометрических фигур, рисунков. Человек начинает объемно отображать плоскостные изображения. Но это еще не свидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пласта воображения. В данном случае имеет место феномен активности восприятия.

Элементы воображения как такового обнаруживают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально достраивать образы непосредственно или опосредованно данных объектов явственно обнаруживается способность человека раскрывать для себя функциональную значимость практическую, эстетическую, нравственную и прочие воспринимаемых объектов и делать саму эту значимость предметом особого рассмотрения и специальных процедур. Воображение предполагает, что участие функционально-деятельностных смыслов в процессах формирования образов становится достоянием сознания и особого рода деятельности человека.

Отстраняясь от конструируемого образа, субъект воображения сам сознательно достраивает или строит из чувственной материи то, что требуется по смыслу с его точки зрения. Эта способность предполагает, что субъект способен представить себе основание данного фрагмента своей собственной деятельности и стать выше имеющихся оснований. Тот факт, что в восприятии человек способен по данным отдельным элементам достраивать недостающие стороны объекта, видеть целое при реальной доступности лишь его частей, свидетельствует о развитии предметно-деятельностных характеристик чувственных образов.

Усложненность таких образов, включенность в них опыта индивидуальной и коллективной деятельности есть проявление возникающего воображения, поскольку осмысленное обращение к опыту прошлой деятельности и учет его влияния на восприятие, как правило, определяются сознательно сформулированными задачами деятельности.

Но сущность воображения, зарождающегося в первичных образах, заключается не в способности узнавать целое по части воспринимаемого явления или формировать образ отсутствующего предмета, а в том, что образы воображения сознательно продуцируются человеком. Это значит, что воображение развертывается в плане сознания. Это значит также, что воображение есть деятельность, в которую в той или иной форме сознательно включен сам воображающий человек, в которой выражено его отношение к действительности, лежащее в основе деятельности воображения.

Субъект в процессе воображения делает свои собственные установки, мотивы, желания предметом своей активности. Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих социальных, культурных и прочих оснований этой деятельности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль воображения в науке

Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию… Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чувственное отражение и воображение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов
Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов. Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которого вычерпываются но

Воображение как способность к открытию
Воображение как способность к открытию. Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает об

Воображение и постановка задачи
Воображение и постановка задачи. Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса, отно

Воображение как способ получения нового знания
Воображение как способ получения нового знания. Необходимо выделить специфический характер воображения как способа получения нового знания. Если воображение приходит в противоречие с логичес

Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы
Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы. Одной из форм перехода от старых знаний к новым является гипотеза, которая предстает как своеобразное решение задачи. Гипотеза обязатель

Воображение как форма преобразования знания
Воображение как форма преобразования знания. Воображение является не только средством переноса знания с одной области на другую, но и формой его преобразования. Сформировавшиеся с помощью во

Воображение и наглядное моделирование
Воображение и наглядное моделирование. Существует мнение, что наглядное моделирование - это воображение в сфере научного познания. Но функции воображения в научном познании не исчерпываются только

Воображаемая модель и воображаемое представление
Воображаемая модель и воображаемое представление. Под мысленной воображаемой моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный

Воображаемые модели и символы
Воображаемые модели и символы. Следует отметить, что наглядные модели элементарных частиц являются моделями, в которых присутствует элемент символичности. Ни волновые, ни корпускулярные свойства эл

Воображаемые модели и идеализация
Воображаемые модели и идеализация. Существует группа воображаемых моделей, выступающих результатом отвлечения от целого тех частей предмета, которые вызывают интерес в практической и познавательной

Воображаемые модели как форма научного познания
Воображаемые модели как форма научного познания. Особенность воображаемой модели как формы научного познания - в сочетании двух взаимосвязанных функций изображения и обозначения, символизации, что

Мысленный эксперимент и творческое воображение
Мысленный эксперимент и творческое воображение. Мысленный эксперимент - это познавательная деятельность, где важное место занимает научное воображение. Д.П.Горский называет мысленным экспериментом

Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания
Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания. Выделение мысленного эксперимента в относительно самостоятельную форму познания выражает этап в развитии познания. Представляется не

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги