Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы
Работа сделанна в 1998 году
Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы - Реферат, раздел Психология, - 1998 год - Роль воображения в науке Воображение И Гипотеза. Роль Аналогии В Построении Гипотезы. Одной Из Форм Пе...
Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы. Одной из форм перехода от старых знаний к новым является гипотеза, которая предстает как своеобразное решение задачи. Гипотеза обязательно устанавливает определенные связи как между наблюдаемыми явлениями, с одной стороны, так и между ненаблюдаемыми - с другой. Как в первом, так и во втором случаях важные функции принадлежат здесь воображению, выступающему необходимым средством, помогающему субъекту в процессе мышления использовать знания для приложения их к новой сфере, что и выражается в построении новой гипотезы.
Значение воображения в творческом познании при переходе от одного знания к другому, в ходе творческого решения задачи определяется самой его природой как одним из способов преобразования старого опыта. Творческое мышление не исключает необходимости преобразования объекта в сознании, преобразования его в наглядной форме, то есть в воображении.
Можно привести многочисленные примеры, доказывающие положение о важнейшей роли воображения в ходе построения и выдвижения гипотезы. Многие из гипотез строятся на основе имеющихся между явлениями аналогий. Аналогия в творческом процессе выступает стимулирующим, активизирующим звеном. При посредстве аналогий прослеживается скрытая от внешнего видения связь предметов и явлений, благодаря аналогиям субъект способен увидеть необычное в обычном. Аналогия требует нарушения шаблона в мышлении, нового синтеза, способного путем установления непривычных связей открыть дорогу решению проблемы, найти выход из поискового тупика. Но метод аналогии не является антитезой логическому, они выступают в единой связке, как стороны, моменты в поисковой деятельности человека.
Так, гипотеза Резерфорда о планетарном строении атома была предложена не в качестве прямого вывода из предшествующего развития атомизма, а по аналогии с представлениями о солнечной системе, сформулированными в астрономии.
Воображаемая картина атома в этом случае как бы воплотила в себе старые знания, позволив применить их для объяснения и исследования нового явления. Например, для изучения свойства газа недостаточно только математического аппарата. Субъект строит наглядную модель в виде систем твердых и упругих шаров, заменяющих собой молекулы, из которых состоит газ.
Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания.
Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию… Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.
Чувственное отражение и воображение
Чувственное отражение и воображение. Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в про
Воображение как способность к открытию
Воображение как способность к открытию. Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность.
Оно дает об
Воображение и постановка задачи
Воображение и постановка задачи. Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса, отно
Воображение как способ получения нового знания
Воображение как способ получения нового знания. Необходимо выделить специфический характер воображения как способа получения нового знания.
Если воображение приходит в противоречие с логичес
Воображение как форма преобразования знания
Воображение как форма преобразования знания. Воображение является не только средством переноса знания с одной области на другую, но и формой его преобразования.
Сформировавшиеся с помощью во
Воображение и наглядное моделирование
Воображение и наглядное моделирование. Существует мнение, что наглядное моделирование - это воображение в сфере научного познания. Но функции воображения в научном познании не исчерпываются только
Воображаемая модель и воображаемое представление
Воображаемая модель и воображаемое представление. Под мысленной воображаемой моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный
Воображаемые модели и символы
Воображаемые модели и символы. Следует отметить, что наглядные модели элементарных частиц являются моделями, в которых присутствует элемент символичности. Ни волновые, ни корпускулярные свойства эл
Воображаемые модели и идеализация
Воображаемые модели и идеализация. Существует группа воображаемых моделей, выступающих результатом отвлечения от целого тех частей предмета, которые вызывают интерес в практической и познавательной
Воображаемые модели как форма научного познания
Воображаемые модели как форма научного познания. Особенность воображаемой модели как формы научного познания - в сочетании двух взаимосвязанных функций изображения и обозначения, символизации, что
Мысленный эксперимент и творческое воображение
Мысленный эксперимент и творческое воображение. Мысленный эксперимент - это познавательная деятельность, где важное место занимает научное воображение. Д.П.Горский называет мысленным экспериментом
Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания
Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания. Выделение мысленного эксперимента в относительно самостоятельную форму познания выражает этап в развитии познания.
Представляется не
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов