Соглашение о картине окружающей действительности

Соглашение о картине окружающей действительности.

Как говорилось выше, все человеческие существа поддерживают единую, не вызывающую сомнений, картину окружающей действительности. Несмотря на некоторые географические, социально-культурные, религиозные и политичесике отличия в жизни людей, все мы воспринимаем окружающий мир одинаково. Как сказано в 4, это происходит потому, что на протяжении всей нашей сознательной жизни мы несем с собой соглашение о картине мира, которое было передано нам в процессе нашего воспитания, обучения и общения.

Можно сказать, что мы являемся практически заложниками у данного описания, которое никогда не позволяет нам усомниться в реальности и однозначной детерминированности окружающего мира. Наше внимание натренировано воспринимать действительность строго определенным образом, и можно сказать, что в этом плане все мы являемся мастерами такого метода восприятия. Всем нам присущ рационализм, который удачно поддерживает незыблемость картины мира. В работе 5 автор отмечает, что рационализм заставляет нас также верить, что то, как мы воспринимаем мир и является единственно возможным способом.

Парадоксально, но с другой стороны, нам хорошо известно, что устойчивость восприятия может быть легко разрушена определенным воздействием на наше тело, например, при употреблении алкоголя или психоделических средств. В данном случае, рационализм находит нужное объяснение последствиям данных воздействий, однако автор 5 отмечает, что эти вещества могут легко смещать точку сборки.

Как известно, употребление галлюциногенных средств используется в шаманизме и было бы глупо утверждать, что это вызвано только традицией. Дело в том, что привычка фиксировать точку сборки в обыденном положении и господствующее описание окружающей действительности настолько сильны, что у человека практически нет возможности самостоятельно сдвинуть пятно восприятия в новое положение. Однако наркотики делают это очень легко и быстро, не позволяя, правда, контролировать данный процесс.

Фатальной привычкой человека является также потребность в беспрерывном внутреннем диалоге. В работе 4 автор приводит простейший пример - достаточно иногда лишь прислушаться к своему потоку мыслей и мы тут же замечаем, как любой объект, попадающий в поле нашего зрения, получает моментальную словесную оценку в нашей голове. Прервать внутренний диалог означает ослабить фиксацию точки сборки в привычном положении. Однако это является труднодостижимым тонким состоянием сознания в силу все той же привычки, и недаром все изотерические техники, будь то йога с ее системой медитации, или дзен с его принципом безмыслия у-син не мыслю - все это направлено лишь к одному прервать бесконечный мысленный разговор.

Как только поток мыслей останавливается, точка сборки становится подвижной, а сознание приобретает гибкость. В работе 4 автор отмечает, что подвижность точек сборки у детей объясняется также и тем, что они не несут в себе такой расширенный список представлений об окружающем мире, а значит и не имеют такого сложного и развитого внутреннего диалога, как взрослые, поэтому они не фиксируют свое сознание так же жестко. 4.