Разум и процесс познания

Разум и процесс познания.

В данной главе хотелось бы кратко коснутся собственно методологии познания человеком окружающей действительности. Необходимо заметить, что большинство наук на сегодняшний день имеют практически единый подход, несмотря на разные области исследований, к процессу познания.

В своей работе 5 Кастанеда говорит большинство научных систем представляют собой всего лишь инвентарные списки понятий. Т.е несмотря на столетия отработки методов научных исследований, общую схему можно было бы описать следующим образом в частности, для естественных наук собственно практическое исследование, часто с выдвижением гипотезы, эксперимент, получение данных и их обработка, разработка теории. И вот здесь срабатывает одна из характерных функций разума, названная Кастанедой явлением инвентаризации или ловушкой инвентаризации 4. Человечество действительно подчас сталкивается с удивительными по своей глубине и сложности явлениями, однако осознание данного явления и его изучение согласуются и не выходят за рамки общепринятого представления о мире. Разум по-прежнему продолжает классифицировать какую-либо задачу, опираясь на внутренний диалог и общепринятое описание.

Когда же существующая система представлений а точнее набор инвентарных списков разума уже не может отражать данное явление, мы создаем новый инвентарный список, называя это новой теорией.

На самом же деле это всего-лишь расширение и усложнение внутреннего диалога человека. Более или менее глубокое знание того или иного инвентарного списка делает человека учеником или мастером в данной области. Таким образом, опираясь на работу разума и считая его единственно возможным инструментом познания, мы слепо беремся изучать явления, глубину и суть которых разум познать не в состоянии.

И вот здесь возникают, например такие образования, как теория подобия, математическиое моделирование, квантовая механика, которые, безусловно эффективно работают в определенной области познания, но данные методы являются лишь рефлексией на то, что разум не в силах описать и понять всей сложности явлений окружающего мира, хотя с задачей инвентаризации и дискретизации сложных явлений в более простые справляется довольно успешно. Можно было бы сказать, что органы восприятия лишь фиксируют, а разум классифицирует и интерпретирует объективные воздействия окружающего мира. Однако то, что представляется впоследствии в виде объяснений, является чистым произволом самого разума, в соответствии с общепринятым соглашением о картине окружающего мира. Чем с более сложным явлением сталкивается разум, тем более сложный и развернутый а также громоздкий инвентарный список он стремится поставить в соответствие данному явлению 4. Поэтому нам всем хорошо известно, насколько скучными для понимания являются большинство теорий.

То есть можно сказать, что разум создает сложнейшие описания, а на основании этих описаний рождает сложнейшие технологии.

Однако самым удивительным является тот факт, что инвентарные списки разума продолжают работать лишь до тех пор, пока точка сборки человека не изменит своего положения.