Общественная форма жизни человека

Общественная форма жизни человека. Человек - общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека.

Личность - это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний.

Личность - это всегда определенная позиция. Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как семья. Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве, но они создаются исключительно с целью продолжения рода. Детеныши животных достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их. У животных отсутствуют межпоколенные связи. Иначе у людей. У человека самое длительное детство. Дети для родителей всегда остаются детьми. По меткому и емкому определению психолога К.К.Платонова, человек - это существо, имеющее бабушек и дедушек.

Еще одной, специфически человеческой формой общности являются различные общественные объединения. Это добровольное и желанное объединение людей по интересам. Там люди предстают друг перед другом как равноправные личности. Здесь человек удовлетворяет специфически человеческие духовные потребности в общении и самовыражении. На определенном этапе жизни - в период взросления - человек остро ощущает потребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сообщества, организованные на общих ценностях. Способом жизни человеческого общества является общение.

Человеческая сущность писал немецкий философ Л.Фейербах налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты. Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению философов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями, нормами, традициями, правилами.

Особо подчеркнем, что слова культура и образование тесно связаны друг с другом. Культурный человек - это образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала данной культуры. До революции в России издавалась художественная серия Образы человеческие, которая была посвящена жизнеописанию лучших сынов и дочерей Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на подрастающее поколение. Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе.

Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить себе человеческую жизнь. Наряду с образованием, культура включает в себя такие формы человеческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика, политика, экономика и др. Все эти формы человеческой деятельности составляют содержание материальной и духовной культуры.

Любая из форм культуры является выражением собственно человеческого в человеке. Занятия философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека, его способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого себя. Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаждению прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Л.Фейербах писал, что лишь человеку бесцельное созерцание звезд дает небесную отраду, лишь он при виде блеска благородных камней, зеркала вод, красок цветов и бабочек упивается одной негой зрения лишь его ухо восторгается голосами птиц, звоном металлов, лепетом ручейков, шелестом ветра. Этика раскрывает не оформляемые в специальном кодексе отношения человека к человеку.

Высшим принципом нравственного отношения человека к человеку является сформулированный философом И.Кантом категорический императив поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда - только как к средству.

Великий писатель-гуманист Ф.М.Достоевский предельно остро выразил эту мысль в Братьях Карамазовых, отвергнув саму возможность достижения всеобщего счастья, если ради этого будет пролита хоть одна слеза ребенка. Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми абстрактными идеями присущ христианскому мировоззрению. Человек - единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, который верит в высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхождение мира. Еще Цицерон писал, что нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал его существа.

Сущность человека особым образом высвечивается в его отношении к божественному. Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характеристику человека - его деятельную, преобразовательно-созидающую сущность. 3.