Деятельность – психология общения

Деятельность психология общения План 1. Многомерность категории деятельность. 2. Человек как субъект деятельности. 3. Понятие общения в психологии. 4. Человек как субъект общения. 5. Общение как взаимодействие. 1. Многомерность категории деятельность Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни бытия, существования человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира. Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека ребенок рождается и живет в системе реально-практических, хотя и разнородных связей с другими людьми первоначально - с матерью, затем - с близкими, впоследствии - с дальними.

Усиливая эту мысль, можно постулировать нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество.

Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило - в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека. Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. Упоминаемый выше С. Л. Рубинштейн писал Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого существования в мире. Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом.

Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания. Совместность общение и взаимодействие с другими, деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни.

Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента например, постановка цели, а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление. Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности субъективности или способа бытия человека общность, деятельность, сознание являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками.

А потому и психологический анализ должен изначально быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности. В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях деятельность есть работа, занятие в какой-либо области.

В науке понятие деятельность определено недостаточно четко. Хотя в последнее время оно привлекает все более пристальное внимание психологов оно пока не получило единого и точного истолкования. Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Недостаточно четко определены соотношения категории деятельность с такими близкими понятиями, как активность, жизнедеятельность, поведение, практика. Еще в 1940 г. С. Л. Рубинштейн отмечал, что понятие деятельность употребляется в очень широком и неопределенном смысле.

Он писал, что в психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя, по существу, деятельность и активность. Но эти понятия необходимо различать. Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие - деятельность как совокупность результатов и последствий - продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство - деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения.

В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова - деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность - это самодеятельность - деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность - это практика. Фундаментальным, основополагающим среди выделенных смыслов категории деятельность является практика.

Именно практика является целостным и подлинно генетическим источником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта. Являясь универсальным, т.е. простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе, практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна.

Не может быть бессознательной вне и помимо сознания практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактического сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания человеческого способа существования производства, сознания, общности постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого. Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.

Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия деятельность и общение тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности. Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями.

Именно А. Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое вообще. Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.

А .Н .Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания. Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична она формируется на основе внешней предметной деятельности.

Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином интериоризация. При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания. Существует и обратный переход - от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином экстериоризация. Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану - примеры экстериоризации. А. Н. Леонтьев и его последователи полагали, что категорию деятельности можно положить в основание всей психологии.

Уточним не категорию практики, а именно деятельности, исходной формой которой мыслилось материально-предметное преобразование или производство. 2.

Человек как субъект деятельности

Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способн... Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельн... Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она... Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить толь... Согласно первой из них, умения и навыки рассматриваются как ступени, у...

Понятие общения в психологии

Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чт... Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения проис... Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности л... Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене ин... Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать ...

Человек как субъект общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего име... С другой стороны, важны особенности аудитории возрастные, социально-пс... В свою очередь, внешняя речь может быть устной и письменной. Устная ре... Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек з... Этот язык писал С.

Общение как взаимодействие

Такой конфликт является следствием плохой организации труда юриста его... Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения юриста от раз... описываются нами в курсе юридической психологии. В ходе познания друго... В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом ... более новая, информация оказывается наиболее значимой.

выводы на основе ограниченной информации. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или непринятия.

Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в определенном смысле необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношению людей между собой. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга основные из них - это заражение, внушение, подражание.

Заражение - это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей. Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.

Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок. Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации. В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер музыка, эмоции и т.п внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е. осуществляется посредством речевого сообщения.

С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе. Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.