рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Восприятие картинки

Восприятие картинки - раздел Психология, Восприятие Восприятие Картинки. Детям-Дошкольникам Трудно Правильно Воспринимать Картинк...

Восприятие картинки. Детям-дошкольникам трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая в себя изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки издавна использовалась для определения общего умственного развития ребенка.

Так, А. Бинэ ввел это задание в составленную им измерительную скалу ума. При этом он, а затем В. Штерн установили, что существуют три уровня стадии восприятия ребенком картинки. Первая стадия перечисления или, по Штерну, предметная, характерная для детей от 2 до 5 лет вторая стадия описания или действия, которая длится от 6 до 9-10 лет третья стадия истолкования или отношений, характерная для детей после 9-10 лет. Намеченные А. Бинэ и В. Штерном стадии позволили раскрыть эволюцию процесса восприятия ребенком сложного объекта картины и увидеть, что дети в процессе умственного развития переходят от фрагментарного восприятия, т.е. узнавания отдельных предметов, никак между собой не связанных, к выявлению сначала их функциональных связей что человек и делает, а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями причин, связей, обстоятельств, целей.

На самом высшем уровне дети истолковывают картинку, привнося свой опыт, свои суждения в то, что изображено.

Они раскрывают внутренние связи между предметами путем осмысления всей изображенной на картинке ситуации. Однако переход к этому высшему уровню понимания никак нельзя объяснить возрастным созреванием, как это утверждали А. Бинэ и В. Штерн. Исследования Г.Т. Овсепян, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Яковличева, А.А. Люблинская, Т.А. Кондратович показали, что особенности описания ребенком картинки зависят, прежде всего, от ее содержания, знакомого или мало знакомого ребенку, от структуры картины, динамичности или статичности сюжета.

Огромное значение имеет сам вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку. Спрашивая детей о том, что они видят на картинке, воспитатель ориентирует ребенка на перечисление любых предметов важных и второстепенных и в любом порядке. Вопрос Что делают здесь на картинке побуждает ребенка к раскрытию связей функциональных, т.е. действия.

Когда детей просят рассказать о событиях, изображенных на картинке, ребенок пытается понять изображенное. Он поднимается на уровень истолкования. Таким образом, один и тот же ребенок во время эксперимента может в один день показать все три стадии восприятия картинки. 2.4. Восприятие времени. Время такая же объективно существующая реальность, как и пространство, поскольку все явления действительности существуют не только в пространстве, но и во времени.

Сам объект познания время является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. Восприятие времени это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности Д.Б. Эльконин. По мнению Д.Б. Эльконина, для познания разных сторон времени нужна функция различных корковых структур мозга. Для ребенка отражение времени значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. Это обусловлено, прежде всего, самой природой времени как объекта познания и его ролью в жизни детей. 1. Время текуче.

Ни одна даже мельчайшая единица времени не может быть воспринята сразу, одномоментно, а лишь последовательно начало, а потом конец секунды, минуты, часы. 2. Для восприятия времени у человек нет специального анализатора. Время познается опосредованно, через движения и ритм жизненных процессов пульс, частота дыхания или с помощью специального прибора часов. У зрелого человека восприятие времени есть результат деятельности ряда анализаторов, объединенных в единую своеобразную систему, действующих как единое целое. У ребенка этой слаженности в работе анализаторов еще нет. 3. Восприятие времени легко искажается субъективными факторами заполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта, состоянием самого человека ожидание, увлеченность. 4. Обозначение временных отношений изменчиво.

То, что было завтра, становится после ночи сегодня, а через сутки вчера. Эта текучесть, отвлеченность, т.е. незримость времени, его слитность с теми же жизненными событиями, которые ребенок наблюдает, крайне затрудняют его вычленение и познание.

Впервые младенец ориентируется на время в середине первого месяца жизни, когда он приучается просыпаться регулярно через 3 часа, к моменту кормления. Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни ребенка. Дети преддошкольного и младшего школьного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, т.е. распределен по времени, то трех четырехлетний ребенок уверенно отмечает утро Мы еще не завтракали или вечер За нами скоро придут.

Он различает день и ночь. Вскоре к этим бытовым вехам присоединяются более объективные природные явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени Утро зимой еще не совсем светло, Вечер уже темно, солнца нет. Дети долго не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей, поэтому правильно употребляя некоторые обозначения времени, ребенок по существу не разумеет за ними действительности.

Мама, когда будет мой день рождения - Через два дня. Сколько раз я должен лечь спать Три раза. Мальчик 4 г. 4 мес. лег в кровать, три раза всхрапнул и заявил, что настал его день рождения. Если ребенку-дошкольнику трудно вычленить время как объект познания, действующий невидимо, но постоянно в жизни ребенка, то во много раз труднее ему выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в последовательном порядке давно минувшие события.

Поэтому даже старшие дошкольники считают, что, поскольку бабушка живет уже давно, она, конечно, видела Суворова, Пушкина и даже Петра I. Если ребенку рассказывают, что человек произошел от обезьяны, он совершенно не понимает, что такое те миллионы лет, которые отделяют животного предка от современного человека. У дошкольников есть лишь знание настоящего и какое-то смутное представление о прошлом времени Это было давно.

В старшем дошкольном возрасте в этом аморфном давно выступают первые временные ориентиры Это было еще до войны, Это было до революции. Однако эти опоры еще никак не локализованы в действительном времени исторического прошлого. Первой дифференцировкой времени служит введение слов сначала, потом, раньше, после этого в рассказ или характеристику события и показ воспитателем смысла временных отношений, которые существенны в данном событии.

Знакомясь с часами, их работой, ребенок начинает понимать независимость времени от желания и деятельности человека. В разных видах практики у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах час, день, сутки. 2.5. Восприятие пространства. Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает близкое пространство.

Далеким пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх.

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела. Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др. Чем точнее слова определяют направление подчеркивает А.А. Люблинская тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка.

М 1959, стр. 275. Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий.

Их оказываются способными решить только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Причина этому низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действия у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения Лаврентьева Т.В. Развитие линейного глазомера у дошкольников. М 1968 Особенно заметные сдвиги в развитии линейного глазомера происходят, если детей обучают использовать для решения задач наложение одного объекта на другой прикладывание вплотную друг другу, добиваясь максимального уравнивания.

Техническая сторона ориентировочных действий не меняется в зависимости от того, производятся эти действия с самими объектами или с их заместителями. Так, при обучении детей решению такого типа глазомерных задач, как выбор элемента определенной протяженности по образцу, вводили изготовление и применение картонной мерки, равной образцу. Мерка переносилась от образца к объектам, из которых производился выбор сам образец и объекты перемещать запрещалось.

Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач на глаз под руководством взрослого происходит постепенная интериоризация переход внешнего ориентировочного действия в перцептивный план. Но успех будет достигнут, если овладение глазомерными действиями происходит не за счет формальных упражнений, а путем включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.

Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх. 2.6. Восприятие художественных произведений. Советские психологи рассматривают художественное восприятие как результат развития личности. Оно не дается человеку от рождения. Не сразу воспринимает ребенок произведение искусства в качестве такового на первых ступенях развития для ребенка характерно действенное, утилитарное отношение к нему дети щупают, трогают изображение на картине, гладят его и т.п Однако зачатки художественного восприятия уже проявляются в дошкольном возрасте.

Решающую роль в развитии этой человеческой способности советские психологи и педагоги П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др. отводят воспитанию и обучению.

Иначе рассматривают этот вопрос зарубежные психологи. По мнению некоторых из них, восприятие красоты является врожденным, биологически присущим человеку психоаналитики связывают художественное восприятие с половыми инстинктами. Значительная группа психологов, искусствоведов, придавая пониманию эстетического развития интеллектуальный характер, считает, что в дошкольном возрасте ребенок еще не способен к эстетическому восприятию, эту способность он приобретает лишь в 10-11 лет. Восприятие детьми картины нельзя рассматривать в отрыве от ее смыслового содержания.

Л.С. Выготский экспериментальным путем установил, что стадии восприятия, выявленные В. Штерном, характеризуют не развитие восприятия картин, а соотношение между восприятием и речью на определенных ступенях развития. Большое значение в художественном восприятии, в понимании смысла изображенного имеет композиция произведения, степень совпадения смыслового и структурного центров картины.

Восприятие художественного произведения сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец и др А.В. Запорожец отмечал эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных.

Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях Запорожец В.А. Избранные психологические труды. М 1986, Т. 1 Стр. 71 Оценочные суждения детей дошкольного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить. При восприятии художественных произведений имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев.

Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дети в ролях находчивых, юмористических персонажей чаще всего предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках средние дошкольники животных, сказочных человечков, детей-ровесников старшие чаще просто наиболее занимательного и находчивого, наиболее веселого персонажа. Дети старшего дошкольного возраста значительно чаще младших оказываются способными воспринять в художественном произведении не только внешний, но и внутренний комизм, юмор, иронию.

В процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается на понимании дошкольниками картин, помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные в них. Интересные приемы, развивающие эмоциональную отзывчивость, наблюдательность, пробуждающие художественный вкус. Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера.

Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них второго, истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их в случае первоначальной неадекватной оценки.

Восприятие художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др Развитие эстетического восприятия происходит во всех видах художественной и бытовой деятельности ребенка. При грамотном руководстве со стороны взрослых оно уже в дошкольном возрасте может достичь относительно высокого уровня. 2.7. Восприятие человека.

Сложный психический процесс, каким является восприятие человека человеком, формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности в общении, познании и в труде. Уже в конце первого начале второго месяца жизни ребенок начинает выделять взрослого из окружающей среды, сначала улыбкой, потом комплексом оживления реагировать на него. Активно развивается этот социально-перцептивный процесс уже в младенчестве и раннем детстве.

Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности потребности в общении. В то же время именно в процессе общения с взрослыми особенно интенсивно развивается восприятие его ребенком. Развитие общения с взрослым, изменение его содержания дает возможность ребенку не только тоньше дифференцировать внешний облик окружающих людей, но и воспринимать их с разных сторон, вычленять их существенные функции. Так уже в процессе делового общения с 10-11 месяцев взрослый выступает для ребенка не только как человек, способный удовлетворить его органические потребности, но и как организатор знакомства с общественным опытом действий с предметами, как руководитель ориентировки его в окружающем мире. Чрезвычайно важно, что в этот ранний этап, период сензитивный для развития речи, взрослый выступает для ребенка и как носитель речевых форм общения.

Овладение речью оказывает значительное влияние на процесс формирования у ребенка восприятия человека.

Именно благодаря этому человек начинает выступать в восприятии ребенка как лицо, обладающее не только непосредственными чувственно данными свойствами, но и сигнализируемыми ими психическими свойствами Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М 1983, Стр. 79 В дошкольный период восприятие человека продолжает активно формироваться, чему в значительной степени способствует овладению ребенком новыми видами деятельности особенно коллективными, расширение круга и появление внеситуативного личностного общения.

Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. Особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное творчество. По тому, каких людей изображает ребенок, как раскрываются их образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в человеке запечатлевается им легко, на что он обращает большее внимание.

Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают доверительное отношение, привязанность. В восприятии человека всегда, как справедливо отмечает А.А. Бодалев, отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М 1983, Стр. 79 Замечено, что дети с высоким социометрическим статусом в группе чаще непопулярных положительно оценивают воспитателя по признаку личного отношения педагога к ребенку.

Положение ребенка в группе сверстников проявляется и в восприятии детьми друг друга. В специальных исследованиях было выявлено, что чем выше положение ребенка в группе, тем выше его оценивают его сверстники, и наоборот. По данным Р.А. Максимовой, с большей степенью объективности 79-90 дети оценивают сверстников, занимающих лидирующее и среднее положение в межличностных отношениях. Менее адекватно оцениваются дети низким социометрическим статусом степень объективности здесь составляет лишь 40-50. Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и характер их взаимоотношений.

Оценивая ребят, к которым они проявляют симпатию, дети называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. В числе основных положительных качеств сверстника дошкольники отмечают умение хорошо играть, доброту, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способность, аккуратность. Способность увидеть и оценить личностные качества окружающих помогает ребенку воспринять и героев художественных произведений.

Исследуя восприятие детьми дошкольного возраста выразительной стороны рисунка, Т.А. Репина выявила, что наиболее доступны дошкольнику эмоции, отраженные непосредственно в мимике изображенного персонажа. Значительно труднее особенно для младших дошкольников воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни восприятия 1. не понимается ни эмоция, выраженная в картине, ни ее сюжет 2. правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается 3. осознается сюжет картины и адекватно воспринимается ее эмоциональное содержание.

Немаловажное значение имеет и то, какое эмоциональное состояние воспринимают дети эмоцию радости и гнева, выраженную в мимике персонажей на картине, дошкольники улавливают легче, нежели выражение грусти и печали.

Важную роль в развитии социальной перцепции ребенка играет взрослый. В процессе руководства деятельностью детей, их общением, восприятием ими художественных произведений взрослый родитель, воспитатель обращает внимание на разные стороны поведения дошкольника, его внешний вид, проявление личностных, интеллектуальных волевых качеств. Оценивая и фиксируя их, взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них точки зрения на людей, эталоны, с которыми они должны сверять свое поведение и которыми они должны мерить поведение своих товарищей.

Очень значимо в этом процессе поведение и внешний облик самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личной микросреде Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М 1983, Стр. 147 III. Младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс.

Благодаря накопленному опыту семи десятилетние дети легко узнают предметы и целые картины. Даже незнакомые механизмы, растения, знаки школьники уверенно воспринимают категориально, т.е. как представителей какой-то группы вещей Это какая-то машина, Какой-то куст. Синкретичность у младших школьников выражается все слабее благодаря обостряющемуся вниманию к отношениям частей в целом, стремлению найти смысловые связи при восприятии предмета. Однако и у младшего школьника легко увидеть некоторое своеобразие восприятия.

Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании пространства, хотя точность различения геометрических форм, их правильное называние у детей после 7 лет заметно возрастают по сравнению с детьми-дошкольниками Л.А. Шварц, С.В. Мухин, М.Н. Волокитина. Но правильно обозначают геометрические формы все же только 55 детей, поступивших в школу Б.И. Хачапуридзе. Сохраняется у первоклассников и тенденция опредмечивания незнакомых им форм О.И. Галкина, С.Н. Шабалин.

Поэтому младшие ученики называют цилиндр стаканом, конус опрокинутый волчком или крышей, четырехгранную призму столбиком и т.д. Это говорит о неизжитых еще трудностях в абстрагировании формы от предмета. Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Действительно, до школы дети обычно осваиваются лишь две формы шар и куб. Причем куб им знаком скорее как элемент строительного материала кубик, а не как геометрическое тело. Плоскостные фигуры они знают лучше, среди них квадрат, круг, треугольник.

Но в знании первоклассников даже этих нескольких обнаруживаются ошибки, связанные с неверным обучением детей до школы. Например, дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Видя нарисованный круг, дети называют его шариком, мячиком. Нарисованный шар с характерной для него выпуклостью, отмеченной штриховкой и бликами дети воспринимают как кружок. Еще больше ошибок наблюдается в узнавании цилиндра и конуса О.И. Галкина.

Причина тут одна отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается, прежде всего, с помощью осязания, в процессе моделирования, конструктивной деятельности. Поэтому работа по труду должна быть широко использована как воспитателями детского сада, так и учителями для ознакомления детей с объемными формами и закреплении у школьников четких представлений о них. Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия.

Так, многие из них узнают прямую линую, если она проведена в горизонтальном положении, но если они начерчена вертикально или наклонно, дети не воспринимают ее как прямую. То же происходит и при восприятии треугольника. Если это слово дети связали только с прямоугольным треугольником и только при одном его положении в пространстве допустим, гипотенуза справа, вершина вверху, то все остальные виды той же фигуры и даже тот же прямоугольный треугольник, помещенный вершиной вниз, уже не относится учениками к этой группе геометрических фигур.

Такая ограниченность свидетельствует о сохранившейся у младших школьников смутности, нерасчлененности их восприятия. Подобные ошибки имеют общую причину слитность воспринимаемого знака. Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов, структуры, пространственных отношений этих элементов. Преодолевается такая слитность не количеством повторных записей каждого знака, а его членением на элементы и активным конструированием знака.

Детям нужно показывать, где, откуда идет кружок, точка, длинная палочка, куда смотрит короткая горизонтальная линия цифры 5, где соединяются линии в заданной букве. Огромную роль в развитии пространственного восприятия играет сравнение двух сходных, но в чем-то разных предметов. Такое сравнение позволяет выделить те отличительные признаки предметов, которые для них характерны Л.И. Румянцева. Требования учителя умещать весь буквенный или цифровой знак и каждый его отдельный элемент в определенном месте тетради, записывать его точно на линейке увеличивают трудности написания цифр и букв. Вместе с тем такие требования приучают детей к вычленению определенных пространственных признаков.

В развитии пространственного видения существенную роль играет освоение измерения. Знакомство с метром и сантиметром материализует пространственные признаки предметов, а измерительная деятельность на уроках математики, труда, природоведения, физкультуры развивает глазомер, оценку расстояния и величины ребенок учится выделять пространственные характеристики предметов и их сочетания. Все более легкое выделение пространственных признаков и связей, совершенствование наблюдения и понимания отчетливо сказываются на дальнейшем развитии восприятия сюжетной в том числе художественной картины младшими школьниками.

В результате специального обучения дети начинают воспринимать не только сюжет картины, но и особенности композиции, а также многие выразительные детали.

Ученики чувствуют знойный жаркий день во время жатвы или сырой, туманный воздух на озере. Такое восприятие совершается как единый сложный процесс постоянного движения мысли от восприятия целой картины синтеза к ее анализу, затем снова к целой картине и снова к вычленению все более мелких и ранее не замеченных деталей, которые позволяют глубже понять идею картины. Подбор названия, этой высшей формы обобщения, вполне доступен детям 7-11 лет и является эффективным средством обучения школьников выделению главного в картине. В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия слушание.

Уже в дошкольном детстве ребенок ориентировался на указания, требования, оценки взрослого на основе восприятия его речи. Он с удовольствием слушал рассказ воспитателя, сказку. У школьников слушание становится не только средством, но и видом его учебной деятельности. Слушание включено в любой урок, так как все действия школьника, его успех, а значит, и отметка в первую очередь зависят от его умения слушать объяснения и указания учителя.

Кроме того, дети слушают с критической направленностью ответы, решения, объяснения своих товарищей. Слушание, как и чтение, становится своеобразной формой умственной деятельности детей. Такая умственная деятельность требует не только вычленения отдельных слов и понимания значения каждого из них. Слушание рассказа требует установления связей слов в предложении и связей между предложениями, абзацами и, наконец, разделами и главами.

Так же как в восприятии картины, обобщение всего содержания дается в названии рассказа и подзаголовках, данных к каждой его части, что обеспечивает более глубокое понимание детьми всего текста. В развитии младшего школьника все большее значение принимает восприятие времени. Ученики вынуждены следить за временем, чтобы не опоздать в школу, чтобы успеть выполнить до звонка заданную работу, чтобы вовремя начать подготовку домашних уроков. Дети привыкают к определенной длительности урока.

Все чаще и разнообразнее выступает для них время как одно из первостепенных условий успешности выполнения отдельных дел и человеческой деятельности в целом. Дети научаются ориентироваться во времени, пользоваться часами. Известные им с ранних возрастов названия единиц времени час, минута, сутки наполняются содержанием, приобретают определенность. Однако даже и в V-VI классах дети часто ошибаются в определении таких временных единиц, как минута или секунда, и таких малознакомых им интервалов, как 5, 10 и 15 минут.

К середине младшего школьного возраста дети способны ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени, беречь время, разумно распределять необходимые дела с учетом их длительности. Конечно, при этом школьники еще долго делают серьезные ошибки, обычно представляя себе длительность какого-либо дела меньшей, чем она есть в действительности. Поэтому ребята III-IV классов так часто не успевают сделать все то, что они заранее наметили.

Огромным достижением в развитии восприятия младшего школьника является установление им первых связей пространства, времени, количества. Формированию представлений о времени, его объективной природе и длительности различных временных отрезков в значительной мере способствует освоение школьниками начальных знаний по природоведению о годовом и суточном движении Земли, времени прорастания семян, о сезонных явлениях. Среди условий, обеспечивающих восприятие времени школьниками, существенную роль играет и изучение на уроках русского языка глагола с его формами настоящего, прошедшего и будущего времени.

Разбор предложений, специальное изменение глагола и соответствующая перестройка всего предложения демонстрирует детям смысловое значение времени, обеспечивают его вычленение, дифференцировку, раскрывают для школьника знание точности его словесного обозначения я купил, покупаю, куплю. Таким образом, учение основная для младшего школьника деятельность знакомит его с категорией времени.

Развивающаяся самостоятельность ребенка, участие в кружках и различной общественной деятельности побуждает его чаще, точнее, и последовательнее ориентироваться во времени. Он учится беречь время, узнает его необратимость, его величайшую ценность. 3.1. Восприятие художественных произведений. К концу дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте отношение к воспринятому меняется, появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя Н.Д. Николенко и др В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого.

Особая, ни с чем не сравнивая воспитательная сила искусства в том прежде всего и заключается, что оно дает возможность войти внутрь жизни, пережить кусок жизни, отраженный в свете опредленного мировоззрения говорил крупнейший советский психолог Б.М. Теплов. И самое важное то, что в прочессе этого переживания создаются определнные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усваиваемые Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. 1947 г Вып. 2, Стр.15 Вначале оценки, возникающие в результате внутренней активности человека, выражаются в предпочтении того, что просто нравится вместе с художественным развитием человека они совершенствуются, приобретают характер высоких суждения об искусстве с точки зрения эстетического идеала.

IV.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Восприятие

Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. … Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает… Воспринимать кресло это значит видеть предмет, в который можно сесть писал французский психолог П.Жанэ а воспринимать…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Восприятие картинки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Восприятие цвета и формы
Восприятие цвета и формы. Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьм

Восприятие целого и части
Восприятие целого и части. Спорным в детской психологии является вопрос о том, на что опирается ребенок в своем восприятии предмета на его целостное отражение или на узнавание отдельных част

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги