СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. следует заметить, что объем информации вошедшей во все разделы огромен и очень четко подобран. Хотелось бы даже уменьшить количество примеров, результатов исследований, дабы приоткрыть тот остов на который все так органично вписывается. Конечно, можно было бы и покритиковать за значительные углубления в сферу психологии личности, и особенно в социологию, но как бы поверхностному взгляду это не особо заметно.

Следует сказать о продуманности изложения материала в первой части и предполагать тоже самое по поводу второй и третьей частей. Вторая часть книги Социальное влияние, состоит из пяти глав, каждая из которых по-своему неповторима.

Например, шестая глава Пол, гены и культура повествует о гендерных различиях. Наиболее ярко эти различия проявляются в агрессии или сексуальности. Гендерные различия в сексуальных установках оказывают влияния и на поведение. Эпизодический одноразовый секс наиболее характерен для мужчин с традиционной маскулинной установкой. Гендерные различия про- являются и в сексуальных фантазиях. Д. Майерс ставит вопрос о культуре и поведении, приводя очень интересные данные. Вводится определение личностного пространства как буферного пространства, которое мы предпочитаем сохранять вокруг себя. Размер этого пространства зависит от нашей близости с собеседником.

Далее приводятся примеры дистанций, которые практически совпадают с теми, что мы уже видели в курсе лекций по Психологии общения М. И. Станкина. Рассмотрим теперь определение коллективизма в американском учебнике и сравним его по А. В. Петровскому. Коллективизм- концепция, отдающая приоритет целям той или иной группы по сравнению с личными целями.

В соответствии с этим происходит самоидентификация. Несколько иное понятие дает А. В. Петровский коллективизм - принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга1. Д. Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма в азиатских культурах и в странах третьего мира. Приводятся интересные данные исследований проведенные кросс-культуральными психологами о противостоянии индивидуализма и коллективизма.

Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению социальной роли как набору норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Примерно похожее определение мы встречаем у М. И. Станкина в Психологии общения социальной ролью называется ожидаемое поведение человека, занимающего данное общественное положение, обязывающее его вести определенным образом2. В седьмой главе, полностью посвященной конформизму, как изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

В данном учебнике приводятся такие классические эксперименты, как эксперименты Шерифа, Аша, Р. Кратчфилда, Мигрема и т. д Ссылки на данные эксперименты имеются и в нашем отечествен- ном учебнике Г. М. Андреевой, но они не более, чем краткое описание некоторых из них. Проблеме конформизма к сожалению до сих пор не занимались в нашей стране.

Поэтому, конечно интересно будет прочитать об этом в американском учебнике. Д. Майерс поднимает два очень 1. А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский. Психология. Словарь. М. Политиздат, 1990 г. стр. 167. 2. М. И. Станкин Психология общения. М. Институт практ. психологии, 1996 г. стр. 164 объемных вопроса Почему проявляется конформизм, и Кто проявляет конформизм.

Делая выводы по главе американский автор обращает внимание, что социальная психология к могуществу социального давления должна дополняться вниманием к возможностям личности. Мы не марионетки. В группе мы лучше всего осознаем, чем отличаемся от других. Данной проблеме придано большое значение в этом учебнике, использован значительный вклад психологов занимающихся в этой области. В учебнике Г. М. Андреевой показана модель коммуникативного процесса Лассуэлла, которая включает пять элементов, такие как коммуникатор, текст, канал, аудитория и эффективность. Приблизительно также модель коммуникативного процесса описана на страницах американского учебника, где показаны четыре фактора этого процесса коммуникатор, само сообщение, канал и аудитория.

Используя эту модель Д. Майерс приводит пример действия последней в процессе втягивания в секту. Информация достаточно интересная, и уникальная для отечественной социальной психологии т. к. по всей видимости, каких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюдается. Переходя к следующей главе, которая называется влияние групп мы уже можем сравнивать ее с нашим разделом Социальная психология групп в отечественном учебнике.

Но посмотрим в каком направлении пойдет рассмотрение данного вопроса в американском учебнике. Итак группа двое или более лиц которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как мы. Обратимся к психологическому словарю А. В. Петровского и посмотрим, что только определение малой группы схоже с вышеописанным в американском варианте.

Малая группа - относительно небольшое число, непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. В этой главе рассматриваются три примера таких коллективных влияний как, социальная фасилитация - усиление доминантных реакций в присутствии других социальная леность - тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели и деиндивидуализация - утрата самосознания и боязни самооценки.

Особый интерес занимает проблема лидерства, которая также подробно описана в учебнике Г. М. Андреевой. Лидерство в американском учебнике определяется как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за со- бой группу. Как видно со страниц Д. Майерс не ставит таких четких границ, между понятиями лидер и руководитель. Однако в американском учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициального характера лидерства, роли целевого и социального лидеров.

Целевые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредоточены на достижении цели. Социальные лидеры сплачивают команду, улаживают конфликты и оказывают поддержку. Целевые лидеры част используют директивный стиль, чтобы отдавать правильные приказания, они сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней задаче. У социальных лидеров часто проявляется демократический стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и поощряется их участие в принятии решений.

Как видно из текста, стили лидерства в американском варианте представлены только два директивный и демократический. В то же время Г. М. Андреева описывает три стиля лидерства, такие как авторитарный, демократический и попустительский стили. Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной психологии в сферу правосудия, а конкретнее в суд присяжных. Подобно всем другим экспериментам в социальной психологии, лабораторные эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теоретические положения и принципы, которые мы можем применять при интерпретации более сложного мира нашей повседневной жизни.

Подводя итог второй части