рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторический очерк

Работа сделанна в 1998 году

Исторический очерк - Курсовая Работа, раздел Психология, - 1998 год - Восприятие младшими школьниками пейзажной живописи "Малых голландцев" Исторический Очерк. Социально-Экономическая И Политическая Характеристика Гол...

Исторический очерк. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОЛЛАНДИИ В XVII ВЕКЕ. При всей общности творческих явлений, протекавших в XVII столетии в искусстве различных европейских стран, каждая из национальных школ Европы обладала ярко выраженным своеобразием.

Голландия во всем была отлична от других европейских стран. Она выделялась своими нетипичными географическими условиями, историческими судьбами, социальной основой, характером развития культуры. Уже само появление Голландии на исторической арене в качестве новой могущественной политической силы таило в себе нечто неожиданное небольшой уголок земли на побережье Северного моря внезапно оказался узловым пунктом Европы.

Многое выглядело здесь совершенно необычным. Новый тип государства - первая буржуазная республика, единственный в Европе образец государственно-политической формы, распространение которой начнется только через два столетия. Новый общественный строй и новый жизненный уклад. Сам облик страны, где природа несла в себе признаки активной преобразующей деятельности человека.

Новый тип художественной культуры - непривычное соотношение отдельных видов искусства, колоссальный, подавляющий перевес живописи над всеми остальными отраслями творческой деятельности. И, наконец, специфический характер самой голландской национальной живописной школы. Эти специфические особенности определило то, что Голландия была первой в мировой истории страной, где победила буржуазная революция. Ликвидация гнета абсолютистской Испании и сложение нового социального строя способствовали ускоренному экономическому и культурному прогрессу.

В конце XVII - начале XVIII веков Голландия потеряла свое экономическое и политическое значение, т.к. на международной торговой арене выступили Англия и Франция. Но в XVII веке в мировой экономике Голландия прочно занимала ведущее положение. Она была связующим элементом в промышленной и торговой деятельности тогдашней Европы. Ее гигантский торговый флот, по количеству кораблей превышавший численность всех европейских флотов в сумме, занял главенствующее положение на мировых морских коммуникациях.

Голландия выступала как всеобщий торговый посредник в масштабе всего мира. Преобладание торговли над промышленностью и сельским хозяйством сильно повлияло на особенности социальной структуры голландского общества, где преобладал выраженный перевес класса буржуазии. Более высокая, нежели в других странах, ступень социальных отношений в голландской буржуазной республике породила соответствующий уровень общественного сознания.

Сложились благоприятные условия для развития науки и искусства, т. к. они могут развиваться только при свободе разума и мысли. Голландия была отлична от Европы и своей религией - протестантизмом. Протестантизм кальвинизм как его форма, вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в стране не имело такого влияния, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Отсутствие богатого патрициата и католического духовенства имело огромные последствия для развития голландского искусства.

У голландских художников был другой заказчик бюргеры, голландский магистрат, украшавшие не дворцы и виллы, а скромные жилища или общественные здания поэтому и картины в Голландии этой поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса, и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи. В Голландии церковь не играла роли заказчика произведений искусства храмы не украшались алтарными образами, т. к. кальвинизм отвергал всякий намек на роскошь протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри.

Все это привело к решительному преобладанию в искусстве светского начала. ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ В XVII ВЕКЕ. Главное достижение голландского искусства XVII века - в станковой живописи. Объектами наблюдения и изображения голландских художников были человек и природа.

В картинах, изображающих голландский быт, нашли отражение трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров. Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, узкая специализация по отдельным видам тематики портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Так же представлена живопись на евангельские и библейские сюжеты, но далеко не в таком объеме, как в других странах, равно как и античная мифология.

В Голландии никогда не было таких связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли, как во Фландрии. Овладение реалистическими тенденциями, сложение определенного круга тем, дифференциация жанров как единый процесс находят завершение к 20-м годам XVII века. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, везде они находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей. Положение художника в Голландии было далеко неоднозначным.

Несмотря на внешнюю свободу в своих творческих устремлениях вещей, голландский художник все время находится в сфере активного воздействия со стороны господствующих в обществе воззрений и вкусов. Попытки даже самых крупных из голландских мастеров бросить вызов конформистским тенденциям неизбежно влекли за собой материальные невзгоды или творческую изоляцию. Известно, что профессия живописца как и других видов творческой деятельности во все времена была достаточно редкой.

В Голландии она утрачивает присущий ей оттенок исключительности и становится столь же распространенной, что и профессия любого ремесленника. Во многих голландских городах число членов гильдии Св. Луки - цеха, в который входили живописцы превосходило численность цехов самых рядовых профессий. Если вспомнить, что в XV - XVI веках северо-нидерландские провинции по уровню художественного развития заметно уступали южным областям страны, то тем более поразительным окажется факт внезапного появления в Голландии XVII века огромной массы живописцев, среди которых было множество высокоодаренных художников.

Несомненно, что колоссальной продуктивности голландских живописцев содействовала система художественного рынка, благодаря которой произведения искусства вошли в широкий торговый оборот. Но это было лишь одно из предрасполагающих обстоятельств, а отнюдь не решающее условие столь интенсивного развития голландской живописи. Таким условием был гигантский творческий подъем, пережитый страной и предопределивший весь ее художественный климат.

Именно этот подъем послужил базой не только для роста численности художников, но и для небывалого расширения круга потребителей искусства. Пожалуй, ни до, ни после того в истории искусств не было примера, чтобы живопись заняла такое больное место в жизни общества, так естественно вошла в повседневный быт на всех его социальных уровнях. Картины в Голландии можно было приобрести повсюду - у художников, у специальных торговцев, у разного рода комиссионеров, на аукционах, на сельских ярмарках их покупали все начиная от состоятельных людей вплоть до мелких бюргеров и даже крестьян.

По свидетельству современников, дома голландцев были полны картинами. Произведения живописи рассматривались и как естественное украшение жилища и как объект художественного коллекционирования, которое вышло из узких границ и стало достоянием очень большого числа ценителей искусства. Первоклассными художественными собраниями владели не только видные представители общества, например один из богатейших амстердамских патрициев Ян Сикс или великий живописец Рембрандт, бывший, как известно, страстным коллекционером, но и малоизвестные люди. Обилие картин повлекло за собой их крайнюю дешевизну. Подъему голландской живописи благоприятствовали очень важные общественные и творческие факторы, ибо Голландия оказалась единственной в XVII веке национальной школой, которая получила возможность воспользоваться плодами двух революций социальной и художественной.

Победа буржуазной революции, резко выделившая Голландию из ряда других стран, была, при всех своих неизбежных исторически ограниченных чертах, еще одной ступенью общественного прогресса, следующим важным шагом на пути обретения человеком того времени нового уровня духовного и творческого самосознания.

На новой социальной почве, в обновленной духовной среде революция в живописи, которой был ознаменован XVII век, привела к особенно плодотворным результатам.

Смысл этой революции, начатой в Италии Караваджо и продолженной усилиями многих мастеров в других странах, заключен в решительном отходе от господствовавших прежде идеальных форм художественной типизации и в непосредственном обращении живописи к материалу реальной действительности в более широком круге ее явлений, не входивших прежде в число объектов искусства. По существу, здесь можно говорить о втором открытии мира, о следующем рубеже после того коренного перелома, который означала эпоха Возрождения.

Голландская станковая живопись характеризуется максимально разветвленной системой живописных жанров. Наряду с традиционными жанрами, такими, как композиция на библейско-мифологическую тематику, как портрет, как историческая картина, в Голландии наблюдается бурный подъем новых жанров, которые появились и пережили свой первый расцвет именно и XVII веке бытового жанра, пейзажа и натюрморта. Революция в живописи сделала резкий акцент на индивидуализации жизненных явлений.

В Голландии такого рода индивидуализирующие тенденции выразились в исключительном разнообразии живописных жанров и в расщеплении этих последних на многочисленные подвиды, разделы и отдельные типы картин. Параллельно с этим происходил процесс соответствующей творческой специализации самих художников. Живописец, одинаково плодотворно работавший в нескольких жанрах, составлял в Голландии скорее исключение, чем правило. Подобные исключения чаще встречаются среди наиболее выдающихся художников - ими были наряду с Рембрандтом Карель Фабрициус и Ян Вермер, но этого уже нельзя сказать о таком великом мастере, как Франс Хальс, деятельность которого сосредоточена почти всецело в сфере портрета.

Якоб ван Рейсдаль, один из самых значительных мастеров эпохи только пейзажист. Что касается большинства других голландских художников, то они обычно придерживались рамок какого-либо одного жанра, нередко даже не выходя за пределы немногих многократно варьируемых изобразительных мотивов.

Подобного рода дробление в сочетании с узкой специализацией живописцев в особенности дало себя знать в новых жанрах. Так, например, бытовой жанр подразделялся на сцены из жизни состоятельных бюргеров и офицеров Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер де Хоох, среднего и мелкого бюргерства Ян Стен, из крестьянской жизни Адриан ван Остаде, Корнелис Бега, Говерт Кампхейзен, эпизоды быта ученых и врачей Геррит Доу, Томас Вейк. В пейзажном жанре мы находим маринистов Ян Порселлис, Симон де Влигер, Ян ван де Капелле, Виллем ван де Вельде, изобразителей лесных уголков Ян Веинантс, Мейндерт Хоббема, широких равнинных видов Филипс Конинк или мастеров отдельных специальных мотивов - зимних видов и пейзажей при лунном свете Арт ван дер Нер. Из мастеров интерьера один изображают комнаты бюргерских домов Питер Янсенс Элинга, другие - внутренние виды церквей Питер Санредам, Герард ван Хоукгест, Хендрик ван Флит. Натюрморт подразделяется на скромные завтраки Питер Клас, Биллем Хеда, богатые нарядные десерты Абрахам ван Бейерен, Виллем Кальф, цветочные букеты Ян Давидс де Хем, аллегорические мотивы Хармен Стейнвейк.

Возникают своеобразные промежуточные жанровые формы, например анималистический жанр, совмещающий изображения животных и элементы пейзажа Пауль Поттер, Альберт Кейп, или композиции, объединяющие в себе качества бытового, анималистического жанра и пейзажа Филипс Воуверман.

Очень важно подчеркнуть стабильность этих жанровых подразделений. Основные характерные признаки каждого из них, при всем богатстве их вариаций в творчестве различных мастеров, сохраняются достаточно строго.

Причина такой устойчивости таится отнюдь не в официальной канонизации, не в соблюдении какого-либо свода обязательных правил постоянство типологических форм - это характернейшая особенность искусства XVII века, органическая форма развития внестилевой линии в эту пору, особенно ярко выраженная в условиях Голландии. Идейные и изобразительные установки каждого жанрового подразделения не складывались сразу, они возникли как следствие творческих поисков одного или целого ряда живописцев, но симптоматично, что результаты их исканий быстро выходили из пределов личной творческой сферы отдельного мастера, и, превращаясь в достояние большого числа художников, обретали завершенные типологические признаки.

В дальнейшем сложившийся тип картин мог развиваться и видоизменяться многими мастерами либо в рамках какой-нибудь одной локальной школы, либо же в нескольких художественных центрах, но и в этих условиях он сохранял свою единую формообразующую основу.

Характерно в данном смысле, что те голландские живописцы, которые испытали свои силы в различных, подчас далеких друг от друга жанрах, не нарушали их стабилизированных форм. Необыкновенная устойчивость типологических форм дала о себе знать даже в творчестве такого великого мастера, как Ян Вермер, который в сюжетном составе многих своих работ и даже в отдельных изобразительных мотивах оставался верным традиционному кругу голландской жанровой живописиоригинально интерпретируя их уже внутри этих рамок.

Основные этапы художественного процесса в Голландии XVII столетия хорошо согласуются с общей периодизацией западноевропейского искусства этой эпохи. Периоды становления до 1640г расцвета с 1640 до 1670 г. и упадка после 1670 г. хронологически совпадают с неким общеевропейским вариантом. Специфическую черту голландского искусства составляет особая уплотненность, насыщенность этапов его эволюции вся великая художественная эпоха укладывается менее, чем в три четверти века, охватывая 2 - 3 поколения живописцев, но зато включая необыкновенное множество художественных явлений.

Другая особенность эволюции голландского искусства - очень четкая выявленность ее начального и конечного рубежей, отсутствие растянутых переходных фаз, связывающих искусство XVII века с предшествующими и последующими художественными этапами. Начало рассматриваемой эпохи совпадает с появлением Голландии как суверенного государства на европейской арене в первом десятилетии XVII века, а ее финал связан с наступлением на рубеже 1660 - 1670х годов внезапного и катастрофического художественного упадка.

К концу 1660х годов завершает свой жизненный путь большинство из голландских живописцев, работавших в период расцвета, а мастера следующего поколения обнаруживают признаки явной деградации. В последнем тридцатилетии голландская школа превращается в нечто сугубо провинциальное, за исключением произведений отдельных мастеров.

ПЕЙЗАЖНЫЙ ЖАНР ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ. Особенно интересен пейзажный жанр Голландии XVII столетия. Это не природа вообще, некая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж, который можно узнать и в современной Голландии знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ними лодками летом и с конькобежцами - зимой. Воздух насыщен влагой, серое небо занимает в композициях большое место. Современников поражал облик этой страны.

Бог дал голландцам только небо и воду, а землю они создали сами, гласит голландская поговорка. В справедливости ее убеждал ландшафт Голландии - плоская, покрытая сочной зеленью земля, рассеченная извивами речных русел и геометрической сеткой каналов. Но именно эта земля вдохновляла художников, именно эту землю они воспели и увековечили в своих живописных произведениях. Рембрандт призывал своих коллег учится следовать прежде всего природе и отображать все, что можно в ней найти.

Он говорил, что небо, земля, море, животные - служат для упражнения художника равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Он считал, что в отечестве каждый может открыть столько много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, можно найти жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого. Формирование пейзажного жанра на I этапе голландскою искусства происходило очень результативно. Сам по себе интерес к миру природы и к пейзажу как самостоятельному жанру был показателем высокой развитости субъективной сферы творческого сознания.

К Голландии, с ее необыкновенно обширной и разветвленной пейзажной живописью и с множеством представляющих ее мастеров, это относится в большей мере, чем к любой другой национальной школе Европы. В Италии, Фландрии, Франции с первых десятилетий XVII века развилась концепция идеального пейзажа, воплощенная либо в формах классицизма или близких к нему Аннибале Карраччи, Эльсгеймер, Доменикино, Клод Лоррен, либо барокко Рубенс.

Напротив, голландский пейзаж означал решительный отказ от идеальной нормы, от широкого вселенского охвата он утверждал обращение к отдельному, единичному мотиву реальной, повседневной природы, как бы увиденному обычным человеком в естественной жизненной ситуации и носящему на себе отпечаток субъективно-индивндуалыного переживания этого последнего. Именно богатство реальных впечатлений от окружающей человека природной среды содействовало формированию множества тематических подразделений голландского пейзажного жанра.

Внешне процесс сложения новой пейзажной концепции у голландцев осуществлялся как и в бытовом жанре в обособлении и последующем самоопределении пейзажных мотивов из нерасчлененного типа полупейзажной - полужанровой картины рубежа XVI и XVII веков. На смену ему в 1620-х годах приходят работы нового типа - морские пейзажи Яна Порселлиса ок. 1584- 1632 и Симона де Влигера 1601 1653, придорожные мотивы Питера де Молейна 1595 - 1661, речные ландшафты Яна ван Гойена 1596 1656 и Саломона ван Рейсдаля ок. 1602 - 1670. Песчаная полоса берега, за которой виднеются качающиеся на волнах корабли, унылые дюны с одиноким деревом и двумя-тремя фигурами, покосившаяся сельская хижина, дорога среди пологих холмов, высокое облачное небо, уходящие вдаль плоские берега в широких устьях рек - все эти мотивы, впоследствии укоренившиеся и бессчетно повторенные в пейзажной живописи будущих эпох, кажутся нам настолько естественными и привычными, что мы подчас не отдаем себе отчета в том, какой решительный сдвиг они означали для своего времени, каких творческих усилий потребовала сама их разработка.

Не следует забывать, что именно голландцы первыми увидели эти мотивы в натуре и нашли для них такие принципы живописного воплощения, которые при всей внешней простоте и очевидности представляют в своем роде завершенные пластические формулы.

Эстетическая содержательность этих решений и вызываемая ими полнота реального впечатления подтверждаются их поразительной долговечностью во всей последующей истории искусств.

Но голландские мастера шли не только по линии дифференциации образов природы. В тот же период у них можно наблюдать примеры более общего подхода, стремление к созданию пейзажной картины большой внутренней масштабности и эмоциональной высоты. Речь идет о творчестве Геркулеса Сегерса 1589 - до 1638, место которого в пейзажном жанре составляет определенную аналогию к роли Рембрандта в голландской библейско-мифологической картине этого же художественного этапа, с той, однако, существенной разницей, что работы Сегерса в своем большинстве свободны от специфического отпечатка неполного, ограниченного раскрытия творческого потенциала художника, от оттенка определенной незрелости, который присущ рембрандтовским произведениям этих лет. Сегерс принадлежал к тем трагическим натурам, уделом которых в Голландии было одиночество, непонимание буржуазной публикой их истинного значения и связанное с этим жизненное неблагополучие.

Причинами здесь служили, как правило, резкая выделенность крупной художественной индивидуальности из общего ряда художников, творческая смелость и неспособность к компромиссам. Вклад Сегерса в искусство пейзажа равновелик в живописи и в графике.

Для своих картин он обычно выбирает значительные объекты - широкие далевые виды городов среди окружающего их ландшафта либо речных долин. В живописном преломлении Сегерса они обретают черты подлинного величия и большой силы чувства, из воспроизведения облика отдельной местности перерастая в целостный образ страны.

Таковы Вид города Ренена Берлин - Далем, Долина реки Маас Роттердам, Горный пейзаж Уффици, в которых преобладают то эпические черты, то настроение захватывающего драматизма. Широтой панорамного охвата эти работы могут отдаленно напомнить пейзажные концепции классицизма и барокко, но, в отличие от них, Сегерс сохраняет силу и непосредственность глубоко личного переживания природы. Если живописные произведения Сегерса по характеру их общего замысла воспринимаются в известной соотнесенности с традициями XVI века и современными ему исканиями в других национальных школах, то его графические работы оставляют впечатление поистине уникального своеобразия.

Как бы следуя экспериментаторскому духу пейзажного офорта Бейтевега, Сегерс открыл в этом жанре новые пути. Он разработал технику цветного офорта, используя в различных сочетаниях бумагу и печатную краску самых разнообразных цветовых оттенков с последующей дополнительной тонировкой изображения при помощи кисти.

Такая техника сообщала работам Сегерса - учитывая богатство их мотивов - совершенно необычные эффекты. Мы встречаем среди них грандиозные горные панорамы, романтизированные изображения руин в лунном свете, залитые солнцем лесные ландшафты, представленные в ночном освещении морские виды с кораблями. Оригинальность и смелость графического замысла и прежде всего поэзия природы в ее самом интенсивном выражении - эти особенности офортов Сегерса оказали сильное воздействие на крупнейших мастеров пейзажа следующего этапа - Рембрандта и Якоба ван Рейсдаля.

На протяжении II этапа развития живописи в Голландии в 1640 1660-х годах развитие пейзажа было исключительно плодотворным. Ни одна другая национальная школа не дала в образах реальной природы чего-либо сопоставимого с громадной школой голландских пейзажистов. Вот некоторые главные отличия голландского пейзажа середины столетия от работ художников более ранней стадии.

Во-первых, многообразие ответвлений этого жанра, каждое из которых представлено значительным числом мастеров. Все аспекты и мотивы природы, от культивированного сельского ландшафта до нетронутых диких уголков романтические горные пейзажи морские виды, в одних из которых главное внимание уделялось изображению внушительных военных кораблей, в других - самому морю городской пейзаж - таков обширный репертуар голландских живописцев. Сравнительно с работами художников ранней поры эти композиции отличаются сложностью и развернутостью мотивов и ярко выраженной эмоциональной окраской.

Прежние нейтральные состояния теперь редки, преобладают пейзажи с отчетливо выявленным настроением, драматичным или, напротив, радостным и умиротворенным. Природа передается в ее динамике, изменении, и соответственно этому много значит характер освещения - яркое солнце, пасмурные дни, ночные виды. Прежняя скромная, сдержанная цветовая гамма, основанная на господстве единого тона, уступила место колористическим решениям с более широким использованием всей палитры красок.

Наряду с обширным кругом мастеров, каждый из которых представлял какой-либо один из разделов пейзажной живописи, Голландия выдвинула художника, синтезировавшего в своем творчестве практически весь репертуар и главную проблематику этого жанра. Речь идет о Якобе ван Рейсдале 162829 - 1682. Только осознав всю меру дробления в Голландии пейзажного тематического материала и соответственную специализацию живописцев, каждый из которых действовал в рамках определенного типологически сложившегося образа, можно оценить творческую широту Рейсдаля, присущее ему многообразие мотивов и эмоциональных решений.

В этом смысле Рейсдаль - фигура уникальная в масштабе всей Европы, ибо каждый из великих мастеров пейзажа в XVII веке Рубенс, Пуссен, Клод Лоррен - тяготел к достаточно однородной образной концепции. Многогранность Рейсдаля - пример универсального восприятия мира природы, типичного для голландской школы живописи в целом, но в данном случае воплотившегося в одной творческой личности.

В творчестве Якоба ван Рейсдаля голландская пейзажная живопись достигает вершин реалистического мастерства. Значение Рейсдаля для художественной культуры заключается в том, что он обогатил изобразительное искусство пейзажем, в котором нашли выход чувства и мысли, возникающие у человека при общении с природой пейзажем драматическим, философским и романтически взволнованным. В отличие от большинства голландских живописцев, изображавших пронизанные светом равнинные или дюнные ландшафты с величественными спокойными водами и мирными поселками по берегам, Рейсдаль предпочитает лес, с его глубокими контрастами света и тени, бурные водопады, древние развалины на вершинах холмов, запустение кладбищ.

В своих картинах художник размышляет о бесконечном беге времени, об увядании и возрождении природы, о быстротечности человеческой жизни. Но Рейсдаль не был бы истинным голландцем, если наряду с лесистой Голландией не показал бы и прибрежную ее часть, омытую северным морем, овеянную влажным морским ветром.

Именно такой пейзаж изображен в картине Морской берег высокое небо, покрытое кучевыми облаками, и спокойно море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь, и празднично одеты люди на побережье. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра между сгущающимися тучами лишь кое-где прорывается солнце, лучи его ложатся на песок и воду беспокойными пятнами, море потемнело и нечто зловещее чувствуется в пейзаже.

Рейсдалю принадлежат образы большой силы воздействия в самых разных темах пейзажных композиций. Наряду с картинами, входящими в определенную типологическую систему - лесными ландшафтами Лесное болото, Эрмитаж, придорожными мотивами Пейзаж с путником, Эрмитаж, морскими видами Бурное море, Франкфурт-на-Майне, частное собр горными ландшафтами с замками Замок Бентхейм, Лондон, собр. Бейт Рейсдаль был создателем образов более сложной структуры, воплощенных к тому же в ярко индивидуальном преломлении.

Это либо изображение переходных состояний, когда, например, предгрозовое напряжение воспринимается как нарастающий драматический конфликт Вид деревни Эгмонд, ГМИИ, либо собирательные образы, наделенные сильнейшей концентрацией чувства, вроде зимнего пейзажа в вечернем освещении Франкфурт-на-Майне, где тема зимы выходит за пределы одного лишь ландшафтного мотива.

Наиболее известными примерами пейзажей такого рода служат два варианта Еврейского кладбища Дрезден и Детройт, в которых выражена трагическая идея неумолимого времени. В основу образного подхода у Рейсдаля кладется единство объективного восприятия природы и интенсивного личного переживания. В этом он обнаруживает признаки родства с Рембрандтом, с тем важным отличием, что реальный облик тех или иных мотивов не подвергается у Рейсдаля одухотворяющему преображению в такой степени, как в живописных пейзажах Рембрандта.

Композиции Рейсдаля могут быть полны внутренней динамики, напряжения или, напротив, величественного покоя, но во всех случаях его мотивы воспринимаются прежде всего как естественные формы бытия самой природы, а не как проекция не менее мощного потока субъективного чувства. Объективность распространяется и на живописную манеру Рейсдаля, передающую изображаемые объекты в различных градациях их материальной осязательности, будь то скалы горных кряжей и могучие древесные стволы, трепещущая от ветра листва на деревьях или морская пена на гребных волн. Самым видным пейзажистом III этапа голландской живописи XVII века был Ян Вермер Дельфтский - великий малый голландец.

Он всего лишь двумя своими работами - Улочкой Амстердам около 1658 г. и Вид Дельфта Гаага около 1660 г утвердил за собой славу одного из великих мастеров пейзажа. Его величие - в артистизме живописи. Он живописен в ином смысле, чем старые венецианцы или Рубенс у него не столь широкая кисть, красочная поверхность плотная, литая, предметы отчетливы, цвета насыщены.

Он как никто умел доводить до высшей интенсивности оптически осязательные эмоции, получаемые от предметного мира. Как будто вы надели волшебные очки, которые во много раз усиливают не остроту зрения, но чувственную восприимчивость к цвету, свету, пространственным отношениям, фактуре все смотрится необыкновенно свежо и сильно. Или можно прибегнуть к такому сравнению морские камешки выглядят мутными и мертвенными, когда они сухие, но погрузите их в воду - и они оживают откуда берется яркая, богатая игра поверхности.

Кажется, что Вермер проделывает нечто подобное с видимым миром, погружая его в особую среду, в какой-то чистейший озон или влагу, где исчезает мутная пелена, застилающая взор. Замечательная цветовая гармония в картинах Вермера - одна из тайн искусства. Ведь очень часто живописцы - и многие из тех же малых голландцев достигают сгармонированности тонов сравнительно простым способом так или иначе приглушают их, сближают, подчиняя общей тональной гамме например, придавая всему общий золотистый, или коричневатый, или оливковый оттенок, то есть как бы ставят между глазом и натурой воображаемый экран, прозрачный и легко окрашенный.

Получается приятное для глаза, но несколько искусственное тональное единство. Если же живописец пишет каждый предмет в полную силу его натурального цвета и фактуры, то здесь требуется совершенно исключительный дар, чтобы избежать пассивности и добиться колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью.

Или уж живописец не гонится за оптической натуральностью и создает произвольные декоративные гармонии насыщенных тонов, как в средневековой живописи, в витражах или в наше время, например у Матисса. Вермер Делфтский не шел ни по одному из этих путей он честно натурален, он и писал свои картины обычно прямо с натуры, ничего как будто не меняя, а вместе с тем гармония цельного изумительна. Он владел секретом таких сопоставлений холодных и теплых тонов, освещенных и затененных поверхностей гладких и пушистых фактур, которые дают максимальное наслаждение глазу.

Вермер так глубок и артистичен в чувственной стороне живописи, что в лучших его произведениях она перерастает в утонченно-духовную ценность. Любовь к голубому идет от специфических особенностей дельтской школы голубая гамма стойко господствовала в знаменитом дельфтском фасьянсе. У Вермера голубой цвет кажется не холодным, а теплым и, обладая несравненной воздушностью, остается вполне материальным.

Вид Дельфта изображает панораму Дельфта с ее живописным силуэтом, отраженным в реке, написана вопреки условным приемам пейзажной живописи, существовавшим тогда, прямо с натуры, без всяких кулис на первом плане. Это самый настоящий пленэрный, напоенный светом и воздухом, пейзаж, написанный за 2 столетия до того, как живопись на пленэре на открытом воздухе стала явлением распространенным. 1.3 РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА. Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства трудно переоценить.

Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни 11 Мир профессий - том Человек - человек. Под редакцией Р.Д. Кавериновой, Л.М. Зюбина. М 86 год. Статья Л.А. Балакирева Учитель начальных классов. Стр. 24. Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития.

Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование.

Планирование - это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели системы, которая впоследствии руководит деятельностью.22 И.П. Раченко. НОТ учителя. М 1989 год. Стр. 149. При планировании эстетического воспитания младшего школьника надо учитывать следующие этапы. Прежде всего необходимо оценить педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих целей эстетического воспитания воспитать гуманную, всесторонне развитую личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях. Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и результаты труда.

Определение системы частных целей облегчает возможность сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность. Весьма ответственный шаг планирования - это расчет работы во времени и пространстве. Одно дело проводить занятие в привычном классе и совсем другое - на улице или в музее.

Если не была учтена форма проведения урока в его планировании, то можно не успеть реализовать на занятии всего запланированного. В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей задач целостную систему, но и ограничь ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы учащихся, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности учащихся и многое другое.

Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний. При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные возможности школьников, их потенциал. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах искусства, которые изучаются ими. Практика и теория должны быть взаимо- связаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.

Кроме четкого планирования учитель не должен забывать и о педагогическом творчестве. Это не обычный процесс совершенствования, приращивания каких-либо знаний, навыков и умении, а процесс взаимосвязных количественных и качественных преобразований, изменений и на этой основе самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности учителя.

Без творчества нет движения вперед. Для учителя весь процесс эстетического воспитания должен быть четко планированным. Но при ознакомлении детей с произведениями искусства мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей.

Сохранение естественности постижения искусства - необходимое условие художественного воспитания. И не только художественного, но и всякого воспитания - идейного, интеллектуального, нравственного и трудового.11 Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М 1974 год. Стр. 85. Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка при восприятии искусства, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к работе, труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут перерасти в убеждения.

Роль учителя - в организации правильного эсте- тического воспитания. Правильноевоспитание вовсе не означает искусственного привития детым извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону.22 Л.С. Выготский.

Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М 1967 год. Стр. 46. Если же учитель не опирается на возрастные возможности ребенка, побуждая их к активности, или использует такие методы, которые принуждают ребенка наслаждаться искусством, то неизбежным результатом этого окажется свертывание активности ребенка, торможение творческого процесса восприятия искусства. Таким образом учитель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с любым видом искусства образовательную, развивающую и воспитательную.

Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учителя здесь - неоценима.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Восприятие младшими школьниками пейзажной живописи "Малых голландцев"

Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации.… Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторический очерк

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги