ВОЗЗРЕНИЯ НА ИНСТИНКТ СМЕРТИ

ВОЗЗРЕНИЯ НА ИНСТИНКТ СМЕРТИ. Фрейд первоначально разделил инстинкты на две категории 1 инстинкты самосохранения или эго-инстинкты 2 сексуальные инстинкты.

Конечным итогом стало разделение на инстинкт жизни - Эрос и инстинкт смерти - Танатос. Инстинкт жизни включал либидо и часть инстинктов эго инстинкт смерти представлял новую отдельную концепцию, такую же важную, как теория Эроса. Инстинкт смерти активируется сразу при рождении и выражается в тенденции к возвращению органической жизни в предшествующее неорганическое состояние. Процесс жизни подразумевает напряжение, а влечение к смерти преследует цель освобождения от напряжения. Новая концепция помогла Фрейду объяснить самодеструктивные побуждения например, самоубийство, агрессию по отношению к другим например, война и компульсивные наклонности к повторению ранее болезненного опыта.

Все психические феномены, таким образом, получали объяснение в понятиях слияния или смешения двух инстинктов. Фенихель допускает существование деструктивных влечений и их противоположность сексуальным желаниям любви.

Однако в отличие от Фрейда он утверждает, что оба вида влечений дифференцируются из одного источника. В обоих случаях имеет место стремление к релаксации путем разрядки напряжения или осуществляется закономерность, названная Фенихелем принципом постоянства. Для иллюстрации действия принципа постоянства в случае эротических инстинктов он проводит аналогию с голодным ребенком ребенок просыпается, чтобы удовлетворить голод, и опять засыпает. Агрессивные влечения, с другой стороны, не имеют своей собственной цели, но скорее представляют собой способ реагирования на фрустрацию. Если устойчивость к фрустрации недостаточна и возникает напряжение, то агрессия способствует избавлению от него. В заключение Фенихель повторяет, что нет необходимости предполагать дихотомию инстинктов.

По его мнению, адекватная детальная классификация инстинктов станет возможной только тогда, когда физиология представит лучшую информацию об их происхождении. Томпсон Неофрейдисты тоже не признают врожденности инстинкта смерти. Томпсон высказывает несколько возражений фрейдовской теории 1 самоубийство и агрессия по отношению к другим вызываются в основном жизненными фрустрациями и трудностями в межличностных отношениях 2 так называемая деструктивность ребенка может быть не преднамеренной а являться, следствием любопытства и простого неведения 3 согласно теории Фрейда, ребенок, родившийся в благоприятном окружении, все равно несет в себе выраженные деструктивные силы. По мнению Томпсон, деструктивность развивается в неблагоприятном окружении. 3.1.3