рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория любви

Теория любви - раздел Психология, Э.Фромм "Искусство любить" (сокр.) Теория Любви. Любовь Ответ На Проблему Человеческого Существования. В Главе Э...

Теория любви. Любовь ответ на проблему человеческого существования. В главе Э.Фромм утверждает, что человек есть сознающая себя жизнь, он постигает себя, своего ближнего, свое прошлое и возможности своего будущего. Это восприятие себя как отдельного существа, понимание краткости собственной жизни, того, что не по своей воле рожден и вопреки своей воле умрет, что он может умереть раньше, чем те, кого он любит, или они раньше него, ощущение собственного одиночества, беспомощности перед силами природы и общества все это делает его отчужденное, разобщенное с другими существование невыносимой тюрьмой.

Он стал бы безумным, если бы не мог освободиться из этой тюрьмы, покинуть ее, объединившись в той или иной форме с окружающим миром и людьми. Переживание отчужденности рождает тревогу, чувство беспомощности, неспособности владеть обстоятельствами, рождает состояние страха мир может наступить на меня, а я при этом не в силах противостоять ему. Таким образом, отчужденность источник напряженного беспокойства.

Кроме того, она рождает чувство стыда и вины. Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение с другими людьми и окружающими лицами. Ответы же могут быть различны Ответ в определенной степени зависит от уровня индивидуализации, достигнутой человеком Один путь достижения этой цели составляют все виды оргиастических состояний. Они, например, могут иметь форму транса, в который человек вводит себя самовнушением или с помощью наркотиков В противоположность тем, кто участвует в социально одобренном действии, такие индивиды страдают от чувства вины и угрызения совести.

Они пытаются бежать от своей отделенности, находя прибежище в алкоголе и наркотиках, но чувствуют еще большее одиночество после того, как оргиастические переживания заканчиваются. В результате растет необходимость затуманивать свое сознание как можно чаще и интенсивнее.

Мало чем отличается от данного способа сексуально-оргиастическое решение проблемы изоляции. В определенном смысле оно естественно и нормально. Но для многих индивидов, чья отчужденность непреодолима иными способами, сексуальное удовлетворение по своим функциям не слишком-то отличается от алкоголизма и наркомании. Оно становится отчаянной попыткой избежать тревоги и страха одиночества, но в результате ведет к еще большему увеличению чувства отделенности, поскольку сексуальный акт без любви никогда не может перекинуть мост над пропастью, разделяющей два человеческих существа.

Разве что на краткий миг. И ещ такая мысль меня заинтересовала в этой главе Единение с группой является еще и ныне в современном западном обществе преобладающим способом преодоления личной отделенности. Это единение, в котором человек в значительной степени утрачивает себя как индивид цель его в том, чтобы не выделяться, слиться со всеми, соответствовать общепринятым нормам и обычаям. Если я похож на кого-то еще, если я не имею отличающих меня чувств или мыслей, если я в привычках, одежде, идеях приспособлен к образцам группы, я спасен, спасен от ужасающего чувства одиночества Но на самом деле люди хотят приспособиться в гораздо большей степени, чем они вынуждены приспосабливаться Большинство людей даже не осознают своей склонности к приспособленчеству.

Они живут с иллюзией, что следуют своим собственным идеям и взглядам, что они оригинальны, что они приходят к своим убеждениям в результате самостоятельного раздумьяэто, мол, простое совпадение, что их взгляды схожи с мнением большинства, согласие лишь доказывает правильность их идей. Поскольку все же существует потребность как-то выразить свою индивидуальность, это достигается при помощи незначительных отличий инициалы на сумке или свитере, принадлежность к демократической или, напротив, республиканской партии, к какому-либо клубу и т. д Рекламируемый лозунг это отличается не более как патетическая декламация неординарности, тогда как в действительности она весьма невелика. Эта всевозрастающая тенденция к унифика-ции тесно связана с пониманием и переживанием идеи равенства.

Равенство в религиозном контексте означает, что все мы дети Бога, что все мы обладаем одной и той же человеко-божеской субстанцией, что все мы едины, хотя и не похожи друг на друга и каждый из нас неповторим, являя космос в себе. Единение, достигаемое в созидательной работе, не межличностно единение, достигаемое в оргиастическом слиянии, преходяще единение, достигаемое приспособлением, оскопляет личность. Следовательно, оно дает только частичное разрешение проблемы существования, бытия человека.

Полное в достижении межличностного единения, слияния своего я и я другого человека, т. е. в любви.

Итак, что же мы будем иметь в виду, говоря о чувстве единения истинную любовь как реальное решение проблемы существования или же незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом На следующих страницах я буду называть любовью только первую форму. А начну обсуждение любви со второй.

Пассивная форма симбиотического союза это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм Мазохист избегает невыносимого чувства изоляции и одиночества, делая себя неотъемлемой частью другого человека, который направляет его, руководит им, защищает его, является как бы его жизнью и кислородом Активная форма симбиотического союза господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм. Садист хочет избежать одиночества и чувства замкнутости в себе, делая другого человека неотъемлимой частью самого себя. Он как бы набирается силы, вбирая в себя другого человека, который ему поклоняется. Садист зависит от подчиненного человека, так же как и тот зависит от него ни тот, ни другой не могут жить друг без друга.

В противоположность симбиотическому союзу любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних которая объединяет его с другими.

Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность, В любви имеет место парадокс два существа становятся одним и остаются при этом двумя. Здесь автор цитирует великого исламского поэта и мистика Руми 1207 1273 Никогда влюбленный не ищет один, Не будучи иском своей возлюбленной. Когда молния любви ударяет в сердце, Знай, что в этом сердце уже есть любовь.

Когда любовь к Богу взрастает в твоем сердце, То, без сомнения, Бог полрбил тебя. Звуки рукоплесканий не в силах Произвести одна рука без другой. Божественная мудрость все предвидела, И она велит нам любить друг друга. Потому что назначение каждой части мира В том, чтобы образовать пару со своим суженым. В глазах мудрецов Небо мужчина, А Земля женщина, Земля хранит то, что изливается с Неба. Когда. Земле не хватает тепла, Небо его посылает.

Когда она утрачивает свою свежесть, Небо ее возвращает и обновляет Землю. Небо кружится по своим орбитам, Как муж, заботящийся о благе жены своей. И Земля занята работой вместе с хозяйками, Помогает при родах и присматривает за младенцами. Уважай Землю и Небо как наделенных мудростью, Ибо они исполняют работу мудрецов. Если двое не доставляют наслаждения друг другу, Почему они льнут друг к другу подобно влюбленным Без Земли как зацветет и дерево Но разве и Небо не дало им свое тепло и воду Как Бог вложил желание в мужчину и женщину, Чтобы продолжать мир от их союза, Так внушил он каждой части существования, Чтобы она желала другой части. День и Ночь по виду враги, Однако оба служат одной цели. Любят друг друга ради совершения общего дела. Без Ночи природа человека не получила бы того, Богатства, которое тратит День. Далее автор критикует и не соглашается с З.Фрейдом, который видел в любви исключительно выражение, или сублимацию, полового инстинкта вместо того, чтобы признать, что половое желание лишь проявление потребности в любви и единении.

Но ошибка Фрейда, по мнению Фромма, лежит глубже В соответствии со своим физиологическим материализмом он видит в половом инстинкте результат заданного химическими процессами напряжения в теле, причиняющего боль и требующего облегчения.

Цель полового желания, по Фрейду, состоит в устранении этого болезненного напряжения половое удовлетворение в достижении такого устранения. Этот взгляд имеет основание в том смысле, что половое желание ощущается так же остро, как голод или жажда, когда организм не получает достаточного питания.

Половое желание, согласно данной концепции, это страстное томление, а половое удовлетворение устраняет это томление. На деле же, если принять эту концепцию сексуальности, идеалом полового удовлетворения окажется мастурбация. Фрейд начисто игнорирует психобиологический аспект сексуальности, женско-мужскую полярность и желание преодолеть эту полярность путем единения. Вероятно, крайняя патриархальность Фрейда привела его к заблуждению, что сексуальность сама по себе является мужским качеством и, следовательно, можно игнорировать специфически женскую сексуальность.

Он выразил эту идею в работе Три взгляда на теорию пола, утверждая, что либидо имеет, как правило, мужскую природу, независимо от того, в ком оно проявляется в мужчине или женщине. Та же идея в рационализированной форме выражена во фрейдовской теории, по которой маленький мальчик воспринимает женщину как кастрированного мужчину, а сама она ищет для себя различных компенсаций отсутствия мужских гениталий.

Но женщина это ведь не кастрированный мужчина, и ее сексуальность специфически женская, противоположная мужской природе. Половое влечение лишь отчасти мотивировано необходимостью устранения напряженности, основу же его составляет стремление к единению с другим полом. Э.Фром, однако, не отрицает, что Мужественность и женственность наличествуют в характере так же, как и в половой сфере.

Мужской характер определяется способностью к анализу, проникновению вглубь, потребностью к руководству, активностью, дисциплинированностью и отвагой женский способностью продуктивного восприятия, чувством реальности, выносливостью, склонностью опекать других.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Э.Фромм "Искусство любить" (сокр.)

Искусство любить , пожалуй, самая читаемая книга Э. Фромма. На протяжении многих лет она оставалась в США бестселлером, была переведена на десятки… Отчаяние не созидательно, любовь же способна творить чудеса. В одной из книг Дж. Сэлинджера есть такие, приписываемые им Ф. Достоевскому, слова Отцы и учители, спрашиваю что есть…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория любви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Любовь между родителями и детьми
Любовь между родителями и детьми. Именно в следующей главе автор определяет позицию отца, матери и ребнка. Все переживания ребнка кристаллизуются и объединяются в одном переживании я любим. Я любим

Объекты любви
Объекты любви. В следующей главе автор раскрывает такие понятия, как любовь братская, материнская, эротическая, любовь к себе и любовь к Богу. Любовь это не обязательно отношение к определенному че

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги