Заключение. Единство общения и деятельности

Заключение. Единство общения и деятельности. Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация общение первого рода. Но, создав предмет сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д. в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается он через созданный предмет транслирует, репрезентирует себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях в том числе и в тех, с кем он коммуницирует для достижения цели деятельности и даже в себе как в другом. Произведенный предмет построенное здание, посаженное дерево, написанная книга, сочиненная или исполненная песня - это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет воспроизведен для других людей.

Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение, как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает. Отметим, что, к примеру, в рабовладельческом обществе, в результате отчуждения результатов труда блокировалось и разрушалось общение как производство общего между людьми.

Запечатлев в произведенном предмете свой труд, его создатель не мог надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому он предназначен, потому что предъявлял себя другим через этот предмет не он сам, а его хозяин.

Общение, взаимопонимание, взаимоуважение людей, таким образом, изначально подрывалось. В.А. Сухомлинский писал Человек оставляет себя прежде всего в человеке.

В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному.

Чем глубже вы сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь. Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Если общение первого рода общение как коммуникация выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета.

Здесь зависимость перевертывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения. Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.