Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2001 году
Личность и индивидуальность - Реферат, раздел Психология, - 2001 год - Сибирский Независимый Институт. Факультет Психологии.реферат По Дисциплине О...
|
Сибирский Независимый Институт. Факультет психологии.Реферат По дисциплине Основы общей психологии На тему Личность и индивидуальность Выполнила Проверила кандидат психолог. наук, доцент Большунова Н.Я. Новосибирск 2001. План. I. Введение. 1. Идея целостности и системный подход в изучении человека 1 II. Основная часть. 1. Общие представления и понятия о личности 2. История изучения личности 3. Представление о психологической сущности личности 4. Индивидуальность и ее проявления. 5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности 6. Индивидуальные особенности мышления и интеллектуальный потенциал личности. III. Заключение. 1. Культурно-исторические аспекты и психоанализ в XX веке I.Введение. 1. Идея целостности и системный подход в изучении человека. Человек разумный понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального.
Человек это с одной стороны, а с другой стороны энергетическое существо, с третьей существо общественное.
Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Концепция системного подхода является одной из ведущих в современном научном познании. Она отражает системность мироустройства. Одна из областей человеческого знания, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается это область человекознания.
Здесь должно быть сочетание знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих область психологического знания. В результате, компоненты психологического знания оказываются включенными в следование самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического. II.Основная часть. 1. Общие представления и понятия личности. Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная, так как в психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий.
Важнейшая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивидуум, как индивидуальность и как личность. см. Немова стр.285 Рис. 56. Отечественных психолог Р.С. Немов графически изобразил соотношение объемов понятий человек, личность, индивид, индивидуальность.
Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга потенциально развитый интеллект, строение рук перспектива использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями оно отличается от детныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано. В понятие индивид выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек это индивид.
Если понятие человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствует или отсутствует у данного конкретного человека, то понятие индивид характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущих. Кроме того, понятие индивид входит как качество, отличающее данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Личность чаще всего определяет как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Итак, личность это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
В понятии личность обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей. Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни личность не состоит из кусочков.
Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически личностью не рождаются, личностью становятся. Фундаментальное философское материалистическое определение личности было дано Карлом Марксом. Он определял человека, как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.
Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человеком нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности индивидуальных признаков и свойств. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства своего общества, того общества, которому они принадлежат.
Марксистское определение личности противоположно тем определениям, в которых оно выступает как замкнутое, независимая от мира духовная сущность, недоступная научным методам исследования. Личность не может быть сведена только к совокупности более или менее произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находится в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности с окружающим миром. Человек, как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых психологи в качестве основных выделяют 3 мира внешний мир мир природы, космос, мир науки, техники, практики социальный мир наш мир, в который с человеком входят и другие люди внутренний мир мой мир, индивидуальность и неповторимость моего существования Тот факт, что понятие личность и индивидуальность не совпадают, не позволяют представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека.
В немарксистских психологических концепциях личность не рассматривается как субъект системы отношений, общественных по своей природе.
С точки зрения их приверженцев достаточно охарактеризовать структуру индивидуальности и тем самым личность человека будет полностью охвачена и описана, для него используются специальные личностные опросники. Необходимо, однако, указать, что с помощью этих методов можно описать индивидуальность человека, но не как всю личность.
Действительно, если принять во внимание, что личность всегда выступает как субъект своих действительных отношений с конкретным социальным окружением, в ее структуру с необходимостью должны войти эти действительные отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении конкретных социальных групп и коллективов. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности. С позиции отечественной психологии данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности, как субъекты межиндивидных отношений.
В отечественной и зарубежной психологической литературе существует большое количество определений личности, что каждый раз определялось уровнем развития науки или методологической концепцией автора. 2.
Психология личности стала экспериментальной в первые десятилетия XX ве... Рассматривались проблемы нравственности и социальной природы человека,... Толкование личности очень широкое. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с д... Вплоть до начала XX века философско-литературный и клинический подходы...
Представление о психологической сущности личности. неоднократно изменялось. К концу 70-х годов XX века ориентация на стру... Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и ... Индивидуальные же свойства, в том числе генетически обусловленные, мог... Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, ...
человека, познающего мир история производственной деятельности человек... Со временем индивидуальность становится регулятором как хода собственн... Как считают психиатры нет акцентуации выделение одной гипертрофированн... Характер, как единое целое личности по отношению к индивидуальности яв... Исключаем эти 8 часов из моего времени и остается 8 часов.
Мышление предполагает способность ума разложить изучаемое явление на ч... Вначале возникает специфическое состояние, которое можно назвать интер... Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопро... Со способностью нестандартно рассуждать тесно связано еще такое качест... Вот это качество называется глубиной ума.
выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. И если окажется, что его суждения не соответствуют действительности, то он, не колеблясь, отбросит их и будет искать новые пути решения. Качественное превосходство человеческого разума представляет собой способность выйти за рамки очевидного, за пределы конкретных параметров действительности.
Интеллект и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не тождество. Интеллектуальный потенциал это прежде всего связь возможностей и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотивационно-потребностной сферой и общими способностями человека и энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности.
Интеллектуальный потенциал это системное свойство, имеющее множественное и разноуровневые определения. Понять интеллектуальный потенциал человека можно на основе взаимосвязей интеллект процессы жизнедеятельности интеллект личность. Формируется и накапливается он в ходе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Интеллектуальный потенциал это своеобразное опережающее отражение действительности, качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования.
Интеллект в переводе с латинского intellectus понимание, познание intellectum разум. Поэтому по своему психологическому содержанию интеллект относится к нечетко определенным понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие интеллект сводят то к некой общей биологической функции и общему фактору, то к речевому мышлению, значением и личностным смыслом и к предельно широко трактуемому познанию как неотъемлемому, существенному свойству сознания и общей способности к осознанию того, как субъект воспринимается и оценивается другими индивидами и группами.
В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания. В истории исследований интеллекта человека можно выделить два главных подхода взаимно обогащающих друг друга. Первый связан с именем Ж.Пиаже. В его исследованиях было показано, каким огромным природным потенциалом развития обладает интеллект механизм уравновешивания субъекта с окружающим миром.
Источник развития интеллекта в нем самом, а источником развития является актуальная жизнь субъекта, которая ставит проблемы, создает сложности и противоречия, которые необходимо преодолеть субъекту. Другой подход отражен в работах А.Баллона, Л.С.Выготского, Дж. Брунера и других. Ключевым для этих исследований был вопрос о опосредованиях общением интеллектуального развития человека.
Интеллектуальное развитие рассматривалось как эффект общей социализации человека. Дж. Брунер писал нельзя достичь объяснения развития, не привлекая для этого особенности культуры, природу языка, внутреннюю логику детского мышления и характер эволюционной истории человечества 8. 316. Совершенно оригинальный подход к пониманию интеллекта был предложен Б.Г.Ананьевым, который отводил интеллекту особое место в общей совокупности потенциалов человеческого развития. Интеллект он рассматривал как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности.
Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека 1. 316-319. Для оценки наличного состояния системы интеллекта, продуктивности интеллектуальной деятельности в данный период жизни человека используется понятие интеллектуального статуса.
Понятие интеллектуального потенциала в определенной степени перекрывает понятие статуса, но обозначает реальные интеллектуальные возможности человека, его готовность действовать, а также нереализуемые интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы. Кроме того, понятие интеллектуального потенциала отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития. III.Заключение. 1. Культурно-исторические аспекты и психоанализ в XX веке. Родившийся попадает в определенную человеческую среду со своей сформировавшейся культурой.
Ему предстоит еще стать человеком в полном смысле слова развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружение родную культуру. Принципы работы разума одинаковы во всех культурах и во всей исторические эпохи. Первобытная и современная научная система мышления являются просто различными стратегиями, при помощи которых человек рационально постигает природу.
Обе стратегии направлены на получение объективного знания о мире, обе упорядочивают, классифицируют и систематизируют информацию, обе создают логически последовательные системы. Основной различие между ними заключается в используемом при мышлении материале. Так, примитивные системы классификации основаны на непосредственно видимых и ощущаемых качествах объектов. Современная наука в большей мере опирается на свойства, вытекающие из необходимых отношений, которые входят в структуру объектов, подлежащих классификации.
Данные о бесконечном разнообразии различных культур свидетельствуют о существовании универсальных операций человеческого ума. Интеллектуальная одаренность народов одинакова все дело в опыте, достигаемом людьми. Таким образом, интерпретация поведения человека связана прежде всего с той культурной средой, представителем которой он является. Поведение всегда имеет контекст, ясный для ближайшего окружения и часто недоступным для понимания посторонними.
Одни и те же понятия, жесты, мимика в разных культурах могут иметь разные, а иногда и противоположное значения. Таким образом, при общении представителей разных культур могут иметь место неправильная интерпретация их поведения и трудности взаимопонимания. Особенно часто иллюзия ясности распространяется на те явления, на которые невозможно взглянуть со стороны. Важно осознать зависимость собственного мышления и поведения от стереотипов своей культуры, от особенностей личного социокультурного опыта, иначе наше понимание будет лишь приписыванием привычных нам значений тем или иным явлениям, в то время как истинный смысл будет скрыт в контексте той культуры, в которой эти явления возникают.
Человеку свойственно смотреть на других людей сквозь призму индивидуальных представлений, индивидуального понимания ситуации. Однако это односторонний подход. Он должен быть дополнен противоположным процессом попыткой увидеть себя глазами других. Это возможно в том случае, когда люди понимают уникальность образа жизни других, глубинное различие духовных основ своей и чужой культуры.
Лишь такой подход дает возможность осознать и уникальность образа жизни и духа своей собственной культуры, а значит и лучше понять себя самого. Отсюда возникает общая идея ценить свое культурное своеобразие, терпимо, положительно относиться к различиям и осознавать степень человеческого родства в мире. Психология начала XX века была сложным и противоречивым явлением, где наряду с продолжающимися попытками чисто механического объяснения человеческой психики большое место занимает философские рационалистические измышления как о чистом духе, способном, в принципе, до конца просветить самое себя и окружающий мир. Эмпирическая психология полагала, что психическое переживание, в конечном счете, определяется закрепленными за ними нервными процессами, и всякая высшая психическая форма может быть, без остатка, разложена на эти процессы.
Дальнейшее развитие психологических знаний в современном зарубежном мире характеризуется несколькими тенденциями.
Одна из них заключается в постепенном стирании границ между разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических концепциях. Вторая состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически полезной областью знаний.
Кроме традиционной для нее сфер приложения медицина, педагогика, она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике везде, где возникают проблемы, связанные с человеком. Сейчас легче перечислить те отрасли практики, где она необходима и фактически используется. Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методологического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем.
Особенно много полезного ей обещает, усиливающийся контакт с кибернетикой и вычислительной техникой. С 80-х годов начался процесс перестройки советской психологической науки, ее интеграция проникновение в мировое психологическое знание. С одной стороны этот процесс характеризуется теми же тенденциями, которые были отмечены выше в современной зарубежной психологии, а с другой имеет свои особенности, связанные с социально-политической ситуацией в нашей стране.
Началась и активно идет ломка сложившихся идеологических стереотипов, постепенного избавления психологии как науки от давления политических догм, ломка старых организационных структур и замена их новыми. Все это обнадеживает и позволяет надеяться на то, что в скором времени отечественная психология вновь займет достойное место в мире. Литература. 1. Ананьев Б.Г. Проблемы психологии личности Москва, 1977. 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания Москва, 1977. 3. Бодалев А.А. Личность и общение Москва, 1983. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Москва, 1988. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность Москва, 1975. 6. Немов Р.С. Общие основы психологии в 3 томах том 1. Москва, 1995 7. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности.
Психология личности. Тексты Москва, 1982. 8. Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов.
Санкт-Петербург, 2000. 9. Осмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Москва-Воронеж, 1996.
– Конец работы –
Используемые теги: Личность, индивидуальность0.054
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Личность и индивидуальность
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов