рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роды и виды ораторского искусства

Работа сделанна в 1997 году

Роды и виды ораторского искусства - Реферат, раздел Психология, - 1997 год - Министерство Общего И Профессионального Образования Российской Федерации Сама...

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социологии и политологии Р Е Ф Е Р А Т Роды и виды ораторского искусства Студент II-ИЭ-8 Альперт Владимир Научный руководитель Филиппова Т. С. С а м а р а 1997С О Д Е Р Ж А Н И Е Стр. 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНОРЕЧИЯ 2. РАННИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ 3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ 1. Социально-политическое красноречие. 2. Академическое красноречие. 3. Судебное красноречие. 4. Социально-бытовое красноречие. 5. Богословско-церковное красноречие. ЛИТЕРАТУРА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНОРЕЧИЯ Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов искусства.

Однако в его классификации непосредственная связь проводилась лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством с другой.

Показательна, например, книга О возвышенном, автор которой неизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется как наука о слове вообще и в первую очередь о поэзии, прозе и красноречии. В трактовке анонимного автора, ритор это и поэт, и мастер слова оратор. Книга О возвышенном свидетельствует о том, что в античности риторике обучались как поэты, так и ораторы, Последние охотно прибегали к чисто поэтическим приемам, чтобы усилить выразительность своей речи. В высказываниях других античных мыслителей можно встретить также уподобления риторики живописи, скульптуре и даже архитектуре.

Но такие высказывания весьма редки и часто неубедительны. Чаще же всего ораторское искусство рассматривалось как родная сестра поэзии и сценического искусства. И если, например, Аристотеле в Риторике и особенно в Поэтике, сравнивая красноречие и поэзию, находил нечто общее между ними, то Цицерон в своих публичных выступлениях прибегал к актерским приемам. В позднейшие времена также устанавливались связи между ораторским искусством и поэзией, между красноречием и актерским творчеством.

Например, М. В. Ломоносов в Кратком руководстве к риторике на пользу любителей красноречия первостепенное значение придавал именно художественным компонентам публичной речи. Красноречие, по определению Ломоносова, означает сладкоречие красно говорить. Этим оно превышает многие искусства, отличается чистотой штиля, великолепием и силой слова, живо представляющего описываемое, как бы изображающее и поэтому возбуждающее человеческие страсти.

Возбуждать и утолять страсти такова, по утверждению великого ученого, первейшая обязанность оратора. Сходные мысли содержит книга А. Ф. Мерзлякова Об истинных качествах поэта и оратора, изданная в 1824 г. Одно то, что поэт и оратор рассматриваются как люди одинакового творческого труда, уже свидетельствует о том, что автор названного сочинения не проводил резкой грани между стихотворцем и ритором.

Об определенной связи поэзии и красноречия писал также В. Г. Белинский в рецензии Общая риторика Кошанского, где утверждал, что поэзия входит в красноречие как элемент, является в нем не целью, а средством. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони 1844 1927 много писал об ораторском искусстве как истинном творчестве, не лишенном художественности и даже элементов поэзии. Всецело соглашаясь с толкованием красноречия П. С. Пороховщиковым, Кони писал Красноречие это и литературное творчество, но, в устной форме.

Оратор так же, как и поэт, обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они к одной и той же действительности подходят с разных точек зрения. В современной литературе можно встретить сопоставления ораторской речи и поэзии Асеев Кому и зачем нужна поэзия, Афонин Искусство художественного слова и др. Что же дает основание для таких сопоставлений и аналогий Конечно, прежде всего то, что художественное творчество вообще, как и красноречие, будучи видом его, относится к сфере духовной жизни, являясь определенной формой идеологической и шире культурной деятельности. Как поэзия и театр, так и ораторское искусство есть созидание духовных ценностей.

Все виды эстетического труда и красноречия по своему существу идеологичны, хотя, конечно, в разной степени и форме выражения. Как поэзия н театральное искусство, так и красноречие чутки к современности в своей исследовательской сущности и стремлении соответственно воздействовать на общественное мнение и психологию людей.

Однако как раз это существенное обстоятельство, общее для этих видов искусства и красноречия, рассматривалось далеко не во всех исследованиях. Общее для поэзии и сценического искусства, а также красноречия большинство исследователей видели лишь в том Что они оперируют словом. При этом фактически забывалось что живым, то есть устным и звучащим, словом пользуются только актер и оратор, а поэт если он не ашуг пишет и не всегда декламирует собственные творения точно так же, как драматург творит на основе и по нормам литературного языка, хотя и обязан подчиняться законам сценического искусства.

От связи разных видов искусства перейдем к рассмотрению различия между поэзией, театральным искусством, с одной стороны, и красноречием с другой. В художественном творчестве весьма существенное место занимают вымысел и домысливание. В красноречии применяется лишь домысливание, и то в сравнительно редких случаях, когда оратор говорит о возможном развитии освещаемого события или процесса. Конечно, талантливый оратор так же, как поэт или драматург, актер, одарен воображением, способностью к фантазии.

Но вряд ли он может следовать, например, Пушкину и сказать Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь Если художественная фантазия вполне правомерно может творить на основе вымысла, то воображение оратора всецело опирается на данные действительности, на опыт II достижения науки. Ораторское воображение нередко проявляется в форме гипотезы, предположения или донаучного предвидения, но никогда не может быть плодом вымысла, воображения.

Под художественным вымыслом, как известно, подразумевается то, чего никогда не было и даже не могло быть в жизни, но что тем не менее благодаря силе творческого дарования, талантливого созидания воспринимается как нечто реальное, могущее быть или даже будто бывшее. Другое обстоятельство условность. Она исторически сложившаяся форма способ художественного отражения жизни, как правило, предельно дифференцирующаяся по видам и даже жанрам искусства.

К тому же художественная условность всегда национальна, своеобразна и самобытна. Эстетика отличает условность в реалистическом искусстве, где она действует как форма правдивого воспроизведения действительности, условности формалистического искусства, так как здесь условность абсолютизируется, доводится до абсурда и поэтому ничего реального не отражает, кроме смутных представлений художника-модерниста.

Стоит в связи с этим отметить, что эстетическая категория условности в искусстве имеет довольно богатую историю и видовое многообразие. Анализ, например, драматургии В. Маяковского, творчества А. Довженко или искусства московского театра Современник, не говоря уже о режиссерской практике и теории, был бы вполне достаточен, чтобы убедиться в том, насколько широко и разнообразно используется язык художественной условности в искусстве. Что же касается красноречия, то условность в нем применяется опять-таки весьма ограниченно, и то исключительно в образности, стиле, манерах, а также жестах и мимике оратора.

Предмет же красноречия, как и его конкретное содержание, всегда вполне реален. И говорится ли об этом предмете конкретно или в отвлеченной форме все равно речь не может быть условной по существу. Красноречие отличается от собственно искусства и тем, что в нем, как правило, не бывает художественного образа как основной формы воплощения ораторской мысли.

В поэзии слово обязательно образно, метафорично и воплощает видимое или конкретно чувствуемое, так или иначе эмоционально переживаемое. В публичной речи мысль идея выражается в понятиях и определенных теоретических положениях, раскрываемых суждениями и доказательствами, умозаключениями и другими логическими категориями. Конечно, талантливый и опытный оратор всегда стремится пользоваться образностью речи, добивается ее наиболее яркой выразительности. Он стремится к живости описательной части своего публичного выступления, использует такие речевые средства, которые способны давать наглядное представление о вещах, разбираемых в лекции или обозрении.

Но эти моменты в ораторском труде играют не главенствующую, а подчиненную роль, поэтому категория образа в красноречии не имеет того значения, которое она имеет в любом виде художественного творчества. Еще одно обстоятельство отношение к слову. В поэзии оно не только выразительное средство, но нередко и предмет поэтического обыгрывания в инструментовке стиха, в рифмованин внутреннем и внешнем, в обеспечивании определенной образной повторности и музыкальности.

Правда, не каждому поэту дается такое обыгрывание, но оно правомерно в лирическом творчестве, в искусстве поэтического слова. В красноречии такое обыгрывание исключается совершенно. Обратимся еще к некоторым сравнениям, на этот раз между красноречием и актерским искусством. Сценическое слово, повторим еще раз, порождает, говоря словами К. С. Станиславского, физическое действие определяет поведение драматического или комедийного персонажа, его переживания и стремления.

Речь оратора, хотя в отдельных своих частях и произносится не без эмоций и переживаний, не порождает разнообразных действий кроме того, что часто сопровождается жестами и сказывается в его мимике. Главное действие, которое он совершает по мере развертывания собственной речи, это убедить своих слушателей в правдивости излагаемого, в истинности доказываемых им положений. Далее, красноречие такой же живой процесс, как и искусство театра.

Зритель сценического искусства и слушатель лекции или доклада становятся соучастниками того, что совершает актер или оратор. Для театральных исполнителей вовсе не безразлично, полон или полупуст зрительный зал, для успеха спектакля существен также состав зрителей, их подготовленность к восприятию и пониманию разыгрываемой комедии или фарса, трагедий или драмы. Для лектора, политического обозревателя, докладчика или цехового агитатора также важно, кто и как, в каком настроении и с какой подготовленностью слушает произносимую в данный момент речь. Существенное значение для актера и оратора имеет также внешняя, как правило, эмоциональная выявленность мысли и переживаемых чувств.

Красноречие отличается от актерского творчества своей самостоятельностью. Как известно, актерское исполнение есть труд, производный от сочинения драматурга. Есть пьеса будет актерское искусство, нет ее театр в целом вынужден молчать.

Вообще говоря, всякое художественное исполнительство будь то музыкальное или вокальное, художественное чтение или действие актера на сцене есть творчество, вторичное по своей природе. Конечно, талантливый исполнитель выступает как самостоятельный художник, отличающийся своим почерком, стилем исполнения. Средствами своего искусства он не только раскрывает замысел драматурга или композитора, по нередко обнаруживает в исполнении музыкального произведения, чтении лирического стихотворения, басни или поэмы именно то, что не всегда простым глазом или слухом угадывается.

История театра, например, изобилует гениальными прозрениями в актерском исполнении равными большому открытию в познании человеческой сущности. Актерское искусство есть сценическое воплощение замысла драматурга, образов и картин, созданных его воображением и талантом, к тому же по-своему трактуемых режиссером-постановщиком. Точно так же пианист, чтец-декламатор, какими бы талантливыми не самобытными они ни были, не могут целиком игнорировать не только содержание, но и форму исполняемого ими произведения, созданного композитором, писателем.

Иначе обстоит дело с ораторским трудом. Красноречие, будучи живым процессом, состоящим из двух стадий, едино по своему творческому характеру. Первая стадия может быть названа временем ораторского замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а тем более конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования. Вторая стадия это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи ее публичное исполнение.

Как на первой, так и на второй стадиях оратор целиком предоставлен самому себе, и его труд составляет единство первичного и вторичного творчества. В своей работе истинный оратор самостоятелен и в известной меря оригинален от начала и до конца. Правда, в античности были логографы мастера писать тексты чужих речей. Они были сочинителями красноречия, с которым сами никогда не выступали. Логографы зарабатывали на том, что обеспечивали публичный успех и славу другим.

В наше время не стало логографов, хотя мастера писать доклады или речи для .других, конечно, есть. Однако подобное творчество для них является побочным, не главным. Чтение подготовленных такими лицами текстов лишь в редчайших случаях бывает удачным и впечатляющим. Действительный оратор всегда выступает в трех лицах сочинителя драматурга, постановщика режиссера и исполнителя своих лекций, бесед и других видов искусства публичного слова. При всем том оратор, в отличие от актера и режиссера, обходится без предварительных, тем более длительных и скрупулезных репетиций.

Первое ораторское выступление по данной теме это и репетиция, причем уже открытая, и вместе с тем публичное выступление. И если лектору или пропагандисту приходится вновь и вновь выступать по данной теме, то он имеет возможность совершенствовать свои выступления. Другая особенность красноречия полное отсутствие в нем игры или представления, а тем более перевоплощения в какой-либо образ.

Яркая личность лектора, его очевидная одаренность, блеск и глубина его ума, манера говорить, его голос и эмоциональность, наконец, примечательная внешность в совокупности нередко воспринимаются слушателями как определенный образ, но не чужой, а образ самого оратора, счастливо одаренного природой множеством привлекательных качеств. И еще одно сравнение. В отличие от актера оратор всегда один с аудиторией. Она может состоять из двух-трех десятков людей или сотни. Тем не менее лектор или докладчик должен одинаково свободно вести себя и с одинаковым успехом держать слушателей в своей власти.

Конечно, актеру также приходится оставаться наедине со зрительным залом, но в редких, очень редких случаях и на считанные минуты заданного драматургом и режиссером монолога. Менять монолог, как и отказаться от намеченной и заранее отрепетированной мизансцены, он не может. Оратор же с самого начала и до конца своего выступления один перед массой людей. Он обязан приковать аудиторное внимание к себе, порою меняя какие-то частности в своем выступлении, импровизируя, повторяя трудные положения речи, прибегая к шуткам и т. д. Однако сказанное не исчерпывает краткой характеристики основных особенностей красноречия.

До сих пор оно рассматривалось главным образом в сопоставлении с искусством такая аналогия стала традиционной. Любопытно, что искусство, в античности толковавшееся весьма широко и подразумевавшее всякое занятие, спустя столетия дифференцировалось на различные науки, ремесла, художественное творчество, медицину и даже военное дело, но за красноречием так и остался титул искусства.

А ведь по своей сути красноречие если в целом и может назваться искусством, то в ряде своих аспектов и видов должно признаваться если не наукой, то непременно орудием науки. Если повнимательнее вчитаться в то, .что говорили или писали Платон и Аристотель в упоминавшихся трудах о риторике, то не так уж трудно будет заметить, что красноречие они рассматривали в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений жизни.

В некоторых суждениях этих мыслителей даже исчезают грани между толкуемой риторикой и собственно наукой. Позднее, например, Френсис Бэкон XVII в. в работе Опыты риторику классифицировал как искусство сообщения знаний. Интересное положение сформулировал М. В. Ломоносов Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Преложенная по сему искусству материя называется речь или слово.

Эти мысли в разных вариациях развивали другие видные русские ораторы. Например, А. Ф. Мерзляков считал, что публичная речь это прежде всего рассуждение в устном выступлении. Но оратор не просто рассуждает, его целью убеждая разум, воздействовать на волю людей для достижения определенной цели. Книга Мерзлякова Краткая риторика фактически и обосновывала эту главную функцию красноречия, толкуя ее собственные научно-познавательные функции. В работе М. М. Сперанского Правила высшего красноречия разрабатываются основы ораторского искусства, призванного быть доказательным, рассудительным, несущего людям знания. Короче говоря, традиционное понимание красноречия как вида искусства, а нередко и .словесности никого не должно вводить в заблуждение.

Искусство и научность составляют сложный синтез двух относительно самостоятельных способов воздействия на людей. И если мы остановились на том, что дает основание характеризовать красноречие как искусство, то лишь потому, что это мнение весьма популярно, а главное, не одному современному слушателю, хочется в красноречии видеть прежде всего искусство творчество в высшем его выражении, способное увлечь и заразить эмоционально любого слушателя.

В отличие от актера оратор всегда один с аудиторией. Она может состоять из двух трех десятков людей, но в большом и переполненном зале могут находится сотни людей. Тем не менее лектор или докладчик должен одинаково свободно вести себя и с одинаковым успехом держать слушателей в своей власти.

Конечно, актеру также приходится оставаться наедине со зрительным залом, но в редких случаях и на считанные минуты заданного драматургом и режиссером монолога. Менять монолог, как и отказаться от намеченной и заранее отрепетированной мизансцены, он не может. Оратор же с самого начала и до конца своего выступления один перед массой людей. Он обязан приковать аудиторное внимание к себе, порою меняя какие-то частности в своем выступлении, импровизируя мыслями и чувствами, повторяя трудные положения речи, прибегая к шуткам и т.д. Отмечая основные отличия красноречия от поэтического и актерского творчества, мы вовсе не стремимся утверждать, что быть талантливым оратором труднее, чем одаренным поэтом и актером.

Мы хотим лишь разобраться в основных особенностях красноречия как общественного явления, высказывая, может быть спорные мысли. Устанавливая сходные черты между поэзией и ораторским искусством, мы стремимся лишь доказать, что красноречие есть вполне самостоятельное творчество, имеющее свою специфику.

Попытаемся охарактеризовать и оценить ее, рассматривая ораторское искусство дифференцировано. 2.

РАННИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ

. 3. Они имеют не только историческое значение. Вместе с тем Фартадзе различал политическую и судебную речи. Первое, писал он, точна, но суха, лишена аффектов, а вторая, то есть н...

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ

Есть еще один особенно существенный аргумент в пользу классификации кр... Отсюда следует, что мастерство в красноречии это овладение спецификой ... Толковый словарь Вл. Род красноречияБ. Дипломатическая речь.

Социально-политическое красноречие

обсуждается, но и может корректироваться в каких-то частях, одобряется... Военно-патриотическая речь обычно произносится командиром перед решающ... Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях явл... д. Мы не коснулись, например, особенностей дискуссионной и полемической р...

ЛИТЕРАТУРА 1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М 1978г. 2. Зарифьян И.А. Теория словесности. М 1990г. 3. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М 1992г. 4. 5. Стешов В.Г. Устное выступление логика и композиция. М 1991г.

– Конец работы –

Используемые теги: роды, виды, ораторского, искусства0.077

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роды и виды ораторского искусства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Роды и виды ораторского искусства
На сайте allrefs.net читайте: "Роды и виды ораторского искусства"

Определения понятий род искусства и вид искусства
Период ранней классики приходится на гг до н э т е на Греко персидские войны... Сами боги в мифологии стали идеальными людьми которые воплощали все... В то же время человек живет и творит в единстве с природой мировым целым которое получило название космос Космос...

Происхождение искусства, его сущность. Классификация видов искусства. Искусствоведение. Искусствознание
Искусство один из способов познания и восприятия мира и отражения его в живописи скульптуре литературе и т д... Искусство выражение внутреннего или внешнего мира творца в художественном... Классификация видов искусства...

15. Формула Гріна. 17. Поверхневий інтеграл I роду; Обчислити його. 18.Криволінійний інтеграл 2 роду; обчислення. 19.Теорема про рівність нулеві криволінійного інтеграла 2 роду по простому замкненому контуру.
Формула Гріна... Формула Гріна встановлює зв язок між подвійним інтегралом і криволінійним інтегралом роду...

Сканеры назначения, виды, области применения различных видов сканеров
Моя же тема раскрывает непосредственно так называемое «железо» сканеров. Почти каждый пользователь компьютера постоянно сталкивается с проблемой… Кроме того, вручную можно вводить только тексты, но не изображения. Выходом из положения является сканер, позволяющий…

Критерии выбора видов пассажирского транспорта. Учет различных факторов при выборе видов городского пассажирского транспорта.
На сайте allrefs.net читайте: Критерии выбора видов пассажирского транспорта. Учет различных факторов при выборе видов городского пассажирского транспорта....

Административно-правовые отношения: понятие, структура (в виде схемы), классификация (в виде схемы).
При этом было заявлено, что там задержание продлится как ми-нимум на трое суток.Вопросы: 1. В каких случаях и на сколько происходит административное… Задание 5. Составить логическую схему «Пересмотр постановлений и решений по… Задание 1. Раскрыть вопрос. Административно-правовые отношения: понятие, структура (в виде схемы), клас-сификация (в…

Русский лубок, как вид графического искусства
Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого… Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других…

Социальная природа искусства
Социальная потребность искусства и генетическая основа его возникновения нераздельны. Функция искусства рождена на одном из эволюционных витков… Социальная суть искусства состоит в том, что художественное развитие общества… Первая из них определяется как закономерность возникновения искусства: он появился как результат эстетических…

Самодеятельные хоровые коллективы, как вид музыкального искусства и часть духовной культуры общества
И наоборот, увлечение только художественными результатами, ориентация на задачи профессионального характера стирают саму идею массовости… Благодаря хоровой самодеятельности певцы-любители знакомятся с сокровищами… Художественная самодеятельность выполняет множество разнообразных функций: воспитательную, познавательную,…

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам