Сознательное и бессознательное

Сознательное и бессознательное.

Благодаря изучению гипнотических явлений мы привыкли к пониманию того, что в одном и том же индивидууме возможно присутствие нескольких душевных группировок, которые существуют довольно независимо друг от друга, могут ничего не знать друг о друге, и которые попеременно захватывают сознание. Случаи такого рода, называемые double conscience Раздвоением сознания иногда возникают самопроизвольно.

Если при таком расщеплении личности сознание постоянно присуще одному из двух состояний, то это последнее называется сознательным душевным состоянием, а отделенное от нее бессознательным. 2.3. Сопротивление больного. Катартический метод лечения, как его практиковал Брейер, предполагал приведение больного в глубокое гипнотическое состояние, т.к. только в гипнотическом состоянии можно было получить сведения о патогенных соотношениях, Фрейду вскоре стал неприятен.

Немаловажной причиной было то, что он, несмотря на все старания, приводил в гипнотическое состояние более чем только часть больных. Фрейд стал поступать иначе, он спрашивал больных относительно пережитого в сомнамбулизме. Сначала они утверждали, что ничего не знают, но, не успокаиваясь, Фрейд настаивал на своем, уверял их, и забытые воспоминания всякий раз воскресали снова. Но какая-то сила препятствовала тому, чтобы воспоминания сделались сознательными, и заставляла их оставаться бессознательными.

Существование такой силы можно было принять совершенно уверено. Она поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного. Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. Причем те самые силы, которые препятствуют забытому стать сознательному в свое время содействовали этому забыванию и вытеснили из сознания соответствующие патогенные переживания. Фрейд назвал этот процесс вытеснением и рассматривал его как доказанный, благодаря неоспоримому существованию сопротивления.

Но можно задать себе вопрос каковы эти силы и каковы условия вытеснения, того вытеснения, в котором мы видим патогенный механизм истерии 2.4.