рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вытесняющие силы

Вытесняющие силы - раздел Психология, Учение Фрейда Вытесняющие Силы. Сравнительное Изучение Патологических Ситуаций Позволило Да...

Вытесняющие силы. Сравнительное изучение патологических ситуаций позволило дать ответ. При всех переживаниях дело было в том, что возникало какое-либо желание, которое состояло в резком противоречии с другими желаниями индивидуума, желание, которое было несовместимо с эстетическими и этическими взглядами личности.

Был непродолжительный конфликт, и окончанием этой внутренней борьбы было то, что представление, которое возникало как носитель этого несовместимого желания, подвергалось вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями устранилось из сознания и забывалось. Несовместимость соответствующего представления с Я больного было мотивом вытеснения этические и другие требования индивидуума были вытесняющими силами. Принятие несовместимого желания или, что то же самое, продолжение конфликта вызывало бы значительное неудовольствие это неудовольствие устранялось вытеснением, которое является, таким образом, одним из защитных приспособлений психической личности. 2.5. Типология преодоления конфликта.

Типология преодоления конфликта способов защиты следующая. Вытеснение - активное, неосознанное человеком устранение из сознания чувств, мыслей, мотивов. Так социально неприемлемые сексуальные влечения или агрессия например, к одному из родителей могут полностью уводить из сознания и прорываться в оговорках, ошибках, символических сновидениях.

В более сложных ситуациях причиной неблагодарности, например, может быть приписывание человеку таких качеств, вследствие которых он и не должен был бы заслужить положительного отношения, а истинным мотивом, вытесненным, неприемлемым, скрытым для человека утверждение своего Я. Проекция - приписывание своих чувств, желаний, влечений, другому человеку. Так, ханжество - приписывание другим людям невозможных для себя, но подсознательно невероятно заманчивых моральных проявлений приписывание окружающим мужчинам особой сексуальной активности и неподобающего поведения по отношению к себе самой у женщины, испытывавшей затруднения и неудовлетворенной общением с лицами противоположного пола и т.д. Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и желаний другого человека.

Такой вариант защиты свойственен детям, в процессе социализации усваивающих образцы поведет значимых других, а также при принятии мужских или женских социальных ролей.

Глубинная сущность такого защитного механизма - символическое обладание недоступным, но желаемым объектом как в детских играх. Сублимация - перенос энергии с запретного объекта на какую- либо приемлемую в обществе форму деятельности. Фрейд склонен был объяснять творчество реализацией свободной энергии такого плана биографии известных художников, писателей, деятелей, ученых - варианты сублимированной энергетики.

Если психосексуальная энергия продолжает циркулировать в закрытом контуре и не разряжается, бессознательно мотивируя поведение, человек испытывает неприятные переживания, тревогу. Такое состояние может быть квалифицированно как невротическое. 3. Я и Оно. Предлагая своим больным свободное ассоциирование в их рассказах о своих переживаниях, Фрейд видел в ассоциациях проявление мотивационных установок личности. Наиболее отчетливо, интенсивно и одновременно дезорганизующе выступили для Фрейда те энергетические характеристики, которые можно было отнести к сфере сексуальности. В работах По ту сторону удовольствия 1920, Я и Оно 1923 утверждается, что базовым компонентом личности является ее энергетический источник оно, которое можно объяснить следующим образом Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения.

Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека один из них, как жизненно необходимый, утратил свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.

Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по почти полностью обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения. Итак, Оно - инстинктивное начало, подчиняющееся принципу удовольствия. Оно социализируется в процессе воспитания ребенка в семье и далее, по мере осуществления жизненного пути человека.

В работе По ту сторону удовольствия 1920 Фрейд об Оно пишет следующее Гроддек неустанно повторял, что то, что мы называем своим Я, в жизни проявляется имущественно пассивно, что нас, по его выражению, изживают неизвестные и неподвластные нам силы. Все мы испытали такие впечатления, хотя бы они и не овладели нами настолько, чтобы исключить все остальное.

Я предполагаю считаться с этими взглядами и назвать сущность, исходящую из системы W Bw-сознательное vbw-предсознательное ubw-бессознательное и пребывающую вначале предсознательной, именем Я, а те другие области психического, в которых эта сущность проникает и которые являются бессознательными, обозначить, по примеру Гроддека, словом Оно. Согласно предлагаемой теории, индивидуум представляется нам как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я, возникшее из систем W как ядра. Нетрудно убедиться в том, что Я есть только низменная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве W-BW как часть Оно, своего рода продолжение дифференциации поверхностного слоя. Я также старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, Оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности.

Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти. 4. Сверх-Я. Фрейд в работе По ту сторону удовольствия 1920 рассматривает Эдипов комплекс.

Фрейд считает, что сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени, на мать, так как она ближе всего к нему, то есть, можно сказать, что вольно или невольно бессознательное оно создает инцестуальные предпосылки, которые подавляются общественной моралью.

Вот тут-то и проявляется противоречие, которое или со временем с возрастом разрешается, или выливается в Эдипов комплекс. При разрушении Эдипова комплекса необходимо отказаться от объективной привязанности к матери. Вместо нее могут появиться две вещи либо идентификация с матерью, либо усиление идентификации с отцом. Итак, можно сделать грубое допущение, что в результате сексуальной фазы, характеризуемой господством Эдипова комплекса, в Я отлагается осадок, состоящий в образовании обеих названных, как-то согласованных друг с другом идентификации это изменение Я сохраняет особое положение Оно противостоит прочему содержанию Я в качестве Я-идеала или сверх-Я. Сверх-Я не является, однако, простым осадком от первых выборов объекта, совершаемых Оно, ему присуще также значение энергичного реактивного образования по отношению к ним. Его отношение к Я не исчерпывается требованием ты должен быть таким же как отец, оно выражает запреттаким как отец ты не смеешь быть, т.е. не смеешь делать все то, что делает отец. Фрейд По ту сторону удовольствия.

В дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам, их заповеди и запреты сохраняют свою силу в и Я-идеал, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями Оно и действиями Я ощущается как чувство вины. Итак, Я-идеал является наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных судеб его либидо.

Вставив этот идеал, Я сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчиниться Оно. В то время как Я является преимущественно представителем внешнего мира, реальности, сверх- Я выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира, или Оно. И мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и Я-идеалом в конечном счете отразят противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров.

Сверх-Я формируется в процессе социализации - компонент, представленный в личности теми требованиями социума, которые делают возможной совместную жизнь людей, движимых Оно. Содержание Сверх-Я - законы, традиции, нормативы, запреты и т.д все, что составляет моральные стандарты, принятые в данном обществе.

Чем цивилизованнее общество и чем выше образовательный для представителей определенной его прослойки, тем мощнее срывающее инстинкты давление Сверх-Я. Нужен компонент в структуре личности, который примирял бы Сверх-Я и Оно, выбирая такой способ поведения, который по мере возможности не нарушал бы моральных требований и не перекрывал бы полностью энергетический источник Оно. Такой компонент назван Фрейдом Я. Я представляет собой центр личности, раздираемый извечным конфликтом и терпящий постоянное невыносимое напряжение.

Если интенсивность потребности велика, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется Я с помощью механизмов защиты. Во фрейдовской концепции люди отличают друг от друга тем, какой способ защиты выхода из конфликта характерен для их Я. Причем механизмы защиты служат не достижению какой-либо внешней по отношению к человеку цели, а только лишь способствуют снятию мучительного напряжения и обретению душевного равновесия.

Примечательно, что за порогом сознания фрейдовской личности оказалось не только Оно, но и собственно Я, ускользающее от рефлексии. Согласно концепции Фрейда, невозможно такое сосуществование личности и общества, которое не порождало бы с неизбежностью конфликта. Все дело в том, что выход из конфликта поможет быть невротическим или нормальным.

Если человек относится к такому слою общества, в котором сверх-Я не является слишком громоздким, невроз менее вероятен и человек находит более простые способы удовлетворения влечений в меру меньшего количества усвоенных норм и запретов. Образование, наращивающее Сверх-Я и не ориентирующее личность на творческую деятельность губительно. В любом случае нормальная или с отклонениями ми функционирующая энергетика человека - продукт его социализации в конкретном обществе. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учение Фрейда

Став врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов… Однако, чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал… До Фрейда они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью. Первый импульс к их изучению…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вытесняющие силы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Первоначальные исследования психоанализа
Первоначальные исследования психоанализа. О психоанализе Фрейд пишетЭто не моя заслуга. Я не принимал участия в первоначальных исследованиях. Когда другой венский врач доктор Йозеф Брейер в

Сознательное и бессознательное
Сознательное и бессознательное. Благодаря изучению гипнотических явлений мы привыкли к пониманию того, что в одном и том же индивидууме возможно присутствие нескольких душевных группировок,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги