рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Портрет английской культуры

Работа сделанна в 2004 году

Портрет английской культуры - Реферат, раздел Психология, - 2004 год - Этнопсихологические особенности народов Запада Портрет Английской Культуры. В Портрете Английской Культуры Выражается Преобл...

Портрет английской культуры. В портрете английской культуры выражается преобладающее стремление англичан к действию. Англичанин более всего доволен жизнью, когда работает в саду, путешествует, охотится, что- нибудь строит, изобретает или ремонтирует. Большинству англичан свойственно стремление выполнить всякую работу наилучшим образом недаром Англия в свое время снискала репутацию мастерской мира. Английские ученые любят заниматься прикладными науками.

Логике, математике, метафизике они предпочитают механику, этику, физику, биологию, политэкономию. Образ современной эмпирической науки, которая должна опираться на опыт, практику, наблюдения, родился в Англии. Практичность англичан состоит не в стремлении к выгоде, а желании быть в постоянном контакте с вещами, с реальной жизнью. Они сильны не столько отвлеченным разумом, сколько здравым смыслом. Они мужественны и способны терпеть всякого рода жизненные неудобства, если, в конце концов, предпринимаемое действие приносит пользу.

Многие англичане на отдыхе отправляются в труднейшие путешествия, мокнут под дождем, карабкаются по крутым горным склонам, ограничиваются самым скудным рационом для того только, чтобы проверить свои силы и испытать ощущение победы над препятствиями. Но вот чего они не любят, так это пустого философствования, праздной болтовни и откровенничания. Они не склонны к авантюрам, подобно испанцам, и не дают себя увлечь блестящими утопическими проектами, как это бывает с французами.

По глубокому убеждению англичан, мышление имеет смысл постольку, поскольку переходит в действие. Не все английские философы тяготеют к прагматическому мировоззрению. Философский прагматизм обязан своим расцветом, главным образом, американскому интеллекту, который, согласно Мадариаге, лишь побочный и не очень благородный отпрыск английского ума. Тем не менее, прагматизм родился в Англии, в Метафизическом клубе Пирса. Как философское течение он созвучен английскому характеру.

Ведь англичанин у себя дома, когда он действует, а не мыслит или переживает страсть. Знание сила. Этот принцип науки Нового времени выдвинут англичанином Бэконом. И почти в это же время француз Декарт сформулировал свое философское кредо принципиально иначе Я мыслю, следовательно, существую. Эта мысль образец максимально достоверной онтологической интуиции и, одновременно, признание того, что полнота бытия личности совпадает с мышлением. Итак, англичанин мыслит ради достижения пользы, а не ради удовольствия мыслить или познать какую-то тайну.

Некоторые нации, замечает Мадариага, например, немцы и русские, стремятся к знанию ради достижения последней и окончательной истины, проявляют какой-то неумеренный и нездоровый интерес к запретным знаниям. Англичане же хотят знать лишь то, что полезно для жизни. Говоря так, Мадариага не забывает о необычайной широте английского прагматизма. Именно английский праздный класс был инициатором множества бесполезных по крайней мере, на первый взгляд увлечений, служивших символами демонстративного досуга conspicuous leisure.

Аристократы изучали до полного совершенства греческий и латинский языки, занимались спортом и все только для того, чтобы продмонстрировать наличие у них свободного времени и отсутствие забот о хлебе насущном. С той же целью практиковались и другие неутилитарные занятия засушивание растений для гербария, выкапывание костей вымерших животных, коллекционирование бабочек, марок, пуговиц, пряжек и т.п. Между прочим, именно из этих увлечений английской знати родились палеоботаника, палеозоология, энтомология и множество других опытных наук, вошедших впоследствии в основной корпус естествознания.

Познавая мир, англичанин бессознательно стремится укрепить свое моральное кредо, поддержать жизненную стратегию. Поэтому он избегает истин, способных подорвать его доверие к самому себе. От излишнего любопытства англичане умело оберегают себя при помощи юмора и лицемерия. Если, например, иностранец обратит внимания на какие-то недостатки английской жизни, англичанин почти наверняка присоединится к его критике из вежливости и скажет, что у всего есть своя изнанка.

Это одна из любимых английских поговорок, которая предназначена для того, чтобы заранее обезвредить опасную истину. Английский интеллект, несмотря на некоторую свою алогичность, вообще-то самого высокого класса. Но его особенность в том, что он не атакует проблему в лоб, а как бы обтекает ее со всех сторон. Жизнь нельзя подвести под абстрактно-логическую схему.

Поэтому англичанин не доверяет правилам логики и абсолютным истинам. Английская мысль конкретна, но в то же время туманна, дипломатична. Нелюбовь к абстрактному теоретизированию созвучна духу естествознания. Именно в нем англичане часто бывали пионерами, несколько отставая от континентальных наций в логике, математике, философии, в которых пальма первенства принадлежала французам и немцам. Характерные черты английской философии эмпиризм, сенсуализм, индуктивизм и субъективный идеализм.

Иностранцы обычно замечают самообладание, сдержанность, даже внешнюю робость англичан, их нежелание откровенничать, и на этом основании видят в них индивидуалистов. Действительно, личное, приватное общение, даже с членами семьи и близкими друзьями, бывает у них редким и поверхностным. Собираясь за столом по поводу какого-нибудь праздника, друзья и родственники не произносят тостов, беседуют о погоде, кошках и собаках, избегают деловых, политических, религиозных и интимно-личных тем. Однако совершенно неверно считать англичан индивидуалистами.

Им в высшей степени присущ, выражаясь словами Мадариаги, инстинкт спонтанной кооперации. Это значит, что в любой, даже случайно возникшей группе, каждый англичанин быстро находит свое место. Ничто так не огорчает англичан, как неумение отвести каждому соответствующее место, ошибиться в отношении статуса человека, с которым имеешь дело. Хотя Англия признанный образец демократии, английское общество многослойно и жестоко стратифицировано.

Происхождению, воспитанию, университету, в котором человек учился, придается огромное значение. Для того чтобы понять, к какому кругу принадлежит человек, каков его статус, англичанин внимательно наблюдает за собеседником как он держит вилку, тарелку, как улыбается. Выражение лица, стиль речи, одежда все это призвано символизировать статус индивида. Изначальная иерархичность английского общества, не отраженная ни в каких писаных законах, делает общество управляемым и позволяет сравнительно просто решать сложные общегосударственные проблемы.

Споры в политике ведутся, чтобы найти оптимальное решение, а для всякого рода соревнований существуют спортивные игры. Оппозиция в парламенте всегда называлась оппозицией Его Ее Величества. К критике со стороны оппозиции в адрес правительства всегда предъявлялось требование быть конструктивной. Мадариага подчеркивает социальный практицизм англичан, который поддерживается равновесием двух тенденций консервативной и изобретательской.

Любовь к традициям и стремление к радикальным переменам в их сознании переплетаются, что на практике приводит к гармоническому единству различных побуждений и умонастроений. При всей своей традиционности, консерватизме, именно англичане изобрели почтовые марки, парламент, почти все спортивные игры футбол, волейбол, баскетбол, бокс и т.п. и множество предметов бытовой техники. Англичане кажутся индивидуалистами потому, что осуждают желание совать нос в чужие дела и избегают выставить напоказ свои переживания или говорить о них. Сдержанность, самообладание, привычка соблюдать психологическую дистанцию в повседневном общении характернейшие черты англичан.

Но если надо объединиться ради полезного и понятного для всех дела, то они это сделают моментально. Традиционный английский консерватизм и даже конформизм легко уживаются с терпимостью к чужим мнениям и отдельным чудачествам. Отчасти это объясняется тем, что в политической и правовой практике общим идеям вообще не придают большого значения.

Совершенно невозможно вообразить себе англичан, воодушевленных мечтой о мировой революции, коммунизме или Царстве Божьем на земле. Напомним, что в Англии не существует конституции основного закона. Право и судебная практика основаны на прецедентах. Английский суд не стремится подвести дело под какую-то статью. Он тщательно изучает отдельный казус, желая утвердить справедливость, а не торжество закона.

В Англии сохраняется множество архаических правовых норм, которые никто не отменял, но которых никто и не помнит и, конечно, не исполняет. Например, только в 1972 году был официально отменен закон, согласно которому любой человек, неправильно предсказавший погоду, должен быть казнен. Существовал, а возможно, и до сих пор существует закон, согласно которому во время заседаний парламента в зале не должно быть посторонних. На самом деле, в парламенте всегда полно журналистов и просто любознательных людей.

Но этот закон все-таки используется, чтобы полиция могла сразу, без всяких объяснений, выдворить из зала того, кто начнет шуметь или вести себя неподобающим образом. Свобода мнений и убеждений гордость английского правосознания. Важно, чтобы на деле человек вел себя честно и порядочно. Многочисленных туристов всегда привлекал Гайд-парк, где на специальной площадке, охраняемой полицейскими, каждый мог, взобравшись на трибуну, произнести речь любого содержания, если только она не содержала оскорблений в адрес королевской семьи но и здесь дело не в политической цензуре просто Гайд-парк принадлежит королевскому дому, а оскорблять хозяина дома совершенно недопустимо.

Любовь к традициям и старинным церемониям иллюстрируется самым веселым и шумным праздником англичан, называемым день Гая Фокса. Праздник совпадает с открытием парламентской сессии. Он начинается с того, что отряд людей в средневековых доспехах совершает обход подвалов здания парламента. После обхода начальник докладывает спикеру Заговорщиков не обнаружено. Обычай возник в 1605 году, когда был раскрыт заговор католика Гая Фокса, намеревавшегося взорвать парламент и совершить государственный переворот.

Стоит вспомнить, что французы празднуют день взятия Бастилии, русские день взятия Зимнего дворца, то есть, отмечают дни революций. Англичане же отмечают и празднуют день, когда революцию удалось предотвратить. Англичане больше склонны культивировать телесные, волевые и социальные качества, чем ум. Игры и спорт непременная часть жизни студентов и школьников, из которых стремятся вылепить, прежде всего, честных игроков, джентльменов.

Спортсмены имеют среди молодежи больший престиж, чем интеллектуалы. При этом англичане любят динамичные, коллективные игры, которые полностью освобождают ум и страсть. Ведь в повседневной жизни эти психические функции у них подавлены. Инстинкт спонтанной кооперации в играх проявляется в максимальной степени. Благодаря этому же инстинкту английский административный аппарат проще и дешевле, чем в других странах.

В Англии обходятся минимальным количеством писаных инструкций. Этические стандарты глубоко укорены в сознании англичанина. Поэтому он протестует, когда сталкивается с попытками извне, формально регламентировать его поведение. Нет более страстных защитников индивидуальных прав и свобод, чем англичане. Издавна английское общество полагается больше всего на частную инициативу. Распространены частные школы, вузы, театры, госпитали, теле и радиостанции.

Национализация в Англии была всегда менее эффективной, чем в других странах. Лишь поверхностные наблюдатели считают англичан холодными и бесстрастными людьми. На самом деле, в глубине души у них часто кипят необузданные страсти, которые им не удается ни выразить свободно, ни подавить. Эта темная сторона изнанка английского характера отчасти объясняет пуританизм англичан, их чопорность, склонность к соблюдению внешних приличий. Если в общественной и государственной жизни англичане независимы, то в личной жизни они очень зависят от мнения группы.

В произведениях английских писателей часто рассказывается о том, как молодой человек в пору любви не может разобраться в своих чувствах, найти слова признания и чутко реагирует при этом на слова окружающих. С самого детства английских детей учат не проявлять открыто своих чувств. Все это служит причиной частой критики в адрес англичан они, дескать, лицемеры, ханжи. Однако английская душа вполне способна испытывать сильные страсти.

Только они не проявляются в отдельных вспышках, надрывах, как это бывает у испанцев и русских, а постоянно сопровождают действие, придавая облику англичанина теплоту, дружественную надежность и решительность. Англичанин придирчиво анализирует свои чувства. Каждое из них должно оправдываться перед практическим разумом. Антисоциальные страсти энергично подавляются самим индивидом. Эмоциональная скованность англичан причина относительно низкого статуса искусства.

Политика, торговля, наука, путешествия, сельское хозяйство, техника всегда играли в Англии несравненно большую роль, чем искусство это наименее полезное из всех человеческих занятий. Критики в прошлом иногда оценивали произведение не по его художественным достоинствам, а в зависимости от того, проявил ли себя автор джентльменом. Это не означает малой одаренности или художественной невосприимчивости. Просто люди безудержной страсти, подобные, скажем, Байрону, в Англии редки.

Сознание художника, подвергаясь мощному социальному давлению, становится ареной конфликта между страстью, мечтой, воображением движущими силами его ремесла, и этикой, общественным мнением, здравым смыслом. Но когда национальным гениям, подобным Шекспиру или Байрону, удавалось сбросить с себя моральный панцирь, освободить страсть, то сочетание ее с глубоким пониманием этической основы конфликта помогает воображению создавать характеры необычайной яркости и силы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этнопсихологические особенности народов Запада

Эта задача упрощается в случае, если деловые отношения связывают представителей народов и культур, имеющих общие корни - языковые, этнические,… Можно выделить ряд факторов, определяющих общность подходов к этическим… Так, немецкий психолог Х. Гюнтер условно разделил народы Европы на четыре подтипа - нордийцы, динарцы,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Портрет английской культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Черты характера и особенности поведения народов Европы
Черты характера и особенности поведения народов Европы. Известны определенные черты характера и поведения, влияющие на этику делового общения, общие для целых групп народов. Так, немецкий пс

Портрет французской культуры
Портрет французской культуры. Французская культура, как описывает ее Мадариага, проникнута интеллектуальным началом. Француз у себя дома, когда мыслит. Мышление представляется ему естественн

Портрет культуры испанцев
Портрет культуры испанцев. Испанец олицетворяет собой тип человека страсти. Страсть более целостное проявление личности, чем действие или мысль. Когда человек страстен, фокус бытия сосредотачиваетс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги