Воображение и психокоррекция

Воображение и психокоррекция.

Генетическая связь воображения и эмоций хорошо прослеживается на материале изучения особого детского контингента так называемых аффективных детей 8. Этим детям свойственно обостренное и навязчивое чувство страха, повышенная тревожность психоневрологи нередко оценивают их состояние как пограничное. Коррекция аффективных проявлений, как правило, осуществляется в форме непосредственной терапевтической работы с эмоциональной сферой ребенка и теми объективными факторами, которые непосредственно определяют ее профиль.

А.А. Нурахунова попыталась взглянуть на эту проблему в необычном ракурсе и показала, что источники аффективных проявлений скрыты не в самой по себе эмоциональной сфере, а в несформированности у ребенка-дошкольника способности видеть целое раньше частей как функции воображения. Аффективный ребенок как бы увязает в наличной ситуации, вызывающей тревогу или страх, поскольку не выделяет ее смыслообразующего звена.

Там, где необходимо эмоционально переосмыслить ситуацию, он ограничивается воспроизведением прошлого опыта. Например, в ходе диагностического обследования по специальной методике ребенок изображает чудовище на экране телевизора, а при обсуждении рисунка говорит Я знаю, что оно не вылезет, но все равно боюсь. Развитие у ребенка умения создавать разнообразные смысловые трактовки аффектогенной ситуации и тем самым осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях приводит к коррекции тех или иных аффективных проявлений, преодолению эмоционального неблагополучия 10. Более того, формирование воображения сегодня становится особым звеном не только психокоррекционной и психотерапевтической, но и оздоравительно-развивающей работы, причем с достижением и закреплением ярко выраженных позитивных психосоматических эффектов 9. В.В. Степановой 14 был обнаружен примечательный и отчасти парадоксальный факт дети-первоклассники, испытывающие трудности на стадии первоначального формирования умений каллиграфии, имеют низкий уровень развития воображения наоборот, дети, успешно осваивающие эти умения, обладают сформированным воображением. Ребенок затрудняется писать красиво, поскольку не способен увидеть со стороны, глазами других то, что он делает.

Ему бессмысленно лишний раз разжевывать инструкцию, бесполезно ужесточать контроль за выполнением задания.

У ребенка отсутствует интегральный взгляд на себя, основанный на воображении, который при благоприятных условиях формируется в дошкольных видах деятельности в первую очередь игре. Словом, это происходит задолго до того, как ребенку начинают целенаправленно прививать какие-либо учебные умения.

Определенная часть детей, которые имеют психологические проблемы с чистописанием в начальной школе, в дошкольном возрасте либо испытали дефицит названных видов деятельности, либо не нашли в них материала для развития собственного воображения.

Недоигравшие дети едва ли смогут хорошо учиться в школе. Ничто так не препятствует созданию психологического фундамента школьной готовности, как ранняя и формированная подготовка дошкольников к школе на специальных тренировочных занятиях. Аналогичны и источники двигательной неумелости детей, трудности в формировании у них умений изобразительной деятельности, элементарных трудовых навыков. И в детском саду, и в начальной школе педагоги затрачивают колоссальные усилия для того, чтобы компенсировать все это путем интенсивного тренажа, многократного повторения упражнений.

Часто эти усилия растрачиваются с невысокой отдачей. Просто многие умения и навыки, квалифицируемые как шаблонные, уходит своими корнями, как не парадоксально, в сферу раннего развития творческих способностей. 1.2.4.