Динамика ролевой структуры семьи в истории

Динамика ролевой структуры семьи в истории. Примеры существования и развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать в исторической и культурной перспективе.

В.Н.Дружинин рассматривает языческую культуру, как пример традиционной системы отношений, где антропоморфные боги имели мужской или женский пол, а иногда - оба сразу.

Самые древние религии характеризуются доминированием женского начала.

Отсюда напрашивается вывод, что это была эпоха матриархата пантеоны богов возглавляли богини - вавилонская Астарта, аккадская Иштар и др Однако мы должны отметить, что не все специалисты поддерживают точку зрения о существовании такой формы традиционных семейных отношений, как матриархат Михайлов Ю.П 2000, с.64-65 . Затем в древнегреческой мифологии проявляется другой тип семейных отношений - демократический Зевс хотя и является номинальным ведущим, но находится в постоянном противоборстве с Герой Дружинин В.Н 2000, с.51-57 . Здесь права супругов примерно равны и не существует четкого разграничения обязанностей по половому признаку.

Однако, в исторической перспективе, затем положение изменилось за нарушение супружеской верности женщины карались гораздо более сурово, чем мужчины Витек К 1988, с.35 . Тем самым мужчине возвращается более доминантная роль. Аналог взаимоотношений между антропоморфными богами виден в отношениях в русской семье XII - XIV веков.

Но, согласно В.Н.Дружинину, отношения мужа и жены строились не на отношениях доминирования - подчинения, а на изначальной конфликтности.

Женщина не подчинена мужчине, она - носитель особой женской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть Дружинин В.Н 2000 В XIV веке Сильвестр, наставник Ивана IV, изложил структуру идеальной православной семьи в положениях Домостроя. Главенство мужа превращалось в деспотизм побои не преследовались, а поощрялись обычаем, неугодных жен заточали в монастыри и т.д. Фактически это была эпоха двоеверия, т.к. вопросы доминирования-подчинения и борьбы поколений разрешались силой и, скорее, по-язычески Дружинин В.Н 2000, с.75-79 Позже, в XVIII веке и далее, дворянская семья руководствуется скорее западноевропейской христианской моделью семьи, предусматривающей большее равноправие.

В.Немирович-Данченко приводит ценные для нас данные относительно этой эпохи До Петра уже явились рядные записи, в которых жених обязывался не бить свою будущую жену. При жестоком обхождении мужа она по второй жалобе на него получала право развода. Некогда имущество жены принадлежало всецело мужу, и она не могла располагать им по своему усмотрению, но уже при царях право собственности не делало различия между полами.

Женщина могла владеть поместьями, имуществами, капиталами Швейгер-Лерхенфельд А.Ф 1998, с.675 Отсюда можно полагать, что до Петра семейные отношения характеризовались патриархальностью, а затем - стремлением к демократичности. С приходом капитализма богатство стало главным фактором в объединении полов Елизаров А.Н 1996, с.56 и к концу XIX - началу XX века все сильнее давала себя знать шаткость патриархальной семейной модели.

Прежняя, привычная семья писала А.М.Коллонтай где главой и кормильцем был муж, а жена состояла при муже, не имея ни своей воли, ни своего времени эта семья на наших глазах меняется Голод С. И 1990, с.5 . После революции 1917 года пропагандировались так называемое социальное материнство, что привело к возвеличиванию роли женщины, а мужчине отводилась второстепенная роль Дружинин В.Н 2000 Голод С.И 1990 . Согласно исторической перспективе, в годы войны роль женщины возрастала ввиду высокой мужской смертности.

Далее, с возрастанием экономической независимости семьи от государства, стала расти социальная, экономическая и политическая роль мужчины. Согласно В.Н.Дружинину, именно в это время возникает конфликт между советской и эгалитарной моделью семьи.

И уже в Конституции 1993 года было закреплено равенство полов и равная ответственность мужчины и женщины в семье. В рассмотренной выше динамике смены одной формы внутрисемейных отношений другой мы видим определенную закономерность, даже чередуемость на протяжении веков отношения на примере антропоморфных богов традиционная форма сменяются отношениями, описанными в древнегреческой мифологии эгалитарный тип с присутствием борьбы противоречий сторон затем мы снова видим главенство женщины, но в русском семейном хозяйстве XII - XIV века, что является традицией.

После - патриархальные экономические отношения прошлого века и начало этого, сменяемые эгалитарными семьями сегодня. Вполне логично было бы предположить, что XXI век принесет нам возвращение к традиционной системе отношений с четким распределением обязанностей между мужем и женой. Но мы не нацелены на подобные несостоятельные прогнозы.

Для того, чтобы начать составлять четкую картину сегодняшней семейной ролевой структуры в семьях с различной религиозной ориентацией, нам следует остановиться на проблемах семейных ролей, удовлетворенности браком, а также на особенностях православия. 1.2.