Мотивы признания мужского женского главенства

Мотивы признания мужского женского главенства. Понятие главенства тесно связано с понятиями лидерства и социального доминирования. Анализируя работы зарубежных ученых первой половины 90-х годов по теме социального доминирования, Д.Майерс делает следующие выводы Выступая в качестве лидеров в ситуациях, где нет жесткого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщины - к демократичности.

Если в организации принят демократический стиль руководства, женщины в качестве лидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины. При авторитарном стиле оценка женщин-лидеров ниже Майерс Д 1997, с.233 . Также известно, что сейчас глава семьи - не глава по закону, а лидер, т.е. чье психологическое влияние признается добровольно Кузнецова Л.М 1987, с.145 . Отсюда, предполагая, что особенности доминирования в семье схожи с особенностями авторитета, стиля руководства в коллективе, можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном - доминировать больше шансов у мужчин.

На вопросе линий общения и распределения власти в семье сосредотачивают внимание представители стратегической семейной терапии отношения между членами семьи могут быть симметричными или комплементарными.

Первые, согласно Хейли, имеют соревновательный характер, тогда как вторые дополняют друг друга в борьбе людей за положение и власть Коттлер Дж Браун Р 2001, с.267 . Действительно, отечественные исследования позволяют полагать, что высокая доминантность партнеров в дружеских и супружеских отношениях, согласно Н.Н.Обозову и соавтором, приводит к отрицательному влиянию Волкова А.Н 1979 . Это влияние может быть сглажено, т.к. некоторые люди превосходны в роли целевого лидера, устанавливающего стандарты и достигающего цели, а другие лучше подходят для лидерства социального, необходимого для сплачивания, улаживания конфликтов и оказания поддержки Майерс Д 1997. С.394 . Такой подход объясняет, почему один супруг занимается организаторскими функциями, а другой - исполнительными.

Под организаторскими функциями Н.Ф.Федотова 1983, с.87-94 понимает распределение доходов, организацию досуга, обеспечение психологического микроклимата, организацию быта и воспитание детей.

Под исполнительными - материальное обеспечение и общественную активность. Н.Ф.Федотова утверждает, что признание мужем своего главенства базируется в основном на приоритете в материальном обеспечении семьи и успехах в производстве, т.е. в деятельности за пределами семьи. С точки зрения женщин же, для признания главенства мужа не достаточно его исполнения роли главного кормильца. Приписывая мужу роль главы семьи, женщины обращают внимание на его участие в организации досуга, в формировании благоприятного психологического климата, и в меньшей степени - в организации быта и в воспитании детей.

При этом для жен важно не столько само участие мужа в этих делах, сколько то, что он участвует в них более активно, чем мужья в других семьях. Основой для признания главенства жены являлась высокая оценка ее многогранной деятельности в семье кроме материального обеспечения как самой женщиной, так и ее мужем.

При этом наиболее сильным мотивом признания главенства жены являлся ее авторитет у детей и повседневный труд, связанный с заботой о детях. Существует мнение, что чем больше детей, тем менее равноправно распределены обязанности в семье Время, которое женщины уделяют уходу за детьми и их воспитанию, не зависит от их общественного статуса и образования отцы занимаются ребенком тем больше, чем выше их образовательный уровень и общественный статус Антонюк Е.В 1992, с.45-46 . Тогда возможно, что семьи с женским главенством характеризуются наличием детей больше одного и мужа со средним или ниже образованием и социальным статусом Наряду с мотивом высокой оценки своей семейной деятельности у жен присутствует также мотив признания несостоятельности мужа в организации семейной жизни.

В большинстве таких семей главенство жены коррелировало с пьянством мужа. Видимо, поэтому, по Н.Ф.Федотовой, в семьях с женским главенством наблюдалась низкая удовлетворенность браком особенно у женщин. Н.Ф.Федотова видит в этом, а также в двойной мотивации вынужденный характер женского главенства.

В целом, семьям с мужским или женским главенством свойственен различный уровень оценок личностных качеств мужа и жены. В семьях, где по всем вопросам - равноправие, происходит более гибкое разделение главенства в сферах семейной жизни. Относительно устойчивое преобладание одного из супругов Н.Ф.Федотова наблюдала лишь в трех сферах материальном обеспечении мужа, распределении доходов и воспитании детей.

Ситуацию в других сферах хорошо описывают А.Добрович и О.Ясицкая 1998, с.75 В одних вопросах главой является муж, а в других - жена. В нужные моменты они меняются лидерством, и никаких трений в связи с этим не возникает. Т.е. персональное главенство супруга строится как свободное самоуправление, сходное с процессами лидерства в неофициальных малых группах. Для таких семей свойственны примерно одинаковый уровень оценок личностных свойств мужа и жены и высокая удовлетворенность семейной жизнью.

С некоторыми результатами Н.Ф.Федотовой может поспорить А.К.Дмитриенко, который констатирует, что сельские мужья ригидны в своей жизни, а женщины не хотят выполнять роль жены, матери, хозяйки, но стремятся самосовершенствоваться в деятельности вне семьи Дмитриенко А.К 1989, с.79 . Но это отражает специфику скорее сельской, нежели городской семьи. Резюме. Исходя из анализа литературы по вопросам семейной ролевой структуры и социального доминирования, мы приходим мнению, что какая-либо конкретная форма ролевой структуры РС не является объективно лучшей по сравнению с другими.

Это согласуется с утверждением Ю.Е.Алешиной, что традиционализация отношений в переходные периоды стаж брака 6-18 лет способствует более эффективному решению стоящих перед семьей задач и поэтому выгодна семье и положительно связана с удовлетворенностью браком. В стабильные же периоды стаж брака 1-6 и 18 лет традиционализация не оправдана и должна отрицательно влиять на удовлетворенность браком Алешина Ю.Е 1995 . С одной стороны, такое положение почти аннулирует необходимость изучения ролевой структуры семьи известно, какие ее типы влияют положительно на какие периоды семейной жизни. С другой стороны, взгляды супругов на ролевую структуру семьи и главенство исследовались, в основном, как выработанные супругами в процессе переговоров и совместной жизни под влиянием их собственных уникальных представлений.

Нам же интересно, как на становление ролевой структуры и главенства в семье влияет православное учение, отраженное в индивидуальных представлениях супругов. Глава 2. Особенности православной семьи 2.1.