рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эпистемология православия

Работа сделанна в 2002 году

Эпистемология православия - Дипломная Работа, раздел Психология, - 2002 год - Проблема доминирования в семье Эпистемология Православия. Под Термином Эпистемология Понимается Теория, Сист...

Эпистемология православия. Под термином эпистемология понимается теория, система познания, из которой проистекают остальные знания Словарь , 1998, с.589 . Тогда в нашем случае эпистемологией православия будет являться система фундаментальных предположений, отличающих православие от других конфессиональных течений и влияющих на уникальный характер православной семьи.

Раскрыть функции православной семьи и брака нам поможет рассмотрение антропологической модели. Согласно архимандриту Киприану Керну, православное учение о человеке исходит из трех источников Священное писание, непосредственные мистические прозрения и самостоятельные домыслы богословствующего разума Психотерапевтическая , 1999, с.367 . Эти источники руководствуются, бесспорно, трехчастным пониманием человека, душа которого служит источником духовной жизни разума, воли и чувства.

Дух же выступает как побудитель связи с Богом, как центр богопознания. Т.е. после грехопадения в человеке произошел раскол между душой и телом, душой и духом, между чувством, умом и волей. Различные виды психотерапии преодолевают расколы психоанализ, гештальт-терапия - раскол ума и сердца, бихевиоризм - ума и воли. Но эти виды психотерапии не занимаются духовными аспектами, считает Дж. Стренгс.

Это происходит, согласно Ф.Е.Василюку, потому что светская психотерапия работает с чувством например, вины, а христианская - с грехом, т.е. осознанным и оцененным поступком, который и вызывает чувство вины Шоховцова Л.Ф 1997, с.149-150 . Другой способ преодоления раскола - законное православное супружество, которое выполняет три главные задачи 1. достижение ценности плоти и духа, разобщенных грехом 2. умножение числа спасенных душ через чадородие 3. упорядочение сексуальной жизни Михайлов Ю.П 2000, с.60-62 Психотерапевтическая функция семьи также предусматривается православием В идеальном христианском браке муж и жена должны ежевечерне исповедоваться друг перед другом и быть совестью друг друга Христианская , 1992, с.40 . То же относится и к детям.

Фактически, эта функция способствует реализации первой задачи, хотя существуют и другие обязанности супругов, согласно святому Апостолу Павлу 1 Мужие любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и себе предаде за ню любовь должна проявляться в кротком, ласковом, не жестоком обращении мужа с женой . 2 Жены своим мужем повинуйтеся, яко же Господу зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава Церкве повиновение должно быть с полной готовностью и любовью, а не с прекословием там же, с.5-6 . В силу каноничности православия, среди его последователей не существует разногласий по поводу прерогативы мужчины быть способным принимать решения, обеспечивать семью материально, быть арбитром во всех спорах, т.е. быть главой семьи.

С другой стороны, Е.В.Перевозникова, ссылаясь на С.Л.Франкла, считает, что надо учить видеть себя частью субстанциального Мы. Это согласуется с заповедью возлюби ближнего своего - никакого преимущества Я перед Ты, неравенство сохраняется только перед Богом Перевозникова Е.В 2000, с.65 . Значит ли это, что православие приветствует эгалитарную ролевую структуру семьи? Скорее речь идет о предупреждении желания партнеров считать себя собственниками того, кого любят. Тем не менее, православие приписывает роль главы мужчине, не унижая при этом женщину.

Женщина по своему происхождению вторична. А по достоинству - равна мужу говорит Б.В.Ничипоров 1991, с.108 . В.Н.Дружинин же описывает отношение к женщине в христианстве как противоречивое женщина занимает субдоминантную позицию по отношению к обоим мужчинам Отцу и Сыну, но и причастна им. Т.е. женщина является причиной грехопадения мужчины, но при этом Богородица архетипический образ женского начала воспитала сына, имеющего божественную миссию.

Здесь взгляды западного и восточного христианства совпадают.

Однако, в отличие от католической церкви, выделяющей такую ипостась Девы Марии, сексуальная основа которой очевидна, православная традиция возвышает материнское отношение над любовным. Это подтверждается тем, что в нашей культуре эротические отношения между супругами не отрицались, но им и не приписывалась большая значимость Дружинин В.Н 2000, с.62-74 . Хотя одним из препятствий для совершения таинства брака в православии является неспособность партнера -ов к половому сожитию и чадородию О православном , 2000, с.14 . Следует отметить, что хотя Богородица не влияет сама на ход земных и небесных дел, она - посредница между Богом и людьми, а также находится ближе к последним ввиду своей меньшей причастности к божественной сущности.

При этом Иисус Христос выполняет схожую функцию, но находится иерархически ближе к Богу-отцу, а психологически - ближе к Богородице и поэтому, как и она, способен слышать и заступаться за страждущих и просящих.

Отношения Отца и Сына в христианстве также уникальны в своем роде. Существует роковой ареал в отношениях отца и сына. Следуя ему до конца, сын обязательно должен или убить отца или противопоставиться отцу Ничипоров Б.В 1991, с.106 . Этот сценарий известен психологии как Эдипов комплекс. Но Фрейд, будучи неоязычником, в своей приверженности к эллинической мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий - Иисус Христос препобеждает эти роковые отношения там же, с.107 . Христос уничтожает расхождения между отцами и сыновьями. Недаром приводится две родословные Христа у евангелистов Матфея и Луки. У первого он назван Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, а у второго - Сыном Адамовым, Божьим.

Т.е. люди, следуя за Христом, должны отказаться от своей локальной родословной и включить себя в состав родового древа человеческого рода, стать сыновьями Адама и тем самым сыновьями Бога Пигалев А.И 2000, с.28 . Таким образом, можно возразить на тезис Л.Фейербаха об иллюзорности христианской любви к людям - разве не любовью ко всем людям должны быть движимы индивиды, идентифицируясь со всем родом человеческим 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема доминирования в семье

В работах отечественных и зарубежных исследователей накоплен большой опыт изучения семьи и такой её особенности как ролевая и поло-ролевая… Другие же авторы Москвичева Н.Л Белинская Е.И Куликова Е.П. и пр.… По данным социологических исследований более половины называют сегодня себя верующими православными и меньше трети из…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эпистемология православия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Динамика ролевой структуры семьи в истории
Динамика ролевой структуры семьи в истории. Примеры существования и развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать в исторической и культурной перспективе. В.Н.Дружинин расс

Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии
Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии. Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, группа семья и личность. Функции семьи реализуются в проц

Типы семей по способу распределения ролей
Типы семей по способу распределения ролей. Как уже говорилось, характер распределения обязанностей по их выполнению между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарн

Мотивы признания мужского женского главенства
Мотивы признания мужского женского главенства. Понятие главенства тесно связано с понятиями лидерства и социального доминирования. Анализируя работы зарубежных ученых первой половины 90-х годов по

Наука и религия
Наука и религия. Перед тем, как рассмотреть понятия, важные в свете нашей темы, мы хотим подчеркнуть противоречивый характер мнений относительно совместимости науки и религии. Так, западная

Психологические особенности православной семьи
Психологические особенности православной семьи. Среди атеистически ориентированных авторов Угринович Д.М 1986 встречаются свидетельства преимущественно негативного влияния религии на разные сферы ж

Программа исследования
Программа исследования. Цель исследования изучить влияние фактора воцерковленности на особенности ролевой структуры ВПС и НПС. Задачи исследования 1. На основе осуществленного ранее литературного а

Анализ результатов методами математической статистики
Анализ результатов методами математической статистики. Для оценки значимости различий результатов по методике Распределение ролей в семье и методике ДМО Т.Лири между подгруппами НПС и ВПС мы выбрал

Обсуждение результатов
Обсуждение результатов. Результаты обработки данных по методике Распределение ролей в семье в том случае, когда тестировались оба супруга говорят о том, что существует разница между НПС и ВПС по ст

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги