Эпистемология православия

Эпистемология православия. Под термином эпистемология понимается теория, система познания, из которой проистекают остальные знания Словарь , 1998, с.589 . Тогда в нашем случае эпистемологией православия будет являться система фундаментальных предположений, отличающих православие от других конфессиональных течений и влияющих на уникальный характер православной семьи.

Раскрыть функции православной семьи и брака нам поможет рассмотрение антропологической модели. Согласно архимандриту Киприану Керну, православное учение о человеке исходит из трех источников Священное писание, непосредственные мистические прозрения и самостоятельные домыслы богословствующего разума Психотерапевтическая , 1999, с.367 . Эти источники руководствуются, бесспорно, трехчастным пониманием человека, душа которого служит источником духовной жизни разума, воли и чувства.

Дух же выступает как побудитель связи с Богом, как центр богопознания. Т.е. после грехопадения в человеке произошел раскол между душой и телом, душой и духом, между чувством, умом и волей. Различные виды психотерапии преодолевают расколы психоанализ, гештальт-терапия - раскол ума и сердца, бихевиоризм - ума и воли. Но эти виды психотерапии не занимаются духовными аспектами, считает Дж. Стренгс.

Это происходит, согласно Ф.Е.Василюку, потому что светская психотерапия работает с чувством например, вины, а христианская - с грехом, т.е. осознанным и оцененным поступком, который и вызывает чувство вины Шоховцова Л.Ф 1997, с.149-150 . Другой способ преодоления раскола - законное православное супружество, которое выполняет три главные задачи 1. достижение ценности плоти и духа, разобщенных грехом 2. умножение числа спасенных душ через чадородие 3. упорядочение сексуальной жизни Михайлов Ю.П 2000, с.60-62 Психотерапевтическая функция семьи также предусматривается православием В идеальном христианском браке муж и жена должны ежевечерне исповедоваться друг перед другом и быть совестью друг друга Христианская , 1992, с.40 . То же относится и к детям.

Фактически, эта функция способствует реализации первой задачи, хотя существуют и другие обязанности супругов, согласно святому Апостолу Павлу 1 Мужие любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и себе предаде за ню любовь должна проявляться в кротком, ласковом, не жестоком обращении мужа с женой . 2 Жены своим мужем повинуйтеся, яко же Господу зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава Церкве повиновение должно быть с полной готовностью и любовью, а не с прекословием там же, с.5-6 . В силу каноничности православия, среди его последователей не существует разногласий по поводу прерогативы мужчины быть способным принимать решения, обеспечивать семью материально, быть арбитром во всех спорах, т.е. быть главой семьи.

С другой стороны, Е.В.Перевозникова, ссылаясь на С.Л.Франкла, считает, что надо учить видеть себя частью субстанциального Мы. Это согласуется с заповедью возлюби ближнего своего - никакого преимущества Я перед Ты, неравенство сохраняется только перед Богом Перевозникова Е.В 2000, с.65 . Значит ли это, что православие приветствует эгалитарную ролевую структуру семьи? Скорее речь идет о предупреждении желания партнеров считать себя собственниками того, кого любят. Тем не менее, православие приписывает роль главы мужчине, не унижая при этом женщину.

Женщина по своему происхождению вторична. А по достоинству - равна мужу говорит Б.В.Ничипоров 1991, с.108 . В.Н.Дружинин же описывает отношение к женщине в христианстве как противоречивое женщина занимает субдоминантную позицию по отношению к обоим мужчинам Отцу и Сыну, но и причастна им. Т.е. женщина является причиной грехопадения мужчины, но при этом Богородица архетипический образ женского начала воспитала сына, имеющего божественную миссию.

Здесь взгляды западного и восточного христианства совпадают.

Однако, в отличие от католической церкви, выделяющей такую ипостась Девы Марии, сексуальная основа которой очевидна, православная традиция возвышает материнское отношение над любовным. Это подтверждается тем, что в нашей культуре эротические отношения между супругами не отрицались, но им и не приписывалась большая значимость Дружинин В.Н 2000, с.62-74 . Хотя одним из препятствий для совершения таинства брака в православии является неспособность партнера -ов к половому сожитию и чадородию О православном , 2000, с.14 . Следует отметить, что хотя Богородица не влияет сама на ход земных и небесных дел, она - посредница между Богом и людьми, а также находится ближе к последним ввиду своей меньшей причастности к божественной сущности.

При этом Иисус Христос выполняет схожую функцию, но находится иерархически ближе к Богу-отцу, а психологически - ближе к Богородице и поэтому, как и она, способен слышать и заступаться за страждущих и просящих.

Отношения Отца и Сына в христианстве также уникальны в своем роде. Существует роковой ареал в отношениях отца и сына. Следуя ему до конца, сын обязательно должен или убить отца или противопоставиться отцу Ничипоров Б.В 1991, с.106 . Этот сценарий известен психологии как Эдипов комплекс. Но Фрейд, будучи неоязычником, в своей приверженности к эллинической мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий - Иисус Христос препобеждает эти роковые отношения там же, с.107 . Христос уничтожает расхождения между отцами и сыновьями. Недаром приводится две родословные Христа у евангелистов Матфея и Луки. У первого он назван Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, а у второго - Сыном Адамовым, Божьим.

Т.е. люди, следуя за Христом, должны отказаться от своей локальной родословной и включить себя в состав родового древа человеческого рода, стать сыновьями Адама и тем самым сыновьями Бога Пигалев А.И 2000, с.28 . Таким образом, можно возразить на тезис Л.Фейербаха об иллюзорности христианской любви к людям - разве не любовью ко всем людям должны быть движимы индивиды, идентифицируясь со всем родом человеческим 2.3.