рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные сведения о биоэтике

Основные сведения о биоэтике - Реферат, раздел Психология, ЧЕЛОВЕК, КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО Основные Сведения О Биоэтике. Биоэтика Понимается Как Раздел Этики, Рассматри...

Основные сведения о биоэтике. Биоэтика понимается как раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам.

Само слово этика определяется как ответственность человека перед окружающими таким образом, биоэтика понимается как область знаний о поведении человека по отношению к другим и как философское понятие, касающееся нравственной стороны поведения человека. Понятие биоэтика возникло недавно, несколько десятилетий назад, однако, за это время биоэтика сделала быстрые шаги вперед.

В ряде стран имеются центры по биоэтике в Европейском Союзе работает Комитет по биоэтике. Комитет с аналогичным названием открыт при Академии наук России. Понятие биоэтики было введено в обращение в конце 1960-х гг. и быстро получило широкое распространение. В то же время содержание этого понятия по-прежнему вызывает споры. Чем является биоэтика - новой научной дисциплиной, сложным комплексом проблем, вызванных к жизни взаимодействием наук, или новой формой моральной философии.

Одна из основных причин возникновения биоэтики связана с развитием биологии, ее воздействием на медицину и комплекс наук, изучающих человека. Тем не менее, констатация этого факта мало что объясняет сама по себе. Внимательное изучение круга вопросов, охватываемых понятием биоэтики, указывает на необходимость выработки системы нравственного регулирования научной деятельности биологов, медиков, представителей других наук, так или иначе вторгающихся в основы человеческой природы. На первый взгляд, расшифровка понятия биоэтики достаточно проста и означает совокупность этических проблем биологии.

Но все было бы так, если бы эти проблемы касались только биологии - науки о жизни. Между тем круг явлений, объединяемых биоэтикой, охватывает сложнейшие разделы не только биологических наук, но медицины и права, т.к. они имеют отношение к человеческой жизни, как нынешних поколений, так и тех людей, которые должны будут жить по рецептам, узаконенным сегодня. В статье анализируется ряд ситуаций, в которых современное общество сталкивается с проблемами биоэтики.

В большинстве случаев они связаны с трансплантацией органов, искусственным деторождением, созданием банка эмбрионов и т.д. При этом отмечается, что не ясно, кто возьмет на себя ответственность за принимаемые решения, когда за ними стоит судьба человека, тем более человека, которого еще нет. Не понятно, кто может вынести приговор - какие гены плохие, а какие - хорошие По каким критериям осуществлять генетическое вмешательство, на какие идеалы ориентироваться К сожалению, констатирует автор статьи, человечество не готово к решению задач подобно рода. Соответственно, пока трудно говорить о биоэтике как научной дисциплине, располагающей надежной теоретической основой.

В то же время, ясно, что развитие таких наук, как молекулярная биология, и их проникновение в медицину, побуждает к пересмотру и переоценке культурных и экономических ценностей, присущих нашей теперешней жизни. Проблемы биоэтики содержат богатейший материал для философии, т.к. в них с особой силой проявляются такие традиционные вопросы, как сущность души, нравственного начала и т.п. Дальнейшее продвижение по пути познания и самопознания человека - процесс неизбежный, сопряженный с невиданной ранее ответственностью.

Поэтому на первый план сегодня выходят вопросы, связанные с широкой информацией общества о ходе исследований и характере практических действий относительно здоровья человека, а также касающихся выработки моральных рекомендаций и юридических норм. Формирование биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медикоклинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной - инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента.

Все эти процессы невиданным образом обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медицинским персоналом.

Существуют ли пределы и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека Допустима ли эвтаназия С какого момента следует считать наступление смерти С какого момента зародыш можно считать живым существом Допустимы ли аборты Или аборты есть убийство живых существ Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, да и перед широкой общественностью в условиях невиданного технологического оснащения современной медицины в развитых странах Биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в конце 60х - начале 70х гг. Термин биоэтика предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее весьма разнородна.

Прежде всего, биоэтику пытаются отождествить с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений врач - пациент. Существует и более широкое понимание биоэтики, включающее в себя ряд аксиологических ценностных проблем профессиональной деятельности, смежной с врачебной, ряд социальных проблем, связанных с системами здравоохранения и, наконец, проблем, относящихся к отношению человека к животным и растениям.

Кроме того, термин биоэтика указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных проблем, возникающих в ходе научных исследований. Несмотря на то, что биоэтика, как было сказано выше, оформилась как научное направление во второй половине XX века, проблемы, которые она рассматривает, изначально составляли основу русской философской мысли.

Так в начале XX века известный русский революционер П. А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма. Этику, по его мнению, необходимо обосновать научно, т. е. построить на базе естествознания, в частности, теории эволюции Дарвина. Высоко оценивая значение теории Дарвина, П. А. Кропоткин решительно критикует ее основной принцип - принцип борьбы за существование.

Его необходимо дополнить принципом взаимной помощи как одним из важнейших факторов эволюционного процесса. Это означает, что корни нравственности - в инстинкте общительности, уже изначально существующем в органической природе. Природа называется Кропоткиным первым учителем этики, нравственным началом этики. Поэтому в работах Кропоткина - Взаимная помощь как фактор эволюции, Этика много внимания уделено описанию различных форм взаимопомощи в животном мире, для того чтобы показать, как этические нормы укоренены в природном мире, истоки альтруизма - в инстинкте общительности и взаимопомощи, присущих уже животным.

Позднее эти идеи нашли свои подтверждение в работах этологов К. Лоренца, Д.П. Филатова и др. В сороковых годах 20- го столетия выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писать работу Норма поведения, или мораль с естественно - исторической точки зрения. Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении.

Эгоизм первичен в жизни животных. Эта фаза в эволюции человека подчинена законам естественного отбора, действие которых в последующем ослабляется. Биоэтика, как и любое другое изобретение человеческого духа, не является некоей моральной панацеей. Нельзя думать, что она сможет дать решение всех рассматриваемых ею проблем. Поскольку ситуации, анализируемые биоэтикой, рождаются в сфере современных и перспективных биологических и медицинских научных исследований, в будущем ей, по-видимому, должно уделяться все большее внимание.

Одной из главных задач биоэтики должна стать попытка пробудить чувство ответственности за те социальные формы, в которой эти ситуации возникают и разворачиваются в современном обществе. Только в этом случае появится возможность движения к осуществлению оптимистическую концепции Вернадского о переходе биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧЕЛОВЕК, КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Одним из важнейших стала проблема взаимодействия природы и общества. Противоречия между природой и обществом в условиях бурно развивающегося… Так как человека можно рассматривать в двух аспектах социальном и… Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существующие до этого в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные сведения о биоэтике

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема трансплантации органов
Проблема трансплантации органов. Эта проблема связана со многими вопросами, имеющими отношение к этике и праву. Специфичным здесь является то, что они касаются всегда двух лиц донора и реципиента.

Генная инженерия новая область исследования
Генная инженерия новая область исследования. Генная инженерия, едва насчитывающая несколько десятилетий, заставляет сегодня работать гены человека или животных в микроорганизмах или совсем других к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги