рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исследования измененных состояний сознания

Работа сделанна в 2006 году

Исследования измененных состояний сознания - Курсовая Работа, раздел Психология, - 2006 год - Измененные состояния сознания в сфере религиозного опыта Исследования Измененных Состояний Сознания. Попытки Научного Осмысления Необы...

Исследования измененных состояний сознания. Попытки научного осмысления необычных психических способностей и состояний сознания предпринимались со времен Месмера.

Однако до недавнего времени экстравертированное сознание, состояние нормального бодрствования рассматривалось большинством ученых как единственное состояние, достойное изучения.

Согласно классической концепции, слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная активация - к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным восстановить равновесие. До сих пор большинством западных интеллектуалов молчаливо признается шкала ценностей, изображенная на рисунке 1.1 по данным Ч. Тарта. 10 Рис.1.1 наименее ценные состояния сознания наиболее ценные состояния сознания Однако многих привлекает возможность выбирать те состояния, в которых они чувствуют себя поднявшимися на более высокий уровень бытия, или, просто, избавленными от дискомфорта, доставляемого повседневной реальностью.

Этот подход нашел свое выражение в работах психологов гуманистического направления.

Вслед за Юнгом, придавшим огромное значение духовным измерениям психики. Р. Ассаджиоли интерпретировал многие из явлений, которые официальная медицина считает психопатологическими, как сопутствующие духовному раскрытию. А. Маслоу на основе широких исследований многих мистических или пиковых, вершинных по его определению переживаний опроверг традиционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации. Подобные положительные состояния стали называться расширенными состояниями сознания РСС. Концепция сна как особого активного состояния сознания БДГ-сон, исследование шизофрении и маниакально-депрессивного психоза подготовили почву для всевозможных исследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое. Ч. Тарт называет термином дискретное состояние сознания ДСС совокупность психических структур, активную систему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, но совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями один из методов наведения транса, или из-за их полного отсутствия в условиях сенсорной изоляции либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Феномен измененного сознания трудно вписывается в современные модели психологии.

Главная проблема изучения измененных состояний сознания заключается в том, что исследования психической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта.

А как можно воспроизвести субъективные ощущения Стэн Грофф один из немногих, кто совершил фундаментальные исследования в области измененных состояний сознания, основываясь на собственном опыте.

Он выявил роли измененных состояний при психических болезнях, возможностей использования этих состояний для терапии.

Итак, религиозный опыт субъективные религиозные феномены в различных формах мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и прочее. Исследование религиозного опыта осуществляется при помощи анализа материалов самонаблюдения верующих дневники, автобиографические записки.

Измененное состояние сознания это любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом. Исследованиями ИСС занимались Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, Ч. Тарт, С. Грофф. Но до сих пор ИСС в системе религиозного опыта трудно вписываются в современной модели психологии, и ИСС в системе религиозного опыта остаются одним из наименее изученных вопросов в психологии.

Глава 2. Способы достижения измененных состояний сознания в системе религиозного опыта. Учитывая важность ИСС в системе религиозного опыта, в рамках большинства религий были разработаны методы искусственного вызывания таких состояний. Можно выделить четыре группы подобных методов 1. Медитативные практики. 2. Психосоматические методы. 3. Дыхательные практики. 4. Использование наркотических веществ.

Медитативные практики Медитативные методы основаны на управлении функциями психики с помощью концентрации внимания пассивная медитация или воли активная медитация. Поскольку не только методы, но и способы медитирования, вообще говоря, различны, остановимся кратко на типологии медитаций по способу выполнения. В медитациях первого типа внимание концентрируется на сигналах, исходящих от объекта, причем делает это непроизвольно, когда пристально всматривается, прислушивается или принюхивается, а также вчувствывается в болевые симптомы или другие ощущения организма.

Простейшими из наиболее известных медитаций данного типа являются тратака концентрация взгляда на блестящем предмете, созерцание деревянного шарика, практикуемое в Китае и др. Эти медитации обладают двояким эффектом. С одной стороны, сосредоточение на каком-либо внутреннем объекте приводит к его актуализации, т.е. сознательному его восприятию, что способствует расширению сознания. А с другой - длительное сосредоточение может привести к отключению внимания вследствие усталости и аутогипнозу.

Медитации второго типа - это различные формы внушения, т.е. активное управление функциями организма с помощью воли. В зависимости от способа подачи волевой команды эти медитации можно разделить на визуализации, словесные и кинестетические внушения. Наиболее часто практикуются первые две. При визуализации волевая команда передается подсознанию в виде некоторых понятных ему визуальных образов, картин, форм. Наиболее известными медитациями этого типа являются визуализация движения энергии в виде сияния определенного цвета, медитация на рисунках чакр, органах, мандалах и т.д. К словесным внушениям относятся медитации, при которых волевая команда подается в словесной форме, как, например, в системе аутогенной тренировки И. Шульца Моя правая рука тяжелеет и самовнушении Э. Куэ Мне с каждым днем становится все лучше и лучше во всех отношениях.

Практикующие кинестетическое внушение волевым усилием пытаются вызвать в теле различные ощущения - тяжести, легкости, воздушности и т.д. В западной психологии предпочтение отдается использованию активных техник.

В восточных традициях, наоборот, преобладают техники концентрации, спокойствия, созерцательного подхода, с помощью которых можно с успехом вызывать состояния восторга, молчания ума и транса. Но поскольку такие практики не подкрепляются исследованиями и наблюдениями, они не дают возможности человеку глубже понять себя и не ведут к свободному просветлению.

Чтобы до конца постичь себя, необходимо соединять концентрацию ума с осознаванием и исследованием. Учитывая все сказанное выше, следует отметить, что только медитация третьего типа, собственно говоря, и является медитацией в полном смысле этого слова и представляет собой синтез обоих описанных выше типов упражнений. Практикующий одновременно дает волевыекоманды, направленные на изменение состояния, и созерцает свое состояние, что позволяет контролировать результативность команд и корректировать их, а следовательно повышает шансы достигнуть желаемого состояния. О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно.

В глубокую древность уходят своими корнями и попытки диагностировать особенности характера человека по тем или иным внешним признакам, таким как физиогномика - искусство определения характера и судьбы человека по его лицу, хиромантия определение по линиям на ладони, френология - по особенностям строения черепа и т.д. Однако в современной психологии данная проблема была поднята сравнительно недавно, причем рассматривалась одновременно с трех сторон.

В. Райх, У. Джеймс, А. Лоуэн и некоторые другие известные психотерапевты обнаружили, что психика человека проецируется на его физическое тело в виде конституционных особенностей, мышечных зажимов, контрактур. Верно и обратное воздействуя на тело определенным образом, можно изменить состояние психики. К психосоматическим методам можно отнести статические позы, подобные упражнениям йоги, особые движения, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочетаний, кружение на одном месте и другие методы, воздействующие на сознание через систему психосоматических соответствий.

Сформулируем следующий общий принцип взаимодействия психики и физического тела психика человека, в первую очередь его бессознательное, спроецировано на тело. Проективная сетка, связывающая психику и тело, напоминает чакральную систему и выглядит следующим образом - Горло и шея связаны с интеллектом, способностью формулировать свои мысли, правом иметь свои суждения, свои мнения, принимать самостоятельные решения.

Зажимы в области горла зачастую связаны с тем, что человек зажимает желание высказать обиду или какую-либо другую переполняющую его эмоцию. Это может вызывать заболевания щитовидной железы. Зажимы в задней части шеи, шейный остеохондроз связаны с повышенным грузом ответственности, который взвален на человека, иногда желанием спрятаться, втянуть голову в шею, стать незаметным Грудная клетка, область сердца связанны с чувственной сферой человека.

Зажимы в этой области вызваны неумением выражать искренне и свободно такие чувства, как любовь, неприязнь, симпатии и т.д. Наиболее распространенным типом зажимов в этой зоне является неспособность человека дышать полной грудью, т.е. с равномерным расширением грудной клетки во все стороны и поднятием ключиц при ровном позвоночнике. Типичными болезнями, возникающими вследствие этих эмоциональных проблем, являются заболевания сердца, остеохондроз.

Неспособность искренне радоваться всем жизненным проявлениям приводит к легочным заболеваниям, невысказываемые обиды - к астме Область живота связана с потребностью в доминировании, с властью, признанием, агрессией. Если соответствующие потребности фрустрированы - человек имеет слабый брюшной пресс, рыхлый живот, иногда заболевания брюшных органов. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения Область таза связана с потребностью в сексе и удовольствиях.

Люди с ригидным тазом, как правило, ограничивают себя в удовольствиях. С этой же проблемой связана и плохая растяжка ног. Характерными заболеваниями в подобном случае является поясничный остеохондроз, заболевания мочевого пузыря, внутренних подовых органов. Жадность, стремление сэкономить на себе приводит к запорам и геморрою Лицо, кроме волевого центра на лбу, содержит вторичные проекции всех проективных зон. Так, голова проецируется на лоб, горло - на нос, сердце - верхняя губа, живот - зубы, таз - нижняя губа, руки - щеки, локти - желваки.

Ригидность соответствующих зон лица свидетельствует о наличии зажимов в соответствующей части тела, и соответствующих психологических проблем. Дыхательные методы. Дыхательные методы достижения ИСС основываются на двух принципах воздействия. 1. Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме. Увеличение концентрации кислорода способствует процессам торможения и достигается за счет интенсивного дыхания, гипервентиляции легких.

Увеличение концентрации углекислого газа достигается за счет задержек дыхания на различных фазах и приводит к возбуждению некоторых зон мозга. Первый тип методик использовался преимущественно в первобытных культах, второй - в индийских практиках. Комбинируя соотношение длительностей вдох-задержка-выдох-задержка, можно добиваться строго определенного соотношения концентраций кислорода и углекислого газа в крови, тем самым достичь различных калиброванных состояний.

Эффективность подобного метода увеличивается также за счет непосредственного ритмического воздействия на мозг через нервные окончания, расположенные в носоглотке. Методы ритмического дыхания использовались в практиках восточных единоборств, в даосских психопрактиках, йоге. 2. Задействование в процессе дыхания различных групп мышц. Взаимосвязь между различными мышцами человека, в частности дыхательными, была отмечена А. Лоуэном. Он же предложил метод активизации психических функций посредством изменения типа дыхания, Однако в религиозных практиках подобные методы использовались достаточно давно.

Так, в индийской йоге различали три базовых типа дыхания, в шаманизме использовались дыхания силы и т.д. Особую роль ИСС играют в формировании космогонических представлений. Действительно, в отличие от западной космогонии, всегда ориентировавшейся на описание физической реальности, космогония многих восточных религий является своеобразной картой измененных состояний сознания. Ярким примером этого может служить буддийская космогония, сферы рупа и миры лока которой являются описаниями ИСС, последовательно достигаемых медитирующим.

Так, первая сфера - сфера желаний - включает пять уровней миров, соответствующих привязанностям к различным группам объектов, которые оставляются при прохождении соответствующего уровня. Вторая - сфера форм - достигается медитирующим при освобождении от эмоциональных, но не интеллектуальных привязанностей привязанности ума к формам. Третья -сфера без форм - есть состояние пустоты ума, в котором исчезают все привязанности к внешнему миру. Подобную внутреннюю космогонию можно наблюдать и в шаманских описаниях мира, космогонических образах типа мирового дерева, мировой горы и т.д. Своеобразным методом картографирования ИСС являются тибетские мандалы, которые построены по матричному принципу.

Четыре сегмента мандалы соответствуют четырем базовым психоэмоциональным состояниям, которые по-разному проявляются на различных уровнях расширения сознания, представленных концентрическими окружностями.

Используя подобную схему, практикующий или его учитель могли подобрать техники, способствующие достижению строго определенных состояний, необходимых для гармонизации психики, которые выражались заполненной мандалой. Шаманская космогония представляла собой описание мира таким, каким видит его шаман, находясь в шаманском путешествии. Рис 2. Основные формы мандалы. Рис 3. Мандала Ченрезига.

Любопытным представляется взаимодействие реальностей, порождаемых различными состояниями сознания, к ним можно отнести перенесение запредельного опыта в сферу реального. Так, уже описанные представления буддийской медитативной космогонии воспринимаются рядовыми буддистами как описания физического космоса. Подобное явление можно назвать псевдоинтеграцией опыта ИСС. Она характерна для тех культур, которые не уделяли или переставали уделять должное внимание проблеме интеграции соответствующего опыта.

Вопрос об использовании наркотических веществ для достижения ИСС - один из самых деликатных в религиозной проблематике. С одной стороны, это вызвано неприятием данного метода различными морализаторствующими силами общества, а с другой стороны, тем, что господствующие религии настаивают на проведении четкой грани между мистическими состояниями и состояниями, искусственно вызываемыми с помощью наркотиков или других методов. Так, доктрина римского католицизма гласит, что мистический экстаз - дар благодати, а потому не может контролироваться человеком.

Между тем использование наркотических средств всегда являлось значимым элементом религиозной практики. Достаточно вспомнить пейот, использовавшийся коренной американской индейской церковью, и мексиканские священные грибы, известные более двух тысяч лет, индийскую сому и коноплю зороастрийцев, греческий культ Диониса, который везде учил людей культуре виноделия и мистериям поклонения ему и везде почитался как бог, бензоин в Юго-Восточной Азии, дзенский чай, пятая чашка которого очищает, а шестая зовет в область бессмертия, питури австралийских аборигенов и вероятно, мистический кикеон, который ели и пили во время завершения шестого дня элевсинских мистерий, христианский ладан.

В большинстве случаев подобные вещества использовались для того, чтобы вызывать ИСС, прежде всего видения религиозного характера. Как уже упоминалось, существует точка зрения, подтвержденная в ходе различных экспериментов, согласно которой психоделические состояния не являются подлинно религиозными.

Так, У. Панке из Гарвардского университета провел следующий эксперимент десяти студентам-теологам и профессорам перед службой в страстную пятницу ввели псилоцибин. Эксперимент был дважды закрытым, т.е. ни У. Панке, ни испытуемые не знали, кому ввели псилоцибин, а кому - плацебо. Результаты эксперимента показали, что испытуемые, получавшие псилоцибин, пережили феномены, не отличающиеся или даже вполне тождественные категориям, выявленным нашей типологией мистицизма.

Итак, в рамках большинства религий были разработаны методы искусственного вызывания ИСС. Можно выделить четыре группы подобных методов медитативные практики психосоматические методы дыхательные практики использование наркотических веществ Все вышеперечисленные методы являются в разной степени эффективными для разных религиозных традиций, что скорее всего связано с менталитетом и особенностями психики людей, принадлежащих к разным этносам, практикующим разные учения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Измененные состояния сознания в сфере религиозного опыта

Можно с уверенностью сказать, что способность к переживанию измененных состояний сознания является одним из основополагающих свойств человеческой… О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых… Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время все больше людей привлекает возможность обнаружения и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исследования измененных состояний сознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Система религиозного опыта и измененные состояния сознания
Система религиозного опыта и измененные состояния сознания. Один из основателей психологии религии американский философ-прагматист Джеймс 1842 1910 разработал понятие религиозного опыта, под которы

Виды измененных состояний сознания
Виды измененных состояний сознания. Арнольд Людвиг сформулировал определение измененного состояния сознания ИСС как любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психолог

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги