Аффекты и страсти

Аффекты и страсти. Противоположными настроению психическими состояниями являются аффекты бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека.

Порой в состоянии аффекта, гнева, страха, радости и т. д. человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию. В художественной литературе можно найти немало ярких описаний таких аффективных состояний. Вспомните для примера хотя бы состояние Мцыри из одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, который бежал из монастыря на Родину и заблудился в лесу Тогда на землю я упал И в исступлении рыдал И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею рекой Можно ли как-то регулировать состояние аффекта, преодолеть его Прежде всего необходимо воспитывать у себя выдержку и самообладание.

Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Можно сказать, что они отдают себя во власть аффекта и пользуются этим сознательно как средством давления на других. Регуляции этого состояния может помочь переключение на какую-либо физическую работу, на какое-то привычное дело. Иным помогает счет в уме досчитают до десяти, и все проходит. Пожалуй, самым сильным и ярким эмоциональным состоянием человека является страсть.

В отличие от аффекта, это стойкое, всеохватывающее чувство, которое для своего удовлетворения вызывает стремление к активной деятельности. Недаром говорят великая страсть рождает великую энергию. В своем письме к молодежи И. П. Павлов писал Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека.

Будьте страстны в своих исканиях. Великой страсти требуют от человека и все другие виды деятельности труд, спорт, искусство. В то же время человек не должен становиться рабом своих отрицательных эгоистических страстей скупости, зависти, приобретательства и т. д. Эмоциональный мир личности. Это не просто красивый образ. Стоит еще и еще раз напомнить психика наша едина и целостна. Вся она пронизана эмоциональными переживаниями. Может быть, они-то как раз и обеспечивают гармонию и единство личности в одних случаях и ее дисгармоничность, противоречивость, внутреннюю конфликтность в других.