Философия Ницше – переоценка всех ценностей

Министерство образовани и науки Украины Донецкий государственный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского кафедра философии Реферат на тему Философия Ницше переоценка всех ценностей Выполнила аспирантка кафедры международной экономики и права Иваненко И. А. Научный консультант д.ф.н проф. Никитин Л. Н. Донецк-2004 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Формирование личности Ницше и его философии 2. Новая этика и мораль в учениях Ницше 3. Теория сверхчеловека переоценка ценностей 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ 21 ВВЕДЕНИЕ О Ницше и его философии сегодня говорят и пишут так много, что может показаться, будто эта философия является уже достаточно изученной.

В частности, анализу сочинений философа посвятили свои работы К.А. Свасьян Фридрих Ницше мученик познания, Мишель Фуко Ницше, Фрейд, Маркс, М. Хайдеггер Европейский нигилизм, Карл Ясперс Ницше и христианство, Ф.Г. Юнгер Ницше, Жиль Делез Ницше, Артур Данто Ницше как философ, Л. Онерва Рецепция Фр. Ницше в финской литературе начала ХХ века, а также Г. Рессель, И. И. Евлампиев, Ю.Б. Мелих и многие другие.

Противоречивая и не поддающаяся однозначной интерпретации философия Ф. Ницше оказала колоссальное влияние на все философские направления, искусство и литературу XX века. Прослеживая прямое или косвенное воздействие Ницше на мировую и отечественную литературу, можно отметить отрывки его идей у Альбера Камю, Ф. Юнгера, Ж.П. Сартра.

В России творчество Ницше оставило глубокий духовный след такие мыслители как В. Соловьев, Лопатин, Е. Н. Трубецкой, Луначарский, Бердяев, Шестов и Бубнов, настойчиво вникали в философию Ницше. Заметно влияние идей философа как на М. Достоевского, А. Белого, М. Булгакова, так и на современника В. Пелевина. Желая освободить жизнь от подавляющего гнета разума, Ницше провозгласил переоценку всех ценностей, переход по ту сторону добра и зла. Смерть бога, богоутрата, переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество может делать с собой все что хочет.

Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ницше создал свой миф о сверхчеловеке - сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единственной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед волей к власти.

Ницше интересен еще и тем, что сформулировал своеобразную философию власти. В немецкой философии присутствует термин воля к бытию, введенный Артуром Шопенгауэром. Этот термин Ницше трансформировал в волю к власти и тем самым обозначил новую область в определении природе власти, как таковой. Совершенно очевидно, что философский сценарий XX века во многом развивался по Ницше. Великий философ достаточно точно определил, что власть, опираясь на закон, выступая от имени закона, сама склонна этим законом пренебречь.

Ницше выделил два типа людей, которые всегда будут нарушать закон. Первый тип - преступники вне закона, они находятся внизу, а закон над ними. Второй - люди над законом это представители власти. Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство между этими двумя типами - нарушать закон, перешагивать через него в силу воли к власти. В свете Мировых войн и авторитарных режимов проблема, обозначенная Ницше более века назад приобретает особую актуальность. 1.

Формирование личности Ницше и его философии

Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величе... Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлени... Шопенгауэровская восточная этика самоотречения не гармонировала с его ... после поездки по Германии Ницше начинает жить между Базилем и Трибшено... Погибший интеллект спасти было нельзя.

Новая этика и мораль в учениях Ницше

Новая этика и мораль в учениях Ницше. Нам следует желать анархического крушения всей нашей цивилизации, если... Я не указываю на зло и боль существования пальцем укора, но, напротив,... Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страдани... Этот первый взрыв силы и воли к самоопределению, самоустановлению ценн...

Теория сверхчеловека переоценка ценностей

Его сверхчеловек безжалостен прежде всего и более всего к себе, он сом... Соответственно различается и их мораль. Слабые рабы по той же терминологии ценят то, что в большей мере выража... Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это имеет значение. Она говорит об альтруических поступках, свободе воли, моральном порядк...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно философском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни.

Многие категории нравственного учения Ницше вошли в философско-этическую науку и в наш обыденный язык переоценка ценностей, Сверхчеловек, то есть которых слишком много человеческое, слишком человеческое мораль по ту сторону добра и зла. В советской философской науке существовал один ответ на вопрос о гуманности учения Ницше - негативный.

Безусловно, учение Ницше противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или только позитивное. Ницше заставляет думать, сравнивать, размышлять. Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость.

По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике. Одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали.

Отметим, что здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека. Для Ницше религия стала символов зависимого несчастного сознания. Конечно же, содержание и практику христианского учения нельзя свести к подобному его толкованию. Но, тем не менее, эта точка зрения немецкого мыслителя очень актуальна и сегодня. Философия Ницше уникальна она позволяет не только обнажить проблемы, ставшие существенными для культуры ХХ века, но и выявить вопросы, мимо которых эта культура прошла и которые остались на счету грядущего.

Жизнь с е преодолением становится горизонтом культуры - тем, что развивает е. Добрый и злой, богатый и бедный, высокий и низкий, и все имена ценностей вс должно быть оружием и кричащим символом и указывать, что жизнь должна всегда сызнова преодолевать самое себя СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. сторя флософ. За ред. Рогача. Харкв Фоло, 2003. 768 с. 2. Вступ до флософ навч. Посбник.

За ред. Нктна Л.М. Донецьк. 2003. 3. Введение в философию. К 2003. 4. Спиркин А.Г. Философия учебное пособие для вузов. М 2003. 5. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла к генеалогии морали М Эксмо-пресс, 1998 105 с. 6. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого М Интербук, 1990. 301 с. 7. Ф. Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П. Сартр. Сумерки богов Под ред. А.Яколеваперевод М Политиздат,1989 398с. 8. Мусский И. А. Сто великих мыслителей. М 2000. 688 с. 9. В.Вересаев.

Живая жизнь о Достоевском, о Толстом, Аполлон и Дионис о Ницше М Политиздат,1991 336с. 10. Галеви Даниэль. Жизнь Фр. Ницше. Рига Спридитис, 1991. 272 с. 11. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия проблемы нравственной философии М Мол. Гвардия, 1987 317с. 12. Немировская Л.З. Ницше мораль по ту сторону добра и зла. М. Знания 1991 64 с. 13. А. Зотов, Ю. Мельвиль. Буржуазная философия середины Х1Х начала ХХ века М. высш. шк 1988. 520 с. 14. С. Жеребкн.

Мзогня чи Фемнзм Нмецька флософська думка вд Канта до Нцше. Флософська думка, 2000, 6. С. 72-84. 15. В. К. Кантор. Антихрист или Ожидавшийся конец европейской истории. Вопросы философии, 2002, 2. Стр. 14-28. 16. Г. Рессель. О типологии и актуальности восприятия Ницше и Соловьева в русской литературе. Вопросы философии, 2002, 2. Стр. 28-42. 17. Н. П. Франц. Апокалиптические идеи у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева. Вопросы философии, 2002, 2. Стр.42-52. 18. С. С. Хоружий. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека.

Вопросы философии, 2002, 2. Стр.52-69. 19. Ю. В. Синеокая. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше. Вопросы философии, 2002, 2. Стр.69-81. 20. Ю.Б Мелих. Утверждение и осуждение индивидуализма у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева. Вопросы философии, 2002, 2. Стр. 97-102. 21. И. И. Евлампиев. Достоевский и Ницше на пути к новой метафизике человека. Вопросы философии, 2002, 2. Стр. 102-118.