Фрейдистская концепция сновидений и современная наука

Министерство здравоохранения Российской федерацииИжевская Государственная Медицинская Академия Лечебный факультетКафедра философии и гуманитарных наук КУРСОВАЯ РАБОТАна тему Фрейдистская концепция сновидений и современная наука Научныйруководитель Исполнитель ИЖЕВСК - 2000г. СОДЕРЖАНИЕ. I. ВВЕДЕНИЕ. с.II. ЧАСТЬ 1 БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ 1. Положение З.Фрейда о сновидениях. с.2. Работа сновидения сновидений. с.3. Техника и методы толкования сновидений. с.4. Образы и символы сновидений. с.5. Цензура сновидений. с.6. Исполнение желаний. с.7. Архаизм и инфантилизм сновидений. с.8. Детские сновидения. с.9. Источники сновидений. с.24 10. Пси-система сновидений. с.25 11. Сны и телепатия. с.12. Царский путь с.27 ЧАСТЬ 2 СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 1. Теории сновидений. с.2. Современный метод толкования сновидений. с.III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. с.IV. ЛИТЕРАТУРА. с.1.ВВЕДЕНИЕ. В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным.

Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд. Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному.

Вместе с тем изучение сновидений продвинулось значительно дальше его личности, Толкование сновидений превзошло материал жизни Фрейда и даже само его учение, открыв широчайшие горизонты, не познанные нами еще и сегодня.

Фрейд пишет, что сновидения могут служить материалом для многих дедуктивных построений, которые должны целиком изменить наши психологические теории. Фрейд З. Толкование сновидений С.П.1998г. стр.14.В Толковании сновидений делается попытка создать совершенно новую антропологию, на что указывает ряд замечаний Фрейда, например, такое Интерпретация сновидений может дать нам о структуре разума данные, которых мы до сих пор тщетно ждали от философии. Фрейд З. Толкование сновидений С.П.1998г. стр.17. В Толковании сновидений, теоретическом и практическом учебнике Фрейда по изучению сновидений, переплелись многочисленные направления исследования скрытых, темных сторон.

В отличие от своих концепций сексуальности, которые он постоянно развивал и углублял, Толкование сновидений Фрейд считал работой законченной, окончательной и не требующей пересмотра. Что касается сновидений писал он уже в 1908 году я остаюсь на позиции своих первых утверждений Фрейд З. Толкование сновидений С.П.1998г. стр.17 и он оставался на ней до самого конца.

Небольшая книга Сновидение и его интерпретация, опубликованная в 1901 году, год спустя после Толкования сновидений, содержит лишь отдельные положения главной работы.

В 1912 году, он удовлетворяется несколькими краткими практическими советами, данными в статье Действия по толкованию сновидений в психоанализе. Работа Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях, появившаяся в 1917 году, рассматривает после некоторых вопросов о снах общую проблему галлюцинаторного удовлетворения желания и ее распространение на психические заболевания. Фрейд излагает также свои позиции по части сновидений в большой главе книги Введение в психоанализ 1917 года и возвращается к ним уже в 1932 году, посвятив им два из своих Новых сообщений по психоанализу. Опыт клинической работы, чтение разнообразных книг о важной роли снов, а также продолжающийся прием больных служили главными источниками научного вдохновения.

Связь сновидений и неврозов представляется неоспоримой уже в 1897 году Фрейд утверждает, что в сновидениях содержатся зачатки всей психологии неврозов, и вновь выдвигает этот тезис в январе 1899 года Ключ к пониманию истерии действительно находится в сновидениях Фрейд З. Толкование сновидений С.П.1998г. стр.358. Но благодаря самоанализу 1897 года это направление мысли Фрейда, касающееся сновидений, получило решающий импульс именно в период изучения себя, своей глубинной сущности, преодоления трудностей опытного невроза скрестились, соединились и стали воздействовать друг на друга явления, которые можно назвать путем неврозов и путем сновидений. Путь неврозов определяющийся личной и клинической практикой, ставящей многочисленные проблемы, нашел свое место и получил развитие внутри пути сновидений, широкого пути, по выражению Фрейда, предоставляющего обширные антропологические сведения и одновременно выступающего в качестве королевского пути, ведущего к бессознательному.

На определенном этапе самоанализа, миновав период наибольшей его интенсивности и частично избавившись от своей истерии , Фрейд обращается к изучению сновидений, начало которому было положено сном об Ирме в 1895 году, а затем подкреплено рядом других важных снов. Эти исследования отныне играют особую роль в развитии системы самоанализа, которая сохранится и в дальнейшем в сочетании с анализом случаев забывчивости, описок, неудачных действий и всякого рода остроумия.

В предисловии к Толкованию сновидений Фрейд постарался подчеркнуть эту мысль Для меня эта книга имеет и другое значение, субъективное, которое я осознал лишь по окончании работы.

Я понял, что в ней заключена часть моего самоанализа, моей реакции на смерть отца одной из самых горестных драм человеческой жизни. Фрейд З. Толкование сновидений С.П.1998г. стр.37 ЧАСТЬ 1

БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ

Толкование сновидений С.П.1998г. Фрейд З. Толкование сновидений С.П.1998г. Искаженные сновидения мы смогли рассматривать с тех же позиций, что и ... Фрейд З.

СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. первобытное понимание. Сеченов . a Первобытное представление b В сновидения продолжается вся психическа... d Сновидения - это особая психическая деятельностью 2.Современный мето...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1 Фрейд предлагает в анализе сновидений метод свободных ассоциаций.

Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. 2 Человек изначально бисексуален. В сновидении бессознательное вновь разделяется между мужским и женским началом. 3 Сны наделены смыслом отличным от смысла дневных мыслей. 4 Метод Фрейда -это преобразование сложного к простому и архаичному. 5 Сон, по Фрейду, есть физиологическая потребность. Человек видит во сне исполнение своих желаний в замаскированном или явном виде, и таким образом сновидения держат его в покое во время сна. 6 Все попытки толковать сновидения чаще всего связаны непосредственно с его явным содержанием, с тем, что нами вспоминается по пробуждении в виде порою отчетливого, а чаще расплывчатого воспоминания.

С точки зрения Фрейда, за явным содержанием имеется скрытое, добываемое с помощью метода психоанализа, и отражающее действительные, но замаскированные сновидением мысли. 7 Сновидения являются устранением нарушающих сон психических раздражений, путем галлюцинаторного удовлетворения. 8 Задачей расшифрования снов является перевод символов, образов на понятный для восприятия язык. 9 Интерпретация сновидений позволяет выявлять скрытые мысли и расшифровывать их. 10 Сновидение охраняет сон, мешает внутренним и внешним факторам вызвать пробуждение. 11 В снах отражаются скрытые желания, основой которых является подавленная сексуальность.

Однако, Фрейд против чистой сексуальной основы снов. 12 В структуре сновидения З.Фрейд выделял средоточие, определяющее основу для анализа сна. 13 Работа сновидения заключается в смещении, конденсации, формировании образов, обращении и смещении в свою противоположность, изменении логических связей, вторичной обработке и образовании символов. 14 Реальные факты и события жизни заменяются символами, большая часть из которых связана с сексуальным влечением человека.

Символика сновидений похожа на символику мифов, сказаний, имеющих знаки с установленными вековыми традициями. 15 Цензура сновидений деформирует образы сна, которые запрещены сложившейся моралью и переводит их в скрытые мысли и в язык символов. 16 Сновидения архаичны и инфантильны связаны с детскими переживаниями и филогенезом. 17 Источниками сновидений могут быть переживания предыдущего дня, а также инфантильные, соматические и типические сновидения. 18 З.Фрейд выявил структуру обеспечивающую деятельность сновидений и назвал её пси-системой, сравнивая её с рефлекторным аппаратом. 19 З.Фрейд допускал возможность телепатических сновидений, на которых также действует все механизмы цензуры. 20 Толкование сновидений является царским путём для изучения глубинных свойств сознания человека. 21 Для З.Фрейда толкование сновидений стало частью его самоанализа, обнаружения своих комплексов и самолечения. 22 Современный метод толкования сновидений предполагает четырёхэтапный подход поиск ассоциации, привязка образов к внутренней динамике, толкование, ритуал. 4.ЛИТЕРАТУРА. 1 Алексеев П.В. Мировоззрение З.Фрейда Философские науки 11 1990г. стр.56 2 Боснак Р. В мире сновидений Москва изд. Древо жизни 1991г. стр.56 3 Браун Дж Психология Фрейда и постфрейдисты Киев 1994г. стр.45 4 Виттельс Фрейд его личность учение и школа Санкт-Петербург изд. Эго 1991г. стр. 66, 72, 75 5 Годфруа Ж. Что такое психология Москва Мир 1992 том 1стр.171 стр.311-363 том 2стр160 6 Грюнбаум Теория Фрейда и философия науки Вопросы философии 4 1991г. стр.103-104 7 Дадун Р. Фрейд Москва изд. Х.Г.С. 1994г.стр.23,109, 114-116, 328, 346-380 8 Джонсон Р. Сновидение и фантазии Ваклер 1996 стр.62,65 изд. Рефл-бук 1997г. стр.27-51 9 Краус З.Фрейд и литература Вопросы философии 2 1995 стр.124 10 Крылов Е Механизм сновидений и толкование снов Москва 1996г.стр.8 11 Лакан Ж. Работа Фрейда по технике психоанализа Москва изд. Гнозис 1998г.стр.173-190 12 Лейбин В.М З.Фрейд и русская мысль Москва 1994г. изд. Республика стр.713 Личко А. Презумция отсутствия Наука и религия 10 1989г. стр.36 14 Манн Т. Фрейд и будущее Дружба народов 1996г. 5 стр.175 15 Мир Е. Управляемые сны 1996г. изд. Роса роз стр.12 16 Мисс Хассэ Сны и сновидения Москва вся Москва Москва Патриот 1992г. стр.6 17 Осухова Н.Г. Фрейд и психоаналитическая теория Педагогика 1993г. 2стр.115-120 18 Пивоваров. В. Сновидения и их толкование Санкт-Петербург. изд. Золотой век 1996г. стр.4-8 19 Розин В. Толкование сновидений в теории Фрейда Наука и религия 11 1989г. стр.40-42 20 Слепчук Зигмунд Фрейд, исследователь души Эхо планеты 1998г. 6 стр. 24-25 21 Стенли К. Тайны сна изд. Вече Москва 1997 стр.359 22 Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. Москва. изд. Ренесанс 1992г.стр.5-8 23 Фрейд З. Я и Оно Москва изд. Эксмо-экспресс 1998г. стр.76-77 24 Фрейд З. О клиническом психоанализе Москва изд. Медицина 1991г. стр.91-227 25 Фрейд З. Окультное значение сновидений Наука и религия 11 1989г. стр.42-44 26 Фрейд З. Психоаналитические этюды Минск изд. Беларусь 1991г.стр.5 27 Фрейд З. Пять лекций о психоанализе Методика и техника психоанализа Санкт-Петербург изд. Алетейя 1998г. стр.138-145 28 Фрейд З. Сновидения и телепатия Наука и религия 10 1989г. стр.37-41 29 Фрейд З. Толкование сновидений Санкт-Петербург изд. Алетейя 1998г. 30 Эбаноидзе Писатель и психоанализ Дружба народов 1996г. 5 стр.182 31 Ярошевский М.Г. Иcтория от античности до середины 20-го века Москва изд. Академия 1996г. стр.261-262.