рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство как нетрадиционный метод формирования воли дошкольника

Искусство как нетрадиционный метод формирования воли дошкольника - раздел Психология, Формирование воли дошкольников Искусство Как Нетрадиционный Метод Формирования Воли Дошкольника. Последнее В...

Искусство как нетрадиционный метод формирования воли дошкольника. Последнее время среди практикующих психологов и педагогов большие внимание уделяется нетрадиционным методам развития личности дошкольника.

Помимо ролевых игр лидирующее значение среди подобных методик занимает искусство как метод формирования воли не только дошкольников, но и школьников. Искусство позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного, развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воля, которая и является объектом нашего подробного изучения. психология.

Хотелось бы привести в качестве примера конкретные методические рекомендации, разработанные на основании фундаментальных и прикладных исследований, экспериментально-поисковой и практической деятельности, преподавательских навыков в области изобразительного искусства, а также опыта, накопленного самим автором. Эти рекомендации служат дополнительным методом для повседневной деятельности педагогов, работающих с детьми дошкольного возрастов.

Итак, рассмотрим подробно развитие чувств в дошкольном возрасте при помощи вышеописанной методики. В дошкольном и младшем школьном возрасте детям свойственна наивность и непосредственность, так как их поведение и деятельность, желания и выражения желаний представляют недостаточную дифференцированность их внутренней и внешней жизни. Внешне ребенок такой же, как и внутри. У него нет настоящей самооценки, самолюбия и симптомов кризиса манерничанье, кривляние, то есть того, что возникает к семилетнему возрасту.

В школьном возрасте возникает смысловое переживание, обобщение чувств. Поэтому очень важно иметь в дошкольном возрасте развитие таких чувств, как чувство линии, пятна цвета, формы, пространства и т. д. В процессе развития этих чувств проявляются новые ощущения восприятия, памяти, мышления, эмоций, воображения и воли, способствующие созданию новых художественных форм и возникновению стиля. Качественно-новый стиль в искусстве, возникший на научно-психологической основе знаний, формирует качественно-новый стиль отношения людей на совершенно определенном уровне развития психологической активности, которая позволяет представить и изобразить все в новом виде. В результате возникновения нового образа, несуществующего раньше, возникает основа деятельности, которая называется воображением.

Построение образов происходит на высоком уровне развития мышления, т. к. наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, ребенок освобождается от примитивной формы мышления.

Существует несколько методов развития психологической активности на занятиях изобразительного искусства ь накопление знаний, эмоций и их выражение ь развитие чувства цвета и воображения ь развитие чувства пространства формы и логического мышления ь развитие памяти ь развитие воли ь накопление знаний, эмоций и их выражение. Для осуществления метода накопления знаний, эмоций и их выражения, т.е. достижения конечного результата, необходим ряд последовательных занятий или упражнений.

Таким образом для передачи осени солнечной или дождливой, мрачной или веселой было проведено несколько подготовительных занятий 1. Магия цвета. Занятие начинается с вопроса Что такое маг. Далее идет диалог с детьми Маг - это волшебник. А мир состоит из трех красок - это волшебство. При этом демонстрируются произведения художников, у детей возникает реакция удивления и заинтересованности. Рассказывая о свойствах черного и белого цвета, можно показать белый и черный квадрат, а также двойственные изображения, созданные М. Борингом, котрый работал над развитием психологической активности.

Эти изображения вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых людей. Рассказав о красках, палитре, кистях, мольберте, задать вопрос-упраженение на смешивание красок из 3-х основных - желтой, красной, синей получить дополнительные цвета. Работа преимущественно на палитре. Сам процесс смешивания красок, очень интересен детям младшего возраста. 2. Занятие - изображение осенних листьев гуашь, кисть.

Необхоидмо ь рассказать о преломлении солнечного луча и возникновении радуги ь дать понятия о колере ь проанализировать из каких красок состоит цветовая гамма осенних листьев ь необходимо заметить, что при выполнении работы следует найти нужный колер ь при работе с кистью обратить внимание на постановку рук учащихся, работая с каждым индивидуально. 3. Занятие - изображение ветвей деревьев на цветном фоне гуашь, кисть.

Основные задачи этого занятия ь дать понятие, что такое фон ь необходимо пронаблюдать характер и цвет ветвей ь в конце занятия провести просмотр, выявить удачные моменты в работах ь для постановки подобрать ветви различных пород деревьев без листьев. 4. Занятие - первая творческая работа - композиция Осень гуашь, кисть. ь дать понятие о композиции ь на занятии необходимо создать творческое настроение. В данном случае может прозвучать музыка П. И. Чайковского из произведения Времена года, стихи А. С. Пушкина и др. писателей, подготовленные самими детьми. Для достижения эмоционального выражения характера осени, учащимся были предложены два натюрморта.

В одном из них стояли голые ветви, разбросаны сухие листья на мрачных драпировках, в другом осенние ветви с яркими листьями, драпировками, плодами рябины и т. д. Учащиеся безошибочно определили состояние обоих натюрмортов. Это помогло им понять, как от цвета зависит настроение. В данном случае цвет выступает, как метод выражения эмоций.

Происходит развитие познавательной деятельности на основе наблюдения природы, полученных ранее навыков цветоведения, умения работать с палитрой и умения свободно владеть кистью. В учебном процессе значительное место уделяется натюрморту, т. к. приобретенный опыт знаний и наблюдений в работе над натурной постановкой легко переносится на такие темы, как портрет, пейзаж, тематические композиции и т. п. Работая над натюрмортом не имеет смысла ставить грандиозные задачи, так как детьми младшего возраста усваивается минимум информации.

На одном из первых занятий имеет смысл рассказать ребятам о натюрморте и показать образцы классиков и современников Хруцкова, Машкова, Куприна и т. д Задача для учащихся усвоение нового понятия натюрморт разобрать предметы по цвету, т. е. подобрать именно тот колер, краски которого содержатся в предметах и драпировках, разобрать предметы по тону, на примере тональной последовательности белого, желтого, красного, синего и черного цвета.

На следующем занятии работы над натюрмортом дать понятие о двух плоскостях, линии пересечения, о плановости. Задача для учащихся поставить предметы на плоскость горизонтальную, передать плановость, т. е. разместить предметы в том порядке, в котором они находятся. Можно схематично расчертить плоскость стола, получится фигура, в которую вписываются предметы. Один из любопытных натюрмортов - натюрморт с белым кувшином, в котором отражаются все краски, окружающие его. Это легко пронаблюдать зрительно, и на этом примере объяснить, что все предметы и драпировки в большей или меньшей мере также отражают цвета, окружающие их. По мере того, как усваивается аудиторией материал, можно усложнять задачи. Допустим в следующей постановке, говоря о форме предметов и перспективном изменении окружности, ввести источник света лампу, показывая переход от темного к светлому - объяснить цветоградацию.

При последовательному усвоении этих задач, дети делают для себя открытие, они выражают вслух и на листе бумаги, что от предметов падают тени, имеющие различные оттенки.

Это открытие придает им уверенность в себе и своих действиях. Следующей важным элементом личностного развития являются чувства и воображение. Здесь изначально приоритетная роль принадлежит методам, связанным с искусством. Развитие чувства цвета и воображения. Упражнение Образ, пятно, цвет. В нем отражен метод развития образного мышления, воображения и чувства цвета. Здесь присутствует момент апперцепции, обеспечивающий избирательность восприятия.

При выполнении упражнения происходи работа над цветовым пятном, используется также опыт работы с кистью, основы знаний цветоведения. Все эти моменты находят отражение в общем содержании психической жизни человека. Важно также отметить, что в процессе создания из пятна образа, у ребенка возникает зависимость от вышеперечисленных фактов. В этом легко убедиться, предложив одно цветовое пятно аудитории. Результат будет следующий сколько присутствующих, столько и появится мнений - образов.

Для выполнения упражнения необходимо провести некоторые подготовительные работы с реквизитом. Лист бумаги нужно согнуть таким образом, чтобы получилось две равные части. На одной из сторон создаем цветовое пятно, отпечатываем на другую сторону листа. Затем работаем над образом. Мысленно созданный образ дополняем несколькими цветными мазками и вновь отпечатываем. Получаются реальные и полные фантазии пятна - образы. Это изображение деревьев, цветов, птиц, пейзажей, портретов, масок и т. д. выполненные на совершенно профессиональном уровне.

Для создания состояния природы, как дождь, ветер, холод можно ввести композиции из цветных пятен выполненных в экспрессивном цвете, или в пастельном колорите. Поскольку абстрактное для воображения является промежуточным звеном переходов в процессе его движения к конкретному, то появляются удивительнейшие композиции, как книжная иллюстрация к произведению К. Чуковского Муха-цокотуха, где изображен праздник в желто-оранжевом колорите с белыми летящими цветами, это и присутствие мрачных, суровых красок с изображением замка людоеда и т. д. Определив тему, детям задается вопрос, каким красками они напишут небо, землю, море, в ответ однозначно прозвучало - цветными.

Л. С. Выготский считает, что воображение и творчество, требует внутренней свободы мышления, которую достигает только тот, кто овладел определенными графическими навыками, умениями и т. д. Развитие чувства пространства, формы и логического мышления. Один из предлагаемых методов развития ощущения пространства - оригами.

Необходимо отметить, что уже сейчас этот метод находит широкое практическое применение. Свидетельством этому может служить тот факт, что этот метод очень популярен среди вожатых летних лагерей. Возможно, это обусловлено тем, что оригами, как метод развития логического мышления и чувства пространства, предполагает развитие дизайнерской мысли, реализация, которой может проявиться, в любой области в моделировании одежды, в создании ювелирных украшений, в оформлении интерьера и т. п. Оригами - трансформация листа, варьирование формы, создание различных структур.

В основе трансформированного листа лежит квадрат. Последнее достижение - складывание листа на 3 равных части. Стиль оригами воспитывает чувство воображения и дух современности. Дублирование фигурок классического оригами оставляет неограниченные возможности, стимулирует к поиску. На одном из занятий проведено упражнение-трансформация плоского листа бумаги.

На занятии внимание уделяется авторской работе, т. е. получение совершенно новой структуры, на основе знаний классического оригами, возникновение нового ощущения, переносится на плоский лист бумаги в последующей композиции, которая заключается в создании эскизов вазы, украшения, и т. п. Фантазия, сближаясь с мышлением, в дальнейшем находит развитие в объективном аспекте. Развивая логическое мышление, можно выполнить ряд конструктивных упражнений, не отнимая от листа бумаги карандаша или кисти, создать композицию из геометрических фигур, в основе которых лежит круг, овал, квадрат, треугольник и т. п. Эти упражнения способствовали появлению таких работ, как эскиз, росписи ткани, эскиз снежного городка, дачи, гобелена.

Благодаря последовательному осуществлению методов развития чувств, у ребенка меняется отношение к среде, наступает новый этап в развитии. Теперь перейдем к более подробному рассмотрению способов развития воли при помощи описанной методики.

Развитие воли. Все предложенные методы развивают не только память, но и воспитывают волевые качества. Работая над постановкой руки, детям задано выполнить множество повторяющихся штрихов, окружностей и т. д. Необходимо отметить, что происходит значительная затрата волевых усилий, чтобы добиться плавного перехода одной линии к другой, светлой краски к темной и т. д. Это приучает детей к мысли, что легко ничего не дается, и для достижения конечного результата необходимо трудиться, и трудиться самостоятельно.

А понимание этого является одним из важнейших характеристик воли. Развитие детской воли, начинается с примитивных, произвольных движений и кончая сложными волевыми действиями, протекает в непосредственной зависимости от коллективной деятельности ребенка. После посещения выставок картин, бабочек, просмотра спектаклей, прочитанных на занятиях книг появляется общая тема, которую можно выразить в групповой композиции. И чем богаче познания, наблюдения, тем колоритней процесс выражения, тем глубже и тоньше процесс взаимопонимания и уважения друг к другу, к его мысли, и его деятельности.

Только через умение слушать другого и понимать возможен процесс коллективной работы, в которой все подчинено единому процессу воображения и мышления. Рассмотрим еще один конкретный пример. Для выполнения групповой композиции на тему Другая галактическая система, детям необходимы знания о прошлом, наблюдения настоящего и воображения о будущем, а также приобретенные графические навыки при выполнении упражнений на развитие чувства пятна, линии цвета, пространства, формы, движения.

Данной задание осуществляется посредством нескольких занятий. 1. Занятие. Посещение зоопарка. Зарисовки зверей и птиц блокнот, карандаш, цветные мелки и т п 2. Занятие. Тема Фантастический зверь ватман, гуашь, кисть. 3. Занятие. Посещение краеведческого музея блокнот, наброски. Изучение материалов о земле, вселенной. Чтение книг о палеонтологии, о солнечной системе и т. п. 4. Занятие.

Посещение планетария. Прослушивание лекций на космологические темы. 5. Занятие. Тема другая галактика Группе детей, работающих на одном листе, предложен ряд тем Жизнь на другой планете, Обитатели другой планеты и т. д. Задача детей - определить конкретную тему композиции. Обратить их внимание на то, что рисующий должен видеть не только свой цветной кусок, но и рисующего слева и справа. Завершающим процессом в результате первого года обучения, может быть выполнена роспись стены Диалог с вещами.

Диалог с вещами - это фантазия ребенка, который не отличает еще своей фантазии от вещей с которыми он играет. На стене появилась игра воображения, мысли - линии, пятна, цвета. это изображения цветов, деревьев, птиц и розовый слон, как мечта и море в разрезе. Все то, что требует творческого переосоздания действительности, все то, что нуждается в непременной участии фантазии и построения нового, так как с помощью фантазии созданы не только художественные, но и научные изобретения, все технические конструкции. Роспись стены - доказательство того, что при последовательном методично изложенном материале, при развитии различных чувств, на основе которых возникает новое ощущение, рождается идея, происходит реализация дизайнерской мысли, и так же складываются новые отношения людей.

В детском возрасте память является господствующей функцией, которая определяет известный тип мышления, переход к абстрактному мышлению приводить к иному типу запоминания.

На начальном этапе обучения, типичным примером может послужить работа над натюрмортом. Рисуя с натуры синий кувшин на розовом фоне, дети изображают его красным или желтым, а фон - зеленым или черным, с узорами и т. п. В данном случае натуральная постановка служит толчком для воспроизведения в памяти увиденных прежде предметов и красок, что говорит о неумении наблюдать и мыслить. А рисуя натюрморт по памяти или воображению, не используют ни ярких красок, ни орнаментов, ни листьев, в результате получается цветовая грязь, что говорит о неумении мыслить в цвете и фантазировать.

Эта зависимость определила комплексный характер мышления, который меняется с приобретением новых ощущений. Проведен эксперимент двум группам предложены пятна, совершенно одинаковые по форме, но разные по цвету. Задача для детей состояла в создании образа из этого пятна. В аудитории, не занимающейся в студии изобразительного искусства, пятна ассоциировались с ранее известными предметами.

Ассоциативность вызвана вероятно, цветом, т. к. из красного пятна получилось изображение свеклы или редиса, из голубого - фонтан, из желтого - солнце и т. д. В аудитории детей, занимающихся в студии изобразительного искусства появились совершенно иного характера изображения. Красное пятно оказалось частью модели платья, желтое превратилось в фантастический, праздничный дом, а коричневое пятно превратилось в кувшин, с вылетающим из него джином. В этом случае наблюдалось не только психологическое воздействие цвета, но и умение мыслить, фантазировать и выражать.

В памяти возникли сказочные образы, модели одежды и т. п на основе приобретенных знаний и ощущений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Формирование воли дошкольников

Итак, дошкольное детство чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и… На этапе приема ребенка в школу равно как и на первых порах обучения целесообразно диагностировать уровень…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство как нетрадиционный метод формирования воли дошкольника

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Воля как основная характеристика личностного развития
Воля как основная характеристика личностного развития. Воля как характеристика сознания Приступая к рассмотрению данной проблематики, необходимо прежде всего подробно рассмотреть саму сущность поня

Общие рекомендации по формированию воли ребенка
Общие рекомендации по формированию воли ребенка. Как видно из всех вышеприведенных фактов, воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому как педагоги, так и ро

Развитие произвольности
Развитие произвольности. Считается, что все процессы в дошкольном возрасте становятся более произвольными, но произвольность это в принципе новообразование младшего школьного возраста. К кон

Мотивационная сфера
Мотивационная сфера. Важнейший критерий дошкольной зрелости в этой сфере необходимый уровень развития самостоятельности ребенка. Как показывают исследования К.П. Кузовковой, критериями и признаками

Развитие самосознания
Развитие самосознания. Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая самооценка, что является следствием кризиса семи лет. Однако у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а ино

Воля как фактор психологической готовности к школе ребенка-дошкольника
Воля как фактор психологической готовности к школе ребенка-дошкольника. Психологическую готовность ребенка к школе можно определить как некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый

Значение ролевых игр в формировании воли
Значение ролевых игр в формировании воли. Они основываются на понимании развития человека с точки зрения его ролевого развития. При этом важное место ролевые игры занимают в стимулировании а

Типология волевых расстройств
Типология волевых расстройств. Клиническая психопатология относит все проявления психических расстройств к трем группам в соответствии с отделами рефлекторной дуги поражения рецепторного отдела, по

Роль детских учреждений в формировании воли дошкольников
Роль детских учреждений в формировании воли дошкольников. В последнее время главной заботой родителей, когда их ребенок достигает 3 лет, становятся не игрушки, не сказки и даже не укрепление здоров

Библиографический список
Библиографический список. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М 1997. 2. Битянова М.Р. Куда уходит детство Школьный психолог, 12, 1999. 3. Виль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги