рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Трансперсональные переживания

Трансперсональные переживания - раздел Психология, Телесно-ориентированная психотерапия Трансперсональные Переживания. Путешествия- Мытарства, Переживания Отношений ...

Трансперсональные переживания. путешествия- мытарства, переживания отношений душа- тело, отношений к смерти и жизни.

Опыт участников групп Танатотерапии показывает, что это -мощное средство максимального расслабления, позволяет в определенные ситуации отключать сверхконтроль сознания, находить удовольствия в предметности и объектности собственного тела, обогащает трансперсональный опыт, дает сильные переживания эротического характера связь Танатоса с Эросом.

Всем живущим - для более полного понимания себя, осознания своего предназначения и места в едином процессе Жизнь- Смерть, установления максимально полного контакта с жизненным энергетическим ресурсом как собственным, так и окружающих. Занимающимся в группах личностного роста - для переживания сильнейшего трансперсонального опыта сепарация с собственным телом и странствия души. Страдающим различными заболеваниями - для активизации и запускания целительных биологических реакций, направленных на самовыздоровление.

Психотерапевтам, практическим психологам - как мощный способ воздействия на паттерны психологических проблем с целью их ассимиляции без запускания стандартной для этих случаев реакции отреагирования. Лицам с нарушениями сна - позволяет восстановить утраченный контакт с этим видом смерти. Всем живущим - испытать состояние реального максимального расслабления это возможно только в первые мгновения после окончания жизни и отдыха - и при этом вернуться к жизни.

Мужчинам и женщинам, испытывающим сложности в сексуальных отношениях - осознать причины этих сложностей и наметить пути их решения. Беременным, находящимся на разных сроках беременности - установить контакт с биологическим телом и его реакциями - основой естественных и безболезненных родов. Естественный подход к родам и родительству отталкивается от феномена бондинга. Бондинг - это незримая связь между ребенком и матерью, благодаря которой они и после родов продолжают оставаться единым целым.

Бондинг - это то, благодаря чему мать может понимать язык ребенка то, что наполняет для нее конкретным содержанием каждый его неуклюжий жест, гримасу, каждый издаваемый звук. Мать должна знать своего младенца, она должна знать его потребности и его состояние. И она знает это посредством бондинга. Она чувствует состояние своего ребенка лучше, чем любой профессиональный врач. Дж. Ч. Пирс приводит следующие замечательные примеры бондинга, позволяющие понять, о чем идет речь В моей книге Волшебный ребенок я рассказал об американской матери Джейн Маккеллар, которая наблюдала, как новорожденных детей в Уганде носили на лямках около материнской груди.

Пеленок не использовали и, так как младенцы были всегда чистыми, Джейн спросила матерей, как они управляют мочеиспусканием и испражнением кишечника детей. Мы просто идем в кусты отвечали матери. Но как спросила Джейн вы узнаете, когда крошечному младенцу нужно в кусты Изумленные матери ответили А как вы узнаете, когда вам нужно идти в кусты В Гватемале матери также носят своих новорожденных детей таким же образом, и если новорожденный все еще мочит мать через два или три дня, женщина считается глупой и плохой матерью.

Фактически, бондинг возникает с самого начала беременности. Женщина не просто вынашивает ребенка. В ней происходят изменения, которые позволяют ей осуществлять функцию материнства. Чувства обостряются, интеллектуальная деятельность притупляется, усиливается интуитивное восприятие.

Чувства и интуиция - вот те инструменты, которые позволяют ощущать ребенка, понимать его потребности. Отношения бондинга формируются, если мать естественно следует всем изменениям, происходящим в ней, и принимает их. Это тот период, когда нужно уйти в себя, в свою беременность, в своего ребенка. Женщина перестает быть просто женщиной. Она становится матерью. Движение Свободное Дыхание зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.

Эти психотехники основаны на вызове изменнного состояния сознания. В этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и физиологичны. Существует множество способов наведения измененного состояния сознания в данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются, прежде всего, из за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов заключается в использовании принципа связного дыхания для достижения измененного состояния сознания. самих результатах.

Холотропное дыхание это метод, синтезированный из разных видов психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую Бирма и даосскую медитации и т. д. Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг. С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно, полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него. Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней мудрости тела и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной методикой вайвейшн.

Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей.

Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и расслабления.

Рассмотрим процесс проведения сессии холотропного дыхания. Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток вмешиваться в переживания и влиять на них нужно просто следить за возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.

Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может помешать дыханию и протеканию внутренних процессов. Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на здесь и сейчас, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса.

Согласно Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу. Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса частота и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей живота оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки, рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к процессу.

Последняя составляющая холотропной терапии направленная работа с телом. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого дышащего.

Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным. Холотропная терапия это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной системы понятий и правил раздел общей психологии, выделивши. В конце 60-х годов специалисты-психологи Станислав Гроф, Абрахам Маслоу, Энтони Сьютич, Джеймс Фейдиман и другие пришли к решению, что необходимо создать новое психологическое направление, сосредоточенное на изучении сознания и признающее значимость духовных измерений психики, которое они назвали трансперсональной психологией.

Основатели трансперсональной психологии устремились в бескрайние пространства духа, они углубились в историю религии, психологии и культуры и среди своих предтеч указывали и американца У.Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию Многообразие религиозного опыта, и швейцарца К. Г.Юнга, обогатившего психологию мифическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, и итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения.

Трансперсональная психология была уязвима для обвинений в иррациональности и ненаучности, а значит - в несовместимости со здравым смыслом и современным научным мышлением, в чем ее первоначально и обвиняли.

Но эта ситуация резко изменилась за первые десять лет существования Ассоциации за трансперсональную психологию. Стало ясно, что трансперсональная ориентация далеко превосходит узкие границы психиатрии, психологии и психотерапии. Станислав Гроф считается одним из ведущих специалистов в трансперсональной психологии, он имеет степень доктора медицины.

Первоначально, в середине пятидесятых годов, эксперименты С. Грофа были связаны с психодислептиками, это время активного легального изучения действия наркотиков на организм. Древние люди знали и другие способы проникновения в глубины сознания. Во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания шаманизм насчитывает около 40 000 лет. Системы медитаций йоги сформировались не позднее 10 000 лет до н.э. Необычные состояния сознания, по сей день, являются центральными для эзотерических течений канонических религий в монашеской византийской и древнерусской традиции, в исихазме и многих сектантских течениях в христианстве, в суфизме в исламе, в различных йогических практиках в индуизме, в школах дзен в буддизме и каббале в иудаизме.

Широко использовались специальные растения - грибы, кактусы, препараты конопли, травы. Следующим способом вхождения в эти состояния, который был известен с очень давних времен, является голодание.

Как известно, почти все основатели мировых религий пользовались методами аскетизма. Менее известны такие способы, как преодоление сна и бичевание. Более распространены танцы, песнопения, барабанная дробь и грохот. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования побед, оплакивания мертвых, лечения больных. В жизни возникают обстоятельства, когда измененные состояния сознания возникают спонтанно угроза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные переживания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, новый необычный опыт и так далее.

Жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах. Такие состояния сознания, которые раньше трактовали как галлюцинации, пограничные состояния психики, психологи назвали измененными или расширенными состояниями сознания. В 1987 г. Всемирной организацией здравоохранения было запрещено использовать с лечебной и экспериментальной целью препараты наркотического действия.

Исследователи стали искать более приемлемые пути самоактуализации личности. Некоторые экспериментаторы пытаются сейчас работать на препаратах, разрешенных в анестезиологии. У. Рассел, чтобы обрести способности к сверхчувственному восприятию, подвергал себя специальной тренировке, активно практиковал медитацию. Дж. Лилли, известный американский врач и исследователь в области космонавтики, изучающий религиозные и социальные ритуалы, посмертный опыт, глубины психики, прибегал к изоляции, чтобы вызвать в себе океаническое чувство, ощущение безбрежности психики и другие явления, свидетельствовавшие о нашей связи с мировым целым, с Вселенной, что пробуждало ото сна давно уснувшие воспоминания, хранившиеся в глубинах психики.

С. Гроф также отказался от применения наркотиков. В 1984 г. С. Грофом был предложен более естественный и безопасный метод, относящийся к дыхательным техникам голотропная терапия. Дыхательные техники известны давно, но были заново открыты в семидесятых годах.

С. Гроф обнаружил, что интенсивное, более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, со специфическими приемами работы с телом в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вызывать те же переживания и аффекты, как при использовании ЛСД-25, и такие же терапевтические и интегративные возможности. Гроф разделял два вида сознания одно - ориентированное на осязаемую реальность, а второе - направленное к неосязаемой внутренней реальности.

Важно различать их так, чтобы переживания одной не преуменьшались и не обесценивались при использовании логики другой, считает ученый. Оба состояния и обе реальности являются реальными. И взаимодействие между ними само по себе ценно. В настоящее время в нашей стране в рамках данного направления психотерапии создана Международная ассоциация свободного дыхания, которая вот уже несколько лет организует международные конференции, школы, тренинги, выпускает большое количество литературы.ненными или Свободное дыхание возникло как синтез различных методик, использующих связное осознанное дыхание ребефинг, вайвейшн, голотропная терапия и др Специалисты, использующие эти психотехники, называют их интегративными.

Это понятие было введено в ребефинге Дж. Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания - слияния части с целым. При этом частью является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура конфликт, стресс, негативная идея, запретное желание и др В процессе связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности, то есть происходит интеграция этого материала.

Тот материал, который в прошлом был оценен как вредный, опасный, болезненный, греховный и так далее, переоценивается, и возникает возможность извлечь из него пользу. Происходит восстановление целостности сознания та энергия, которая до этого в огромном количестве уходила на подавление, высвобождается и становится доступной личности для радости, любви, творчества, расширяется реальное поле выбора.

Интеграция - эффектный термин, но следует признать, что в любой технике психотерапевт стремится объединить разрозненное в целое, добиться интеграции. Непрерывное связное дыхание, которое лежит в основе свободного дыхания, имеет аналогии в других древних психотехниках, в ритуалах шаманов, но механизмы данных методов не объяснены.

Техника внешне проста проводится серия инструкций о дыхании, о том, как дышать, как слышать музыку. Дышащие укладываются прямо на голый пол и при сопровождении музыки начинают связно дышать, как показал инструктор. Человек спонтанно должен довериться голосу своего внутреннего естества, своему организму, должен быть расслабленным, раскрепощенным, не должен пугаться внутренних ощущений, относиться к ним с легким любопытством, без анализа, без попытки это интерпретировать.

Разница между большинством видов психотерапии и работой в техниках свободного дыхания под наблюдением напарника и инструктора заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний пациента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в техниках свободного дыхания возникает внутри самого клиента и скорее поощряется, чем направляется ведущим. Считается, что у пациента существует нечто типа внутреннего радара, который находит наиболее подходящее, органичное переживание в каждый данный момент.

В трансперсональной психотерапии возник термин измененных или расширенных состояний сознания. Термин условный, разные специалисты вкладывают разные представления в его определение. В европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания, говорят о расширенных, гипнотических, психоделических, трансовых и иных состояниях. К этим состояниям относят состояние болельщиков, которое они испытывают, когда команда выиграла, и они готовы обнять весь мир, состояние моржующихся, бегунов, делающих пробежки по утрам.

В этот разряд относят даже сон, состояние влюбленности, считая его специфическим, раз влюбленный видит мир и предмет своей любви в розовых красках. Считают, что эти состояния объединяет физическое чувство удовольствия, что людям, испытывающим это состояние, мир видится в других красках, без внутренней тревоги, наступает чувство гармонии, радости.

Делаются попытки классификации этих состояний, но приходится признать, что определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественную разницу между ними. Другие специалисты считают, что расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитации и других способах достижения измененных состояний сознания, также отличается от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя и наркотических препаратов.

Методы техник свободного дыхания включают также такой аспект, как работа с аффирмациями - нахождение какой-либо ограничивающей неосознанной мысли, перевод ее в положительное, высвобождающее утверждение и многочисленное повторение ее. Процесс работы с аффирмациями основан на концепции мысли творят реальность. Первоначально С. Гроф работал в русле традиционного психоанализа, подвергая фрейдизм значительной реконструкции.

После того, как С. Гроф перешел к использованию новых методов, было замечено, что извлечение психологического конфликта из глубин психики происходит значительно быстрее, чем при психоаналитической беседе. Если в классическом психоанализе на его выявление уходят месяцы, а подчас и годы, то в техниках свободного дыхания это возможно за несколько сеансов. При этом ученый натолкнулся на глубинные уровни, определяющие личность как таковую, переживания пациентов обрели трансперсональный характер, сходный у всех пациентов, несмотря на разные жизненные ситуации, истории болезни.

Оказывается, в подсознании можно обнаружить некие кладовые памяти, которые не обнаруживают своих сокровищ в обычном состоянии. Человек способен вспомнить всю свою жизнь, вызвать из глубин подсознания такие картины, которые, казалось бы, никогда не гнездились в активной памяти. Человек воспроизводит всю свою жизнь, начиная от тайны рождения. Двигаясь еще дальше по шкале времени, он способен увидеть и предшествующую смерть, за которой и последовало новое воплощение.

В сессиях человек проходит стадии агонии, смерти и повторного рождения. Драматические переживания самого разного рода происходят с такой живостью, реальностью и интенсивностью, какие могут сравниться с обычным восприятием материального мира или превзойти его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит на первом месте, но вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорных областях.

Иногда могут слышаться отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музыкальные последовательности. Интенсивная физическая боль и другие соматические ощущения или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании, иметь в нем важную роль. Следующий тип или уровень переживаний - психодинамический, биографический или вспоминательный. Он включает комплекс вновь эмоционально проживаемых воспоминаний из разных периодов жизни индивидуума и символические переживания, которые можно расшифровать как вариации или рекомбинации биографических элементов - довольно схожие с образами сновидений, как их описывают психоаналитики Что действительно может как-то удивить, так это возможность в некоторых случаях оживить воспоминания первых дней или недель жизни с почти фотографической точностью в деталях.

Кроме того, чрезвычайно важными оказались воспоминания о тяжелых телесных травмах - эпизодах, когда индивидуум тонул, ушибался, попадал в аварии, переносил операции и болезни.

Такая память была важнее памяти о психологических травмах, на которых сосредоточились современные психологи и психиатры. Более серьезные концептуальные проблемы связаны с третьим типом переживаний перинатальными, это наводит на мысль, что человеческое бессознательное содержит хранилища или матрицы, активация которых ведет к повторному проживанию биологического рождения и к серьезной конфронтации со смертью. Этот процесс смерти и повторного рождения связан, как правило, с открытием внутренних духовных областей в человеческом сознании, не зависимых от расового, культурного и образовательного фона Им удавалось вспомнить особенности и аномалии утробного положения, детальную механику родов, характер родовспомогательного вмешательства и частности послеродового ухода, переживания, связанные с ягодичным предлежанием, предлежащей плацентой, пупочным канатиком, обвитым вокруг шеи, применением касторового масла во время процесса рождения, использованием щипцов, разными акушерскими приемами, различными видами анестезии и реанимационными процедурами Наиболее критический и серьезный вызов ньютоно-картезианской механистической модели Вселенной исходит от последней категории психоделических явлений - целого спектра переживаний, для которых я подобрал термин трансперсональные.

Общим знаменателем этой богатой и разветвленной группы необычных переживаний является ощущение индивидуума, что его сознание расширилось за пределы эго и трансцендировало границы времени и пространства.

Многие из переживаний, принадлежащих к этой категории, можно интерпретировать как регрессию в историческое время и исследование биологического, культурного или духовного прошлого. Довольно часто в психоделических сеансах доводится испытывать достаточно конкретные и реальные эпизоды жизни плода и эмбриона.

Многие сообщают о ярких фрагментах опыта на клеточном уровне сознания, что отражает, по-видимому, их существование в форме спермы или яйцеклетки во время зачатия.

Иногда регрессия идет еще дальше, и у индивидуума возникает убедительное чувство повторного проживания эпизодов из жизни биологических предков или даже погружения в общий фонд коллективной и расовой памяти. Иногда люди под действием ЛСД сообщают о переживаниях, в которых они отождествляются с различными животными, или у них возникает отчетливое чувство оживления воспоминаний их существования в предыдущем воплощении Многие пациенты ощущают себя гонимыми жертвами, отождествляют себя с узниками инквизиции, концлагерей, несчастными, оказавшимися в эпицентре землетрясения.

Матрицы памяти воспроизводят средневековые битвы, крестовые походы, сражения на баррикадах, революции против тирании, сражения с морскими чудовищами. Часто эти картины соединяются с красочными видениями сексуальных оргий. Однако гораздо чаще возникают религиозные сцены, одушевленные прославлением страданий и кровавыми жертвами видения в духе Ветхого Завета. Приходит из глубин сознания ощущение страданий распятого Христа.

В заключительной стадии опыта пациенты вообще оказываются как бы за пределами собственной смерти. Они испытывают радость, спокойствие, расслабление. Возможен даже выход за пределы специфически человеческого опыта и подстройка к тому, что кажется сознанием животных, растений или неодушевленных предметов. В крайних случаях, возможно, переживать сознание всего творения, всей планеты или всей материальной Вселенной. Индивиды, сталкивающиеся с трансперсональными переживаниями подобного рода, часто получают доступ к детальной и, можно сказать, эзотерической информации о соответствующих аспектах материального мира, которая далеко превосходит их общую образовательную подготовку и специфические знания в этой области.

Так в сообщениях людей, переживших под действием ЛСД эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты сознания клетки, ткани, органа, содержалась медицинская точная информация об анатомических, физиологических и биологических аспектах происходивших процессов. Подобным образом наследственный опыт, элементы коллективного и расового бессознательного и воспоминания прошлых воплощений часто содержат примечательные детали, касающиеся исторических событий, костюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики подразумеваемых культур.

Другая важная группа трансперсональных переживаний включает в себя телепатию, психодиагностику, ясновидение и яснослышание, предвидение, опыт выхода из тела, видение на расстоянии и другие паранормальные феномены. Существование трансперсональных переживаний попирает самые фундаментальные положения и принципы механистической науки.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является как всей космической сетью, так и только бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

По мнению С. Грофа, конкретность тех или иных архетипических образов закладывается еще в утробном периоде младенчества. Он выделяет четыре базовые

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Телесно-ориентированная психотерапия

В сферу телесно-ориентированной психотерапии входит также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия В. Баскаков. Близкими к телесно-ориентированной психотерапии являются ряд методик,… Раскрепощение тела, включение его в жизнь приближает человека к его первичной природе и помогает ослабить…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трансперсональные переживания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Перинатальные матрицы
Перинатальные матрицы. комплексы ощущений, чувств и образов, которые возникают у человека во время его пребывания в лоне матери, начиная с появления зародыша до рождения ребенка. Первая матрица - э

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги