Перинатальные матрицы

Перинатальные матрицы. комплексы ощущений, чувств и образов, которые возникают у человека во время его пребывания в лоне матери, начиная с появления зародыша до рождения ребенка. Первая матрица - это период от возникновения зародыша до первой стадии биологического рождения, начала схваток. Спокойное развитие ребенка, когда плод плавает в амниотической жидкости, сопровождается ощущениями безграничности, расслабленности, защищенности, космического единства, это состояние рая. Отсюда возникает понятие хорошей матки.

Но плод не безразличен к внешним воздействиям, например, возникает ощущение плохой матки при попытке матери избавиться от плода. Ребенок улавливает негативную информацию во время инфекционного заболевания, курения матери и других видов опасности, которым подвергаются мать и плод. Половой акт матери несет опасный характер для плода.

Формируются определенные задатки будущего человека черты подозрительности, ощущение подвоха, которое готовит ему жизнь, глубинные ощущения недоброжелательности к окружающим - все люди враги. Слабость вегетативных функций будущего ребенка связана с плохой маткой этого периода. Вторая матрица хранит память о первой стадии рождения, периода между началом схваток, когда матка начинает активно сокращаться, и раскрытием родового канала.

В психике плода возникает чувство тревоги, страха, страдания, безвыходности, опасности для жизни, ощущение, что им манипулируют, некий фатум им распоряжается. Мышечные стенки матки обжимают плод, может обвиваться, перекручиваться пуповина, при этом возникает нарушение питания, возникает чувство ада. Если процесс идет неблагополучно, ребенок будет предрасположен к ряду заболеваний. Третья матрица связана с прохождением родовых путей. Происходит страшная борьба за жизнь. Плод пытается преодолеть безысходную ситуацию, чувство удушения, страх замкнутого пространства, психические и физические страдания.

Типичные ощущения этой матрицы - бессилие, безнадежность, чувство вины, отчаяние. Исследователи считают, что при патологии этой стадии складывается отрицательный характер с чертами истеричности, психастеничности, что психосоматические заболевания связаны с затяжным прохождением через эту матрицу. Четвертая матрица соответствует третьей клинической стадии родов - переживание смерти и воскресения.

Плод выходит из лона матери. После острой боли и напряжения, мучительности родовых схваток, которые достигают апогея, следует мгновенное облегчение и расслабление, высвобождение, чувство святости, очищения, искупления. Ослепительный свет сменяет мрак. Возникает чувство радости, освобождения, преодоления. Эксперименты показали, что люди, прошедшие через психотерапевтический опыт, когда испытывают ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Преображается присущая им иерархия ценностей, исчезает чувство отчуждения, напротив, возникает чувство радости, безмятежности, психологического благополучия, рождается вкус к жизни. Такой человек лучше воспринимает мир. Столкновение со смертью порождает стремление глубокого осознания смысла жизни.

У многих людей возникли стойкие религиозные чувства, независимые от их происхождения, образования и ранее зафиксированных верований. В результате терапии происходит качественное изменение течения заболевания, с которым обратились пациенты или клиенты, как чаще называют их тренеры свободного дыхания, часто наблюдается выздоровление или происходит переход на уровень более легкого течения заболевания. Для имеющих диагноз невроза занятия свободным дыханием становятся альтернативой приему лекарств с одновременной компенсацией их состояния.

Происходит изменение структуры личности как следствие качественно осознанного изменения оценок себя и окружающего.

Данные исследования вызвали интерес и привлекли внимание к проблемам, связанным с рождением и смертью, что в свое время привело к изучению психологического воздействия травмы рождения, развитию перинатальной психологии и появлению новых акушерских техник. При изучении процессов можно указать на глубочайшее единство всего живого на Земле. Связь между растениями, животными, людьми оказывается, судя по всему, гораздо более нерасторжимой, нежели это представлялось традиционной науке.

Все чувствующие существа на Земле скреплены какими-то незримыми узами. Другой вывод состоит, по-видимому, в том, что сознание обладает всепроникающей мощью. Оно способно пробраться в тайники бытия, в такие ярусы окружающего мира, где существование духа не предполагается. Однако каким-то непостижимым образом в недрах бессознательного можно отыскать сведения о том, что испытывали вымершие животные, как связаны между собой судьбы всего живого на Земле. 1. Кондрашенко В. Т. Донской Д. И. Игумнов С. А. Общая психотерапия.

М. 2003. 2. Психотерапевтическая энциклопедия под редакцией Б. Карвасарского СПб. 1998. 3. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике под редакцией В. Баскакова М. 1997. 4. Головин С. Ю. Словарь психолога - практика. Минск. 2001.