Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2003 году
Творческий акт в сновидениях - Курсовая Работа, раздел Психология, - 2003 год - Творческая активность как феномен сублимации или свободный от конфликтов потенциал личности Творческий Акт В Сновидениях. Интерес К Вопросу Касающемуся Роли Сновидений В...
|
Творческий акт в сновидениях. Интерес к вопросу касающемуся роли сновидений в процессе творчества постоянно поддерживается периодически появляющимися сообщениями о творческих озарениях во сне. В настоящее время показано, что переживанию сновидений соответствуют определенные физиологические показатели, речь идет о фазе быстрого сна. У здоровых людей эта фаза наступает с равными интервалами 4-5 раз в течение ночи и занимает около 20-25 всего сна. Благодаря открытию фазы быстрого сна появилась возможность экспериментального изучения функциональной роли сновидений.
Исследований, посвященных влиянию быстрого сна и сновидений на процессы творчества, относительно немного. Установлено, что у лиц с высоким творческим потенциалом в сновидениях более выражены первичные процессы мышления т.е. более активно невербальное образное мышление.
Лица менее творческие дают меньше отчетов о сновидениях. Лишение быстрого сна приводит к значительному ухудшению в выполнении тестов на творческое мышление тесты Гилфорда, но не ухудшает выполнение задач на запоминание. Все эти данные как будто подтверждают гипотезу о том, что творческий акт осуществляется в самих сновидениях благодаря доминированию во время сновидений образного мышления.
На первый взгляд, это хорошо согласуется также с представлениями о решающей роли образного мышления в процессах творчества, изложенных в предыдущем разделе. Но в действительности механизм положительного влияния быстрого сна и сновидений на процессы творчества окончательно не выяснен. Действительно ли творческий акт закономерно осуществляется в самом сновидении и в этом одна из основных функций сновидений Так, испытуемым незадолго до сна предъявлялась для решения задача, требующая творческого подхода затем проводились пробуждения в фазе быстрого сна и регистрировались отчеты о сновидениях.
Было установлено, что содержание сновидений по ряду критериев не различалось в тех случаях, когда после сна удавалось решить задачу, и в тех случаях, когда решение так и не было найдено. Между тем если бы процесс решения осуществлялся во время самих сновидений, то различия должны были бы проявиться. Состояние творческого экстаза и максимальной продуктивности часто сопровождается сокращением общей длительности сна, в том числе редукцией быстрого сна, безо всяких неприятных субъективных последствий.
Это возможно только при снижении потребности в быстром сне. Если приписывать сновидениям в качестве одной из основных задач непосредственное участие в творческом акте, то возникает парадоксальная ситуация при максимально успешной творческой деятельности редуцируется необходимое для такой деятельности состояние. Теоретические аргументы сводятся к следующему.
В предыдущем разделе подчеркивалось, что образное мышление играет определяющую роль на этапе созревания творческого решения и на этапе инсайда, озарения. Но заключительным этапом любого творческого акта является организация, критический анализ и приведение в упорядоченную систему результатов активности образного мышления. Без этого этапа творческий акт останется вещью в себе, будет представлять хаотическое разнонаправленное движение отрывочных идей и образов. Для этого последнего этапа творчества решающим является взаимодействие вербального и невербального мышления.
В сновидении нарушены условия для такого взаимодействия. 2.2. Взаимодействие вербального и невербального мышления во сне У психически здорового человека, находящегося в состоянии бодрствования, сознание обеспечивает отражение объективной реальности, абстрагирование знания об этой реальности от себя как субъекта познания и выделение себя из среды как субъекта познания и как субъекта-личности последнее обеспечивает самовосприятие и самооценку и лежит в основе становления социальных мотивов.
Во время сновидений человек чаще всего не осознает себя видящим сновидения, т.е. нарушено отражение объективной реальности и выделение себя как субъекта познания. Анализирующая и оценивающая функция вербального мышления почти утрачивается. В результате нет и критического отношения к воспринимаемому - спящий не удивляется никаким чудесам, происходящим в сновидении, и не считает их невозможными и нелепыми.
Происходит как бы пассивная регистрация сознанием результатов активности образного мышления. Благодаря тому, что образное мышление оперирует реальностью во всем ее многообразии взаимосвязей, во время сновидений могут осознаваться такие качества предметов и их соотношения, которые в период бодрствования не осознаются в силу критико-аналитической функции сознания, отвергающего их из-за внутренней противоречивости. Благодаря этому сновидное изменение сознания может способствовать озарению.
Примеров тому много и в искусстве, и в науке. Нередко откровение приходит во время сновидения в форме метафоры. Это особенно относится к научным открытиям. Художественные образы могут являться с большей непосредственностью. Так, Кекуле увидел во сне змею, держащую в зубах свой собственный хвост, и уже после пробуждения осознал, что это образ формулы бензельного кольца. Таким образом, открытия в сновидениях, мало того, что встречаются относительно нечасто учитывая, что каждый видит в ночь 4-5 сновидений, но и требуют дополнительной работы бодрствующего сознания.
Здесь проявляется важная закономерность. Именно то, что способствует инсайду, отрицательно сказывается на следующем этапе творческого процесса, когда необходимо превратить результаты активности образного мышления из вещи в себе в вещь для нас. Поэтому, признавая, что в сновидениях есть определенные предпосылки к творческому решению, приходится одновременно констатировать, что эти предпосылки часто нейтрализуются другими свойствами сновидно измененного сознания.
Следовательно, свершение творческого акта не может относиться к числу основных функций сновидения. Но у быстрого сна и сновидений остается другая возможность влияния на творческий акт, влияния опосредованного, но более надежного. Для рассмотрения этого вопроса следует вернуться к представлениям о творчестве как своеобразной форме поисковой активности. Как было отмечено ранее, состояние отказа от поиска, возникнув в процессе решения конкретной сложной и субъективно важной задачи, может распространиться на любую другую деятельность.
Это особенно относится к решению внутреннего мотивационного конфликта. Отказ от поиска решения такого конфликта может лежать в основе возникновения невротической тревоги, снижающей творческую продуктивность. Некоторые исследования, проведенные на человеке и животных, дают возможность предполагать, что функциональной задачей быстрого сна и сновидений может являться поиск на психическом уровне, компенсирующий отказ от поиска в бодрствовании.
Хотя сама задача, вызвавшая состояние отказа, при этом в ряде случаев остается нерешенной, такой компенсаторный поиск способствует восстановлению поисковой активности после пробуждения. 2.3.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Творческая личность также является головоломкой, которую мы сможем поворачивать разными сторонами, но всякий раз безрезультатно. Тем не менее, современные психологи не отказались от исследования проблемы Юнг… Сторонники первой концепции рассматривают неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творческий акт в сновидениях
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов