Творческий акт в сновидениях

Творческий акт в сновидениях. Интерес к вопросу касающемуся роли сновидений в процессе творчества постоянно поддерживается периодически появляющимися сообщениями о творческих озарениях во сне. В настоящее время показано, что переживанию сновидений соответствуют определенные физиологические показатели, речь идет о фазе быстрого сна. У здоровых людей эта фаза наступает с равными интервалами 4-5 раз в течение ночи и занимает около 20-25 всего сна. Благодаря открытию фазы быстрого сна появилась возможность экспериментального изучения функциональной роли сновидений.

Исследований, посвященных влиянию быстрого сна и сновидений на процессы творчества, относительно немного. Установлено, что у лиц с высоким творческим потенциалом в сновидениях более выражены первичные процессы мышления т.е. более активно невербальное образное мышление.

Лица менее творческие дают меньше отчетов о сновидениях. Лишение быстрого сна приводит к значительному ухудшению в выполнении тестов на творческое мышление тесты Гилфорда, но не ухудшает выполнение задач на запоминание. Все эти данные как будто подтверждают гипотезу о том, что творческий акт осуществляется в самих сновидениях благодаря доминированию во время сновидений образного мышления.

На первый взгляд, это хорошо согласуется также с представлениями о решающей роли образного мышления в процессах творчества, изложенных в предыдущем разделе. Но в действительности механизм положительного влияния быстрого сна и сновидений на процессы творчества окончательно не выяснен. Действительно ли творческий акт закономерно осуществляется в самом сновидении и в этом одна из основных функций сновидений Так, испытуемым незадолго до сна предъявлялась для решения задача, требующая творческого подхода затем проводились пробуждения в фазе быстрого сна и регистрировались отчеты о сновидениях.

Было установлено, что содержание сновидений по ряду критериев не различалось в тех случаях, когда после сна удавалось решить задачу, и в тех случаях, когда решение так и не было найдено. Между тем если бы процесс решения осуществлялся во время самих сновидений, то различия должны были бы проявиться. Состояние творческого экстаза и максимальной продуктивности часто сопровождается сокращением общей длительности сна, в том числе редукцией быстрого сна, безо всяких неприятных субъективных последствий.

Это возможно только при снижении потребности в быстром сне. Если приписывать сновидениям в качестве одной из основных задач непосредственное участие в творческом акте, то возникает парадоксальная ситуация при максимально успешной творческой деятельности редуцируется необходимое для такой деятельности состояние. Теоретические аргументы сводятся к следующему.

В предыдущем разделе подчеркивалось, что образное мышление играет определяющую роль на этапе созревания творческого решения и на этапе инсайда, озарения. Но заключительным этапом любого творческого акта является организация, критический анализ и приведение в упорядоченную систему результатов активности образного мышления. Без этого этапа творческий акт останется вещью в себе, будет представлять хаотическое разнонаправленное движение отрывочных идей и образов. Для этого последнего этапа творчества решающим является взаимодействие вербального и невербального мышления.

В сновидении нарушены условия для такого взаимодействия. 2.2. Взаимодействие вербального и невербального мышления во сне У психически здорового человека, находящегося в состоянии бодрствования, сознание обеспечивает отражение объективной реальности, абстрагирование знания об этой реальности от себя как субъекта познания и выделение себя из среды как субъекта познания и как субъекта-личности последнее обеспечивает самовосприятие и самооценку и лежит в основе становления социальных мотивов.

Во время сновидений человек чаще всего не осознает себя видящим сновидения, т.е. нарушено отражение объективной реальности и выделение себя как субъекта познания. Анализирующая и оценивающая функция вербального мышления почти утрачивается. В результате нет и критического отношения к воспринимаемому - спящий не удивляется никаким чудесам, происходящим в сновидении, и не считает их невозможными и нелепыми.

Происходит как бы пассивная регистрация сознанием результатов активности образного мышления. Благодаря тому, что образное мышление оперирует реальностью во всем ее многообразии взаимосвязей, во время сновидений могут осознаваться такие качества предметов и их соотношения, которые в период бодрствования не осознаются в силу критико-аналитической функции сознания, отвергающего их из-за внутренней противоречивости. Благодаря этому сновидное изменение сознания может способствовать озарению.

Примеров тому много и в искусстве, и в науке. Нередко откровение приходит во время сновидения в форме метафоры. Это особенно относится к научным открытиям. Художественные образы могут являться с большей непосредственностью. Так, Кекуле увидел во сне змею, держащую в зубах свой собственный хвост, и уже после пробуждения осознал, что это образ формулы бензельного кольца. Таким образом, открытия в сновидениях, мало того, что встречаются относительно нечасто учитывая, что каждый видит в ночь 4-5 сновидений, но и требуют дополнительной работы бодрствующего сознания.

Здесь проявляется важная закономерность. Именно то, что способствует инсайду, отрицательно сказывается на следующем этапе творческого процесса, когда необходимо превратить результаты активности образного мышления из вещи в себе в вещь для нас. Поэтому, признавая, что в сновидениях есть определенные предпосылки к творческому решению, приходится одновременно констатировать, что эти предпосылки часто нейтрализуются другими свойствами сновидно измененного сознания.

Следовательно, свершение творческого акта не может относиться к числу основных функций сновидения. Но у быстрого сна и сновидений остается другая возможность влияния на творческий акт, влияния опосредованного, но более надежного. Для рассмотрения этого вопроса следует вернуться к представлениям о творчестве как своеобразной форме поисковой активности. Как было отмечено ранее, состояние отказа от поиска, возникнув в процессе решения конкретной сложной и субъективно важной задачи, может распространиться на любую другую деятельность.

Это особенно относится к решению внутреннего мотивационного конфликта. Отказ от поиска решения такого конфликта может лежать в основе возникновения невротической тревоги, снижающей творческую продуктивность. Некоторые исследования, проведенные на человеке и животных, дают возможность предполагать, что функциональной задачей быстрого сна и сновидений может являться поиск на психическом уровне, компенсирующий отказ от поиска в бодрствовании.

Хотя сама задача, вызвавшая состояние отказа, при этом в ряде случаев остается нерешенной, такой компенсаторный поиск способствует восстановлению поисковой активности после пробуждения. 2.3.