Проявления таланта в аффективно-эмоциональной сфере

Проявления таланта в аффективно-эмоциональной сфере. Возвращаясь к вопросу об аффективной разрядке, как об одном из путей реализации творческого потенциала, следует отметить, что речь идт прежде всего о эмоциональном проявлении. Любой человек как субъект деятельности, который познат и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия.

Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей, и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определнным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств, или эмоций. Необычайно богата и насыщена эмоциями жизнь у всех талантливых людей, чья одарнность заключается в способности к вербализации образов или в способности выражать их изменяя объективную действительность, т.е у писателей, поэтов, художников и др. Их отличает возможность передать другим людям сво эмоциональное состояние, дать другим почувствовать то, что они чувствовали, увидеть то, что они видели.

Так как эмоциональная сфера генетически несомненно первоначально связана с инстинктами и влечениями, а так же с установками, как сознательными, так и бессознательными, то многие тенденции предопределяющие как замысел, так и сам процесс творчества, могут никогда не осознаваться человеком.

Часто процесс творчества выглядит нежданным озарением, хотя за этим состоянием скрывается долгая психическая работа. Этот же самый процесс осознания может оказаться и сильно растянутым во времени. Например, Леонардо да Винчи, один из величайших художников эпохи Ренесанса писал свой знаменитый портрет Моны Лизы в течение четырх лет, не будучи в состоянии его закончить. Учитывая то эмоциональное напряжение, которым для Леонардо, по словам современников, сопровождался процесс творчества, этот факт свидетельствует о величайшей способности к волевой регуляции своей деятельности.