рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФСКИЕ ГОРИЗОНТЫ

Работа сделанна в 2002 году

ФИЛОСОФСКИЕ ГОРИЗОНТЫ - Реферат, раздел Психология, - 2002 год - Становление и сущность психоаналитики Философские Горизонты. Экзистенциализм - Сугубо Европейское Послевоенное Явле...

ФИЛОСОФСКИЕ ГОРИЗОНТЫ. Экзистенциализм - сугубо европейское послевоенное явление - это выражение общей ориентации на проблемы собственного существования в мире. Это направление диаметрально противоположно бихевиористскому.

Экзистенциализм возвеличивает самосознание - осознание собственного существования - как основной человеческий опыт. Почему же это философское направление, провозглашенное в прошлом веке Сереном Кьеркегором 1813 - 1855 и Фридрихом Ницше 1844 - 1900 , вновь возродилось в последние несколько десятилетий? И какое отношение имеет все это к психиатрии? Похоже, что данная философская тенденция - одно из многих проявлений разочарования европейского человека в его направленном вовне интересе к физическому миру и в тех ценностях, которые вдохновляли его со времен Возрождения.

Две мировые войны, неизбежно породив и социальный, и экономический. и духовный крах, вызвали не только оппозицию тем, кто был у власти, но и общий идеологический протест против ценностей и убеждений, которые, по мнению людей, привели к катастрофе. Наука стала естественной мишенью этого протеста, поскольку человек интуитивно чувствовал. что мир. в котором он живет и который рушится это продукт развития науки и техники.

Популярность экзистенциализма показывает, что человек повернулся спиной к миру, который он очень старательно изучал и которым столь успешно повелевал, призвав на помощь достижения науки последних трехсот лет. Психоанализ есть научное проявление интровертивного интереса к самому себе экзистенциализм - это философская сторона того же явления. Вот почему за последние два десятилетия многие европейские психиатры приняли догмы экзистенциализма в качестве своей ориентации. Наиболее известным американским представителем экзистенциальной школы является Ролло Мей. редактор издания, вышедшего под названием Экзистенциальность новое измерение в психиатрии и психологии. Трудно установить, что же отстаивает психиатр-экзистенциалист, кроме того, чтобы к каждому пациенту подходили с точки зрения его собственных проблем, или, по их терминологии, его собственной вселенной. Такая позиция, разумеется, не отличается от принципов психоанализа.

Экзистенциалисты, однако, считают, что, поскольку психоанализ делает упор на технические приемы и правила и строго придерживается теоретических формулировок, он неизбежно становится жертвой собственных догм, утрачивая интерес к отдельной личности.

Экзистенциалисты называют это методолатрией, обожествлением технических приемов. Психиатры-экзистенциалисты заимствовали большую часть своей терминологии из работ германского философа Мартина Хайдеггера, ученика Эдмунда Гуссерля 1859 - 1938 , основателя феноменологической школы философии.

Хайдеггер считал, что для описания ускользающего содержания самосознания человека более подходят литературные выражения, нежели обычные технические термины психологии. Центральными среди них являются выражения быть в мире или быть выброшенным а мир, касающиеся первичного ощущения человека как мыслящего существа в окружающем мире. Это переживание бытия всегда связано с угрозой небытия, несуществования.

В этом источник всеобщего универсального страха, или экзистенциального отчаяния. Для психотерапии имеет большое значение утверждение экзистенциалистов о том, что в процессе лечения взаимодействуют две конкретные индивидуальности, а не, как утверждает теория, пациент и некий чистый экран, на который он проецирует собственные чувства. Экзистенциалисты называют это лечебное взаимодействие состязанием и пытаются объяснять его с феноменологических позиций. Как уже упоминалось, некоторые психоаналитики независимо пришли к тому же выводу.

Так, теория Александера о коррегирующем эмоциональном переживании основана главным образом на этом же суждении. Экзистенциалисты не отрицают феномена перенесения, но они подчеркивают, что перенесение и контрперенесение не исчерпывают богатства терапевтического состязания, которое включает значительно больше, нежели простые повторения эмоциональных реакций между пациентом и врачом. Врач символизирует для пациента родительские образы или образы других членов семьи, игравших существенную роль в его эмоциональном развитии но одновременно он конкретное лицо, на которое пациент реагирует как индивид.

Экзистенциальная психиатрия, пытаясь видоизменить психоаналитический подход, не предложила пока систематической лечебной методики. Это в первую очередь относится к очень известным швейцарским психоаналитикам-экзистенциалистам Меддару Босту и Густаву Балли. Другой швейцарский экзистенциалист, Людвиг Бинсвангер, был хорошо знаком с Фрейдом, и тот оказал на него глубокое влияние.

Правда, его экзистенциализм идет от Гуссерля. Бинсвангер, как и В.Э. фон Гебсаттель, известен в основном своим феноменологическим описанием субъективных переживаний в процессе лечения. Й.Зутт из Германии считает, что человек может преодолеть тот разрыв, который существует между основным стержнем его личности и личностью другого, с помощью эстетической сферы жизни. Кто не искушен в традиционно витиеватом философском стиле немецкого писания и мышления, тому нелегко следовать за рассуждениями Зутта. По существу, собственно, он стремится точно описать состязание между двумя личностями - врачом и пациентом.

Эрвин Штраус, также из Германии, психологически, пожалуй, наиболее чуток из всех экзистенциальных психиатров. Его работа - это выдающееся описание субъективного определения осознания человеком окружающего мира. Из французских психиатров под влиянием психоанализа в какой-то мере был Э.Анри, хотя все-таки больше - под влиянием экзистенциальной философии. Его работы характеризуются ясностью и эрудицией, он имеет энциклопедические познания в области древней и современной психиатрической литературы и обладает способностью рационально синтезировать свои познания.

Центральный упор в экзистенциальной психиатрии сделан на яркое описание эмоциональных настроений пациента. Настроенность на феноменологическое описание, возможно, объясняется тем, что экзистенциалисты не обращают внимания на неосознаваемые детерминанты поведения, поскольку бессознательные мотивации не могут быть зафиксированы и описаны, а должны реконструироваться в ходе анализа такого материала, как сновидения, оговорки, свободные ассоциации.

Интерес последнего времени к дзэн-буддизму среди ряда психиатров - это еще один шаг в направлении самосознания. Дзэн - это китайская версия индийского буддизма, возможно получившая распространение благодаря деятельности проповедника Бодхидхармы, жившего в VI в. н.э. и применившего учение Гаутамы Будды к китайской культурной традиции.

Дзэн-буддизм в основном обращается к внутреннему мистическому переживанию - сатори которое затруднительно описать рациональными понятиями. Это можно лишь субъективно пережить. В понятии сатори традиционное деление на внутренний и внешний мир исчезает, человек становится единым существом с Вселенной. Знатоки дзэн считают, что это не интеллектуальная система, что его сущность - переживание сатори - невозможно сформулировать, а можно лишь описать с помощью афоризмов и поэтических метафор.

Судзуки, который, собственно. познакомил американскую публику с дзэн-буддизмом, пишет Сатори можно определить как интуитивный взгляд на природу вещей в противовес аналитическому и логическому пониманию ее. Практически это означает, что разворачивается новый мир, не воспринимавшийся прежде разумом, привыкшим мыслить дуалистически. Еще можно сказать, что благодаря сатори все наше окружение предстает перед нами в неожиданном ракурсе восприятия.

Что бы это ни было, мир для тех, кто познал сатори, уже не тот мир, каким он был со всеми его бурлящими потоками и, горящими огнями, он уже никогда не будет тем, что был.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Становление и сущность психоаналитики

В средние века влияние церкви было доминирующее попытках познать тайны человеческого бытия. Большой скачок науки и техники в XIX в а в особенности неврологии, все больше… Однако во все времена развитие психологии включало в себя три основные подхода магический, органический и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФСКИЕ ГОРИЗОНТЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психология от древности и до наших дней
Психология от древности и до наших дней. Глубочайшее прошлое человечества было не простым складом бессознательного, но таило в себе множество зародышей будущих состояний сознания и психики, менталь

Три основные тенденции в психиатрии
Три основные тенденции в психиатрии. В психиатрии можно выделить три основополагающие тенденции 1. Магический подход - попытка рассматривать необъяснимые явления как магические. 2. Органический под

Дофрейдисты
Дофрейдисты. В течении второй половины XIX в. психология развивалась по влиянием философии и литературы. Творческий дар и интуиция Стендаля, Флобера, Бальзака, Мопассана, Достоевского, Шоу и Ибсена

Эпоха Зигмунда Фрейда
Эпоха Зигмунда Фрейда. На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в особняком стояла одна из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, и вообще в истории западной ци

Биография Зигмунда Фрейда
Биография Зигмунда Фрейда. Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком норавском городке Фрейбурге ныне Пршибор в Чехословакии в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре го

Принцип психоанализа
Принцип психоанализа. Вклад Фрейда в науку можно разделить на четыре этапа, где первые два наслаиваются друг на друга по времени 1 его вклад в анатомию нервной системы и в неврологию - с 1883 по 18

Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное. Фрейд полагал, что душевная жизнь - это последовательный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Кажд

Психологическое развитие человека
Психологическое развитие человека. В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сло

Последователи
Последователи. Карл Абрахам 1877-1925 Абрахам родился в Бремене. Учился психиатрии в Германии и был принят затем на работу в госпиталь в Бургельпли. До занятий медициной Абрахам увлекался фи

Отступники
Отступники. Заметным событием в жизни Фрейда был отход от него его ближайших учеников и соратников Адлера и Юнга, не принявших его концепцию пансексуалиама. Алфред Адлер Адлеровская психолог

Перспективы
Перспективы. Человеческие мотивации - любовь, ненависть, надежды, отчаяние, месть, все реальное содержание жизни человека, все его самые значительные переживания - могут быть объяснены лишь с помощ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги