рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы

Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы - раздел Психология, Социальная психокоррекция Психологические Механизмы И Организационные Принципы Психодрамы. Катарсис Как...

Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы. Катарсис как социально-психологический механизм психодрамы многофункционален. Он помогает решать и социологические обеспечивает социальную организацию групп, и социально-психологические увеличивает социоадаптационные потенции личности, интенсифицируя процессы групповой динамики, и индивидуально-психологические задачи дат личности аффективную разрядку от эмоционально-негативных переживаний.

Такое многоплановое представление требует рассматривать катарсис не как изолированный социально-психологический механизм психодрамы, а как звено в цепи механизмов, обеспечивающих социальное функционирование. А это означает, что необходимо показать да и учитывать ещ два механизма предшествующий катарсису и включающийся в действие под его воздействием.

Катарсису предшествует действие психологического механизма фрустрации. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации, как отмечает Ф. Е. Василюк, являются сильное, страстное желание достичь какой-либо цели удовлетворить потребность и наличие преграды, препятствующей этому.

Фрустрация дезорганизует поведение и провоцирует эмоциональное перевозбуждение. Личность, находясь в состоянии фрустрации, испытывает v беспокойство и напряжение, v чувство безразличия, v чувство апатии и утраты интереса, v тревогу, ярость и враждебность и т.д. Эмоциональные состояния личности важны для социально-психологического понимания фрустрации, во-первых, как своеобразные психические генераторы фрустрационного поведения, а во-вторых, как индукторы социально-психологического заражения.

Этот механизм начинает действовать параллельно фрустрации, если она захватывает не отдельного человека, а целые группы людей. Но рассмотрим фрустрационное поведение, которое чаще всего выступает для социопсихолога, использующего метод психодрамы, в качестве индикатора. Для фрустрационного поведения характерны v двигательное возбуждение бесцельные неупорядоченные реакции, v апатия ослабление интересов, вялость, снижение физической и психической активности, v агрессия как прямая атака на препятствие, v деструкция разрушение привычных алгоритмов поведения, v стереотипия слепое повторение фиксированного поведения, v регрессия поведение, не соответствующее реальному возрасту человека.

Деструктивное воздействие фрустрации на человека носит разрушительный характер и может привести с социально-психологической катастрофе личности, если эмоционально-негативное перевозбуждение будет усиливаться. Это произойдт потому, что, v во-первых, мобилизация психической энергии может превысить допустимый уровень v во-вторых, чрезмерное напряжение приведт к когнитивной ограниченности человек настолько сосредотачивается на препятствиях, что не видит альтернативных путей к цели или не может сменить цель, v в-третьих, эмоциональное перевозбуждение препятствует нормальному размышлению и человек впадает в панику.

Существует пороговая величина напряжения, превышать которую недопустимо. Эту величину можно назвать толерантностью к фрустрации. Человек может переживать фрустрацию значительной силы и длительности, не проявляя признаков психической дезорганизации.

Но как только уровень возбуждения превзойдт порог индивидуальной толерантности к фрустрации, проявятся признаки серьзной деструкции. Эти последствия многообразны возникает целая группа социально-психологических явлений, которые относятся к предмету исследования нового направления патологии социальной психики. Деструктивные последствия многообразны, но социопсихолога интересуют именно нарушения норм общения, как наиболее значимые с точки зрения социальной психологии. Устранение деструкций может обеспечить комплексная социальная терапия социотерапия, которая синтезирует все три основных уровня общения межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный.

Для этого необходимо, чтобы психика личности как динамическая, функциональная система, обеспечивающая управление человеческой деятельностью и связями человека с окружающей его социальной средой, перешла режим рефлексивного функционирования.

Переход в такой режим обеспечивается v интенсификацией усилий что позволяет мобилизовать резервные возможности человека v заменой средств достижения цели переоценкой и выбором более приемлемых v заменой самих целей, v переоценкой всей ситуации интенсификация усилий, использование новых средств, достижения целей формирует и новый взгляд на ситуацию, на сво личное отношение к ней, что приводит к е переоценке. Вс это возможно, если включается в действие механизм рефлексии.

Но для его ввода в действие необходима аффективная разрядка катарсис. Методом, формирующим катарсис личности через импровизационно-ролевое взаимодействие личности с группой, и является психодрама. Всякая Психодрама разворачивается как спектакль, в котором заняты v режисср-постановщик психодрамы специально подготовленный психотехнолог v протагонист главное действующее лицо психодрамы, тот человек, чья драма в данный момент разыгрывается v вспомогательные игроки партнры протагониста в психодраме это либо сам режисср, либо его помощники, специально подготовленные для исполнения различных ролей, либо члены группы, участвующие в психодраме v зрители т.е. все остальные участники психодрамы.

При этом пространственная организация психодраматического действия называется сценой. Развитие психодрамы проходит три фазы 1 разогрева режисср выбирает протагониста, чья драма будет инсценирована. На этой фазе режисср должен проявить истинную эмпатию, чтобы почувствовать, кто может и должен быть сейчас протагонистом и какая проблема актуальна для протагониста и всей группы. Фаза разогрева предполагает использование системы психотехник, начиная с психологического размораживания участников психодрамы и кончая их вводом в психологическую атмосферу инсценировки 2 действия действенно-ролевая инсценировка в идеальном случае вызывает у протагониста или всей группы участников катарсис здесь используется специальная техника психодрамы, о которой мы поговорим чуть позже 3 обмена чувствами участники делятся чувствами и переживаниями, помогая преодолеть возможные травмирующие последствия публичного самораскрытия.

Здесь широко используются технические примы группового психоанализа.

Технические примы психодрамы Рассмотрим некоторые технические примы психодрамы. 1. Смена ролей это обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они, уже получив некоторый опыт взаимодействия, попытаются войти в психологический мир друг друга, чтобы психологически дорисовать свой портрет, который начал рисовать партнр.

Смена ролей осуществляется в трх вариантах, т.е. как v классическая смена ролей два реальных присутствующих в данный момент человека обмениваются ролями, так что протагонист играет роль вспомогательного игрока, а вспомогательный игрок роль протагониста v неполная смена ролей протагонист играет роль реального, но отсутствующего в данный момент человека, например, мать играет роль своей дочери, которая не входит в состав группы, а роль матери играет вспомогательный игрок v социодраматическая смена ролей протагонист играет роль отвлечнного или фантастического персонажа. Для того чтобы смена ролей дала эффект.

Необходимо, чтобы игроки глубоко проникли в мир человека, которого играют, пережили историю его жизни, усвоили его видение мира. Традиционная технология репетиций, как показывает опыт, здесь не подходит. Вместо не используется техника индивидуально-психологического разогрева вспомогательного игрока, играющего роль значимого для протагониста лица, с использованием примов суггестивного воздействия. Протагонист встат за спиной вспомогательного игрока, кладт обе руки на его плечи и произносит монолог-презентацию от лица человека, роль которого необходимо играть вспомогательному игроку.

Вместо молчаливого вспомогательного игрока может использоваться и просто вспомогательный стул, с которым протагонист вступает в психодраматическое взаимодействие. Техника стульев может быть использована и тогда, когда участник психодрамы выражает две и более противоборствующие тенденции, скрытые в какой-либо межличностной ситуации.

Стулья используются для того, чтобы представлять каждую их альтернатив. Протагонист принимает на себя разные роли, садясь на разные стулья, и режисср интервьюирует его в каждой из ролей. Идеальный другой один из вариантов техники смены ролей, описанный И. Гринбергом. Существующий в действительности значимый для протагониста человек заменяется фантастическим образом такого значимого человека, какого у него никогда не было, но какого он хотел бы видеть возле себя. Эта техника обычно применяется на стадии завершения психодрамы с целью снижения напряжения.

Цель смены ролей побудить человека увидеть другие перспективы и научиться ценить другого человека, входя в его внутренний мир, как в свой собственный. Дж. Морено считал смену ролей движущей силой психодрамы лучше всего узнашь другого человека, когда играешь его. 2. Дублирование это такой прим, когда вспомогательный игрок высказывает мысли и чувства, которые протагонист, быть может, затрудняется выразить.

Обычно дублр стоит близко, или за спиной, или рядом с протагонистом, чтобы внимательно наблюдать за его невербальными действиями. Время от времени дублр высказывает свои догадки по поводу того, что чувствует, о чм думает и что собирается сказать протагонист. Протагонист может изменить, дополнить высказывания дублра. Иногда роль дублра берт на себя режисср психодрамы. Задача дублра оказать поддержку протагонисту, эмпатически общаясь с ним и высказывая различные догадки на его счт. Другой вариант техники дублирования множественные двойники, когда вспомогательные игроки представляют иные ипостаси личности протагониста v один самоуверенного коммерсанта, v другой забитого мужа, v третий разгневанного отца и т.д. Главная цель этой техники прояснить дилемму протагониста.

Этот вариант техники дублирования напоминает так называемую психосинтетическую психодраму, в которой протагонист сам выделяет в себе отдельные субличности имеющие свои цели, намерения и желания, а затем вспомогательные игроки, исполняющие роль каждой из субличностей, окружают протагониста и начинают убеждать его в своей нужности и важности, бороться между собой за место, которое протагонист в своей личности им отводит, за время, которое каждой из них будет уделено.

За право вбирать в себя энергию протагониста. Прим множественных двойников позволяет показать протагонисту новые грани ролей, которые он играет в жизни, т.е. расширить представление о роли, пережив е в исполнении вспомогательных игроков.

Таким образом, этот прим техники дублирования дат возможность вживаться в роль той или иной личности, а не инсценировать е личный опыт, что ближе уже к социодраме. 3. Зеркальное отражение это такой прим, когда вспомогательный игрок вторично проигрывает какие-либо моменты поведения протагониста, а тот наблюдает за этим, сидя в зрительном зале. При этом подвергаются гиперболизации многие черты протагониста, чтобы он мог лучше осознать их. Техника зеркального отражения позволяет моделировать новые виды поведения, демонстрируя дисфункциональные аспекты старых форм поведения.

Она расширяет зону психологического видения участником психодрамы самого себя, демонстрируя ему, как его действия воспринимаются окружающими его людьми. 4. Монолог. Протагонист высказывает свои мысли и чувства зрителям. Он выходит из предлагаемых обстоятельств разыгрываемой в данный момент сцены и произносит монолог о том, какие чувства она у него сейчас вызывает.

При этом протагонист расхаживает по сцене. Монолог может быть использован для разогрева протагониста, подготовки его к конфликту в психодраматическом действии и для снятия напряжения, возникшего в результате его публичного самораскрытия. Вариант монолога называется В сторону режисср останавливает действие, когда ему кажется необходимым, и спрашивает протагониста, какие мысли и чувства он сейчас переживает. Это используется тогда, когда протагонист страшится говорить о своих мыслях и чувствах вспомогательному игроку.

Проговаривание мыслей вслух позволяет участнику отстраниться от эмоциональных реакций и увидеть вс по-новому. Эта техника способствует познавательному инсайту и когнитивной разработке проблемы. 5. За спиной это обсуждение действий, мыслей и чувств протагониста как бы в его отсутствие, хотя на самом деле он находится среди зрителей. Протагонист сидит на стуле, поврнутом спинкой ко всем остальным участникам, и не может принимать участие в обсуждении, а члены группы высказывают сво отношение к нему. Прим За спиной парадоксальным образом помогает участнику группы обратиться лицом к группе, а группе лицом к нему. 6. Все за спиной это прим, когда протагонист просит членов группы уйти однако вместо того, чтобы уйти, они все поворачиваются к нему спиной.

Протагонист действует так, как будто они действительно ушли, и говорит в адрес каждого члена группы, что он чувствует по отношению к нему. 7. Повернись к нему спиной смущнный, застенчивый или неуверенный в себе протагонист высказывает свои мысли и чувства тем членам группы, которые внушают ему страх. Режисср психодрамы предлагает протагонисту повернуться спиной к пугающему его человеку и представить себе, что он находится в привычном для себя месте наедине с режиссром. 8. Статуя протагонист выражает свои чувства, взгляды или другие внутренние состояния через зримые образы членов группы, представляющие собой как бы элементы реальности.

Например, каждый член семьи показывает с помощью скульптуры момент будущей жизни этой семьи, который он хотел бы пережить, или, напротив, тот момент, который его больше всего пугает.

Прим нацелен на то, чтобы скрытые мысли и чувства сделать явными. 9. Фотография участникам предлагается вспомнить какую-нибудь семейную фотографию и затем воспроизвести е, используя вспомогательных игроков. 10. Сновидения на сцене проигрываются сновидения протагониста, что позволяет ему организовать сон так, как он ему сейчас вспоминается, и выбрать вспомогательных игроков для воспроизведения сна. 11. Физикализация это перевод мыслей и чувств в реальные действия в ходе инсценирования конфликтов, требующих именно такой активной манеры переработки.

Физикализация позволяет лучше осознать свою роль, углубить сво восприятие событий. Она побуждает участника не столько отстраниться от своих чувств, сколько полнее пережить их, пробудить другие эмоции и освободить блокированные источники энергии. 12. Психодраматический бодибилдинг протагонист выбирает вспомогательных игроков для исполнения ролей различных частей своего тела. Режисср интервьюирует протагониста, временно принимающего на себя роль каждой из этих частей, стараясь определить, какая эта часть тела, как она функционирует и влияет на вс остальное тело. Опросив одну часть, режисср переходит к другим частям, пока не будет построен вс тело. Когда тело готово, протагониста просят отойти в сторону и наблюдать, как взаимодействуют эти части. Затем режисср предлагает протагонисту определить те части, которые его не удовлетворяют, и перестроить их. 13. Самореализация членам группы предлагается представить себе свои жизненные планы, а затем эти планы инсценируются. 14. Запредельная реальность это вывод ситуации за е обычные пределы, чтобы субъект и группа могли лучше осознать е. 15. Круг давления протагониста окружают другие члены группы, сцепившись друг с другом руками и ладонями, и не позволяют ему вырываться из круга. Круг символизирует давление и гнт, которые испытывает протагонист.

Он получает инструкцию от режиссра вырываться из круга любым возможным способом. 16. Круг утешения используют после инсценирования горя или сильного аффекта, которые пережил протагонист.

Члены группы окружают протагониста, выражая ему любовь и сочувствие как вербальными, так и невербальными средствами. 17. Круг друзей друзья из прошлого, настоящего или желаемого будущего ходят вокруг протагониста, слушая, как он рассказывает свой сон. Так продолжается до тех пор, пока сон не будет пересказан. 18. Стена, или ограда группа строит стену, символизирующую внутренние барьеры протагониста, отделяющего его от значимого для него человека.

Протагониста настраивают на то, чтобы прорваться сквозь стену и встретиться с этим человеком по ту сторону стены.

Вариант этой техники, Реагирующий барьер был разработан Р. Б. Роббинсоном между протагонистом и значимым для него человеком строится символическая стена из вспомогательных игроков.

Каждому вспомогательному игроку назначается особая задача, и каждая положительная реакция протагониста продвигает его к значимому для него другому, в то время как каждая негативная реакция отдаляет от этого другого. 19. Высокий стул протагониста сажают на стул так, что он или она начинают ощущать себя выше остальных членов группы. Вариант протагониста модно попросить встать на стул, чтобы почувствовать себя более сильным во взаимодействии с авторитетными фигурами.

В модификации Е. В. Сидоренко эта техника называется Императрица девушка-протагонист садится на стул, а все другие участники группы стоят полукругом перед ней, изображая подданных. Каждый из них с поклоном выражает ей сво восхищение е личными качествами. Это позволяет в лучшую сторону изменить статус личности в группе. 20. Судилище используется для развития у протагониста способности прощать, если он сильно разозлн на кого-либо значимого другого. Протагониста просят выбрать вспомогательного игрока на роль Бога. Бог относит протагониста в сторону и сообщает ему, что тот умер и покоится на небесах.

Затем он предлагает ему принять на себя ответственность за решение, будет ли допущен на небеса значимый другой, на которого так зол протагонист. 21. Психодраматический шок протагонист проигрывает психотравмирующий эпизод своей жизни до тех пор, пока он не растратит весь запас негативных эмоций. Этот прим основан на идее о том, что сильная эмоциональная реакция необходима для изменения личности к лучшему. 22. Модифицирующая психодрама используется для модификации агрессивного поведения у детей.

Сначала дети выигрывают сво плохое поведение, а затем обсуждают его. После этого проигрываются и обсуждаются варианты хорошего поведения. Таким образом, рассмотренные технические примы психодрамы характеризуют е как социально-психологический метод коррекции взаимоотношений личности в социальных группах и на межличностном уровне. Драматическая импровизация позволяет, исключив психотравмирующие переживания личности, устранить нарушения норм группового общения, повысить эмоциональный статус данной личности.

Следовательно, психодраму можно рассматривать как метод решения задач социоатрии, т.е. науки о лечении социальных систем. Но кроме психодрамы существует и социодрама.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социальная психокоррекция

Общается всегда тот человек деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее… Для тех людей, которые беспомощны в области общения, межличностных отношений необходимо проводить психокоррекцию…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие психодрамы в социометрической концепции Дж. Морено
Понятие психодрамы в социометрической концепции Дж. Морено. Существуют методы психокоррекции по Дж. Морено психо социодрама, тренинг активной релаксации, театрализация, которые используются в социа

Понятие социодрамы
Понятие социодрамы. Социодрама это метод социальной психокоррекции межгрупповых отношений и ролевой самоорганизации личности. Социодраматическая ролевая игра это психосоциальная импровизация личнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги