рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие социодрамы

Понятие социодрамы - раздел Психология, Социальная психокоррекция Понятие Социодрамы. Социодрама Это Метод Социальной Психокоррекции Межгруппов...

Понятие социодрамы. Социодрама это метод социальной психокоррекции межгрупповых отношений и ролевой самоорганизации личности. Социодраматическая ролевая игра это психосоциальная импровизация личности, в процессе которой она осваивает навыки или корректирует деформированные организации своего пребывания в различных ролях.

Можно по-разному трактовать отличие социодрамы от психодрамы, но с точки зрения социальной психокоррекции социодрама это своеобразный ролевой тренинг личности. Система социодраматических ролевых игр позволяет сформировать не только социально-ролевую пластичность личности, но и системно-ролевую структуру для не как своеобразный социальный эталон коммуникативного поведения.

Если в основу психодрамы Дж. Морено положил технику инсценирования личных переживаний, то в основу социодрамы положена техника драматизации в сочетании с техникой театрализации. Термин драматизация произведн от слова драма, главным выразительным средством которой является организация системы диалогов и монологов. Процесс технологической организации ролевого общения на основе системы правил драматизации опирается на закономерности построения драматического произведения диалог как организационный принцип построения общения логика драматического действия экспозиция, завязка, цепь событий основного действия, кульминация и финал как основа структурной организации психодрамы. Несмотря на то, что большинство современных учных, занимающихся проблемой организации игрового общения, пишут не о драматизации, а о театрализации, я считаю принципиальным разграничение этих двух техник.

Драматизация это техника разработки сценария психодрамы как тренинга общения, когда выстраивается целевая, структурно-логическая программа, организующая систему диалогов участников тренинга.

Театрализация же это психотехника ролевого поведения участников тренинга или система примов, средств и способов ролевых действий. Существование двух техник драматизации и театрализации указывает на две технологические стороны организации психодрамы. Драматизация составляет организационно-деятельностную основу психодрамы. Она имеет свои правила организации коммуникативной ситуации для ролевого тренинга.

В системе правил драматизации общения как минимум восемь правил. Правило первое общение должно организовываться на основе ролевой дифференциации участников диалога предусматривает чткое разграничение функций и ролей между участниками тренинга. В соответствии с ними каждый участник получает социально одобренную норму своего поведения в учебном диалоге. Участник тренинга в разных своих психодраматических диалогах может являться носителем разных ролей.

Множественность ролей, проигрываемых в короткий период тренинга психотехники общения, это залог эффективности воспитания коммуникативной культуры личности. Правило второе общение происходит на основе структурно-композиционной организации системы диалогов. Система диалогов в функциональных программах общения имеет внутреннюю композиционную структуру. В эту систему входят v диалог-экспозиция взаимодействие замкнутого типа, т.е. только участников-исполнителей, или открытого типа, т.е. взаимодействие участников-исполнителей с участниками-зрителями этот диалог вводит в предметно-ценностный и психологический мир данной ситуации общения v диалог-завязка раскрывает противоречие, которое необходимо разрешить в диалогах основного действия v диалог-кульминация диалог, в котором раскрывается значимость заданного противоречия v диалог-рефлексия организует коллективную оценку системы диалогов, которые проигрываются в психодраме, т.е. вскрывает социально-личностный смысл общения.

Правило третье система диалогов должна обеспечивать групповой эмоциональный эффект.

Иными словами, программа диалога должна строиться в расчте на двойной эмоциональный эффект эмоции стимулируют участников диалога, и эмоции диалога стимулируют участников тренинга. Это правило обязывает программировать диалог в расчте на третий субъект общения. Правило четвртое диалог должен быть единством самораскрытия и самоизменения. Самораскрытие это предельная активизация всех способностей и культуры общения, которыми участники диалога обладают.

Наше же представление о самораскрытии в диалоге включает интеллектуальное запас информированности и ценностно ориентированное раскрытие личности. Настоящий диалог это диалог позиций, в ходе которого формируется новая, более ценная и более социально значимая позиция, которая объединяет людей. Под самоизменением понимается психологическая маскировка своего внутреннего Я, что позволяет в публичном диалоге преодолевать психологические барьеры. Социальная маска облегчает общение по принятым правилам. Правило пятое программа общения может включать в себя на уровне патетического действия и диалоги на уровне эксцентрического поведения.

Такое единство противоречий служит средством психоэмоциональной разрядки и групповой релаксации. Правило шестое программа психотренинга должна быть программой противодействия. Противодействие это всегда отстаивание своей позиции. Это требует строить каждую фразу диалога как возражение, а программу общения как столкновение двух противодействующих сил. В основу организуемого противодействия может быть положена типология конфликтов.

Согласно этой типологии, диалог-противодействие возможен как неприятие той или иной личности, обстоятельств. Норм и ценностей группы или всего общества. Важно, чтобы диалог раскрыл ценностные ориентации его участников. Правило седьмое система диалогов должна быть композиционно целостной. Правило восьмое необходимо учитывать специфику диалога в психодраматическом общении. В одном случае диалог организуется как психическое сопереживание, в другом как соучастие, в третьем как содействие, в четвртом как собеседовании интеллектуальный диалог.

Способ ведения диалога и определяет программу психотренинга. В программе театрализованной игры задатся логика развития событий, определяются игровые роли и условия действия участников тренинга. Созданная при помощи техники драматизации программа дат основание перейти к театрализации как психотехнике общения.

Театрализация как психотехника Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, т.е. технику исполнения коммуникативной роли. Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия людей, использует понятие роли для характеристики повторяющихся, стандартизированных форм и способов поведения. В любом человеческом поведении, отмечает И. С. Кон, есть момент представления, игры Кон И. С. Люди и роли новый мир. 1970ю 12. С. 172. Значит, и общение как специфическое коммуникативное поведение может быть рассмотрено как социальная игра. Игра, в которой самовыражение личности складывается из двух компонентов действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя, т.е. саморефлексии.

Второй план игрового действия ауторефлексивный выполняет функцию внутреннего регулятора первого ролевого. В этом смысле ролевая игра всегда связана для личности с двумя психологическими проблемами первая это проблема эмпатии, или перевоплощения, вторая рефлексии, или отчуждения от роли. Эмпатия и рефлексия это две обязательные составляющие ролевого действия, определяющие главное требование к исполнителю быть в роли, оставаясь самим собой.

Театрализация как психотехника ролевого общения имеет не только внутренний аспект связанный с эмпатией и отчуждением, но и внешний, ориентированный на презентацию, т.е. на публичный эффект. Социально-психологическое назначение театрализации состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить психологическую защиту личности в общении, а во-вторых, вызвать эмоциональный отклик у тех участников общения, которые остаются пассивными созерцателями действия.

Практическое назначение театрализации перевод разработанной при помощи техники драматизации программы общения из диадной формы в триадную. Это означает, v во-первых, организацию физического пространства для общения так, чтобы взаимодействие могло бы стать зрелищем, увлекшим и третьего субъекта зрителей v во-вторых, распределение ролей между участниками ролевого тренинга v в-третьих, определение ролевых задач каждого участника v в-четвртых,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социальная психокоррекция

Общается всегда тот человек деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее… Для тех людей, которые беспомощны в области общения, межличностных отношений необходимо проводить психокоррекцию…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие социодрамы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие психодрамы в социометрической концепции Дж. Морено
Понятие психодрамы в социометрической концепции Дж. Морено. Существуют методы психокоррекции по Дж. Морено психо социодрама, тренинг активной релаксации, театрализация, которые используются в социа

Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы
Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы. Катарсис как социально-психологический механизм психодрамы многофункционален. Он помогает решать и социологические обеспечивает соци

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги