История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения

История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения. Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем языческим знаниям.

В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественно-научное исследование природы приостановилось.

В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения. Накопление знаний о природе происходило в недрах арабоязычной культуры, ориентированной на сближение философского мышления с эмпирическим опытом. В VII веке на фундаменте ислама произошло объединение арабских племён. Вскоре арабами были покорены народы Востока, обладавшие знаниями древних культур эллины, народы Индии и др Возникло арабоязычное государство Халифат.

Сочинения Платона и Аристотеля сжигались в Европе. Но на Востоке переводились на арабский язык, переписывались и распространялись - от Пиренейского полуострова до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-научный строй, в котором проявились крупнейшие умы. Среди них особо следует выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна. Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии.

Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания, определяющего воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Идею о взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность при психических травмах, деятельности воображения влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний.

В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского 1225-1274 , которое было канонизировано как истинно католическая философия и психология. Это учение получило название томизма несколько модернизированное в наши дни - неотомизма. Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни каждое явление имеет своё место в ступенчатом ряду расположены души растительная, животная, человеческая внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты ощущение, представление, понятие. Идеологи переходного периода от феодальной культуры к буржуазной - эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей. Один из титанов этого периода Леонардо да Винчи XV - XVI в считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством.

Испанский врач Х. Вивес в книге О душе и жизни писал, что природа человека им познаётся путём наблюдения и опытом на природу ребёнка можно влиять, если правильно его воспитывать.

Другой испанский врач, Х. Уарте, в книге Исследование способностей к наукам впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям. 3.