рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные положения Я концепции

Работа сделанна в 2003 году

Основные положения Я концепции - Курсовая Работа, раздел Психология, - 2003 год - Самооценка и ее роль Основные Положения Я Концепции. Термин Я-Концепция На Английском Self-Concept...

Основные положения Я концепции. Термин Я-концепция на английском self-conception, дословно концепция себя появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно.

Ранее в таком же значении использовались термины образ себя, самосознание. Я-концепция является одним из центральных понятий во многих психологических теориях. Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение человека занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж. Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.

Одна из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции - работа Р.Бернса Развитие Я-концепции и воспитание. Суммируя опыт многих исследователей, Р.Бернс определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции называются образом Я или картиной Я. Составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называется самооценкой или принятием себя. Так, например, человек может думать Я умный, общительный, находчивый образ Я, и меня это радует самооценка, но я толстый и ношу очки образ Я, и мне это неприятно самооценка.

Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения, принадлежащие ему предметы и многое другое. Я-концепция это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я в прошлом, настоящем и будущем.

Я-концепция это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания. Я-концепция формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенные индивидуально-природные обусловленности.

Я-концепцию можно рассматривать как установку человека по отношению к себе. Как всякая установка, она включает в себя убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным когнитивная составляющая эмоциональное отношение к этому убеждению эмоционально-оценочная составляющая выражение перечисленного выше в поведении поведенческая составляющая. Представления о себе когнитивная составляющая Я-концепции, как правило, кажутся человеку, безусловно убедительными вне зависимости от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Характеристики человека как объекта можно перечислять до бесконечности, описывая его внешний вид, пол, возраст, психологические характеристики, социальный статус, его роли, жизненные цели, даже имущество. Все эти составляющие входят в самоописание с разной долей значимости одни представляются более значимыми, другие менее. Я-концепция характеризует человека как неповторимое существо, обладающее отличительным набором качеств.

В большинстве качеств, которые мы приписываем своей личности, присутствует оценочный момент, в некоторых явно, в некоторых скрыто. Критериями оценок обычно являются современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стандарты, стереотипы восприятия, моральные принципы, правила поведения, усвоенные им в течение жизни. Оценочный смысл отражает субъективно предполагаемую человеком реакцию на него окружающих.

Оценка одного и того же качества может меняться в зависимости от ситуации. Так одно и то же качество подростка может оцениваться положительно в коллективе сверстников и отрицательно дома или наоборот. Например, использование нецензурных слов может восприниматься как нормальное в компании ребят, но осуждаться родителями. Восприятие старших людей в качестве авторитета скорее всего будет одобряться дома, но может осуждаться сверстниками-подростками.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Позитивная самооценка проявляется как позитивное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности. Низкая или негативная самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе и своей личности, ощущение собственной неполноценности. Самооценка всегда носит субъективный характер, вне зависимости от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида или существующие социо-культурные стандарты.

Человек не может изменить уже свершившиеся события, но он может пересмотреть свое восприятие этих событий и их интерпретацию. На самооценку также влияет сопоставление образов реального Я и идеального Я чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений. Идеальное Я это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Я-концепция как установка по отношению к себе влияет на всеповедение человека, так как Я как объект всегда присутствует во всех наших поступках. Планируя любое действие, человек исходит из своих представлений о том, каков он, какие у него качества, способности, как на него реагируют окружающие, из того, какой у него образ своего будущего Я. Поведение человека зависит от тех значений, которыми он в своем восприятии наделяет свой прошлый и настоящий опыт. Человек может сменить работу, переменить место жительства, семью, но не может убежать от себя. Я-концепция контролирует и интегрирует поведение индивида, но она оказывает влияние скорее на выбор направления активности, чем непосредственно направляет эту активность.

Обладая относительной стабильностью, Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения, характерные для данного человека.

Функции Я-концепции достижение внутренней согласованности личности интерпретация жизненного опыта определение ожиданий человека в отношении своего будущего. Достижение внутренней согласованности личности Столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать, предпринимая действия, способствующие достижению утраченного равновесия, стараясь избежать внутренней дисгармонии. Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо 1 принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо, 2 отказывается видеть вещи такими как они есть, верить людям, сообщающим ему что-либо о себе, или, 3 стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих.

Если изменения образа себя, привносимые новой информацией, не сильно отличаются от прежних представлений о себе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения не превышают его адаптационные возможности.

Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может также усваиваться с помощью защитно-психологических механизмов, таких как рационализация, когда новый опыт объясняется на основании уже имеющегося, искажение или отрицание. Таким образом, Я-концепция может выступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить.

Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, само - тождественности. Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека.

В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы Я и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Так, человек может иметь сильно отличающиеся образы Я на работе и дома. Если вдруг происходит перекрывание таких ситуаций или ролей например, какой-либо праздник на работе с приглашением членов семей или неожиданная встреча в тесной неформальной обстановке людей, чьи отношения на работе четко регламентированы, то проблема рассогласованности может проявиться достаточно остро.

Даже при относительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.

Стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта Э. Эриксон. Еще одна функция Я-концепции интерпретация жизненного опыта. Сталкиваясь с одним и тем же событием, разные люди по разному его понимают, как принято говорить, смотрят каждый со своей колокольни. Проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и о мире. Например, человек с низкой самооценкой может интерпретировать искреннюю похвалу в свой адрес как замаскированную насмешку.

Такой человек обычно чувствует себя неуверенно, тревожен, напряжен, что в свою очередь нередко вызывает дискомфорт и напряженность у партнеров по общению. Люди, не верящие в свои возможности, выбирают соответствующие жизненные цели, друзей, будущее.

Очень важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации. Сформировавшиеся представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Так, если ребенка убедили, что он глуп, он соответствующим образом будет вести себя в школе, и не будет прилагать никаких усилий к учебе, так как уже знает, что глуп, не дано, у него не получится.

Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих. Связь между ожиданиями по отношению к себе, обусловленными Я-концепцией, и поведением человека лежит в основе механизма самореализующихся пророчеств. Поэтому от визитов к гадалкам и предсказателям будущего может быть определенный вред. Поверив в предсказанное, то есть, приняв полученную информацию в образ будущего Я, человек начинает действовать в соответствии с ожиданиями, и сам приводит себя к предсказанному будущему.

Осознание этого механизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией как с объектом вашего осознанного творчества может позволить человеку перестать быть рабом собственного прошлого, сформировавшихся в нем убеждений и стать творцом собственного настоящего и будущего. Использование этих закономерностей лежит в основе метода управляемой визуализации, широко используемого разными направлениями гуманистической психологии для избавления от ограничивающего опыта прошлого, формирования желательного для клиента будущего.

Механизмы формирования Я-концепции 1 прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения 2 формирования стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний 3 контроль за поведением ребенка, в котором усваиваются параметры и способы самоконтроля 4 вовлечение в поведение, которое может повысить или понизить самооценку, изменить образ себя 5 вовлечение в социальные отношения, в которых происходит усвоение реально существующих правил поведения, моральных норм 6 идентификация со значимыми другими.

Рассмотрим механизмы формирования Я-концепции В детстве Я-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной, легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены.

Монополия родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирование его Я-концепции. Ориентиры для оценки себя и других, убеждения, заложенные в детстве, поддерживают себя сами в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно. Первой предпосылкой формирования Я-концепции является появление у младенца навыка разделения собственных ощущений на те, что вызваны его собственной активностью, и те, что не зависят от него, объективны. Ребенок сталкивается с задачей разделить их, осознать отдельно.

Важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности своего тела. По мере развития этого навыка у ребенка формируется умение управлять своим телом, оно превращается в своеобразное орудие его деятельности. При этом происходит формирование определенного психического образования схемы тела, субъективного образа взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве.

По В.В.Столину, образ самого себя также формируется в процессе жизнедеятельности как некое психическое образование, позволяющее более адекватно и эффективно действовать. Так же как и относительно схемы тела, можно утверждать, что действует не человеческий образ самого себя, а субъект, наделенный этим образом Я, с помощью этого феномена. Сходство схемы тела и образа Я это сходство их функций. Они различны в той мере, в какой человек как биологический организм отличается от человека как социального существа.

Столин В.В. выделяет 6 способов интериоризации ребенком знаний о себе. Прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения. Содержанием того, что внушается ребенку, может быть как самооценка, так и определенные аспекты образа Я. Этот образ и свое отношение родители могут транслировать ребенку как в прямой словесной форме, так и путем такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества косвенно.

Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными Ты умный, добрый, уверенный, сознательный, так и негативными Ты неспособный, грубый, неудачник. О последних А.И. Герцен писал Названия страшная вещь Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун. Если внушаются качества, которыми ребенок в действительности не обладает, имеет место мистификация. Мистификация может иметь форму инвалидизации обесценивания точек зрения ребенка, его интересов, намерений, и приписывания, которое может быть позитивным и негативным.

Косвенное внушение чаще всего имеет отношение к оценке ребенка. Влияние родительского отношения на формирование характера, поведения ребенка исследовалось многими психологами. В родительском поведении возможны вариации от принятия ребенка в целом, принятия его индивидуальности, позитивной вовлеченности родителей в заботу о ребенке до враждебного отвержения ребенка. Отношение родителей к ребенку, принятие его или отвержение, формирует у него либо самопринятие, позитивную самооценку либо самоотвержение, переживание своей ненужности, малоценности.

Это приводит к формированию у человека одной из четырех установок как по отношению к себе, так и по отношению к другому. Первый случай Я и Ты, то есть Я хороший, со мной все в порядке и Ты хороший, с тобой все в порядке. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь. Такие люди бывают хорошими лидерами, уважающими как себя, так и своих подчиненных.

В любой другой позиции человек в большей или меньшей степени чувствует себя неудачником. Второй случай Я , Ты Я хороший, со мной все в порядке, С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке. Эта позиция позиция превосходства. Такую позицию занимает человек, который лезет помочь неблагодарным людям в том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи. В большинстве случаев это позиция посредственности. Третий случай - Со мной нехорошо, у меня не все в порядке, а Ты хороший, с тобой все в порядке.

Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле самоуничижение. Это позиция меланхоликов, неудачников, которые мучают себя сами. Так, человек, привыкший считать себя бедным Я - на фоне других, богатых людей Ты, скорее всего не откажется от своего мнения, даже если у него вдруг появятся деньги. Четвертая позиция - Я Ты Со мной нехорошо, у меня не все в порядке и С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке.

Это позиция безнадежности. Люди могут иметь разные жизненные позиции в своих различных жизненных ситуациях. Позиция Ты может характеризовать отношение не только к другому человеку, но и к миру в целом. Случаи, когда явные, словесные, прямые внушения противоречат косвенным, имеют негативное влияние на формирование психики ребенка. Следует отметить, что ребенок всегда имеет свободу выбора реакции на родительское внушение согласиться с родительским мнением или начать борьбу против него. Таким образом, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна.

Ребенок может отреагировать на родительское поведение дополнительно или же защитно. В первом случае ребенок отвечает инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование и т. п. В случае защитного поведения ребенок может в ответ на родительское отвержение начать вести себя с родителями так, как будто те его любят и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить поведение по отношению к нему. Опосредованная детерминация самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний.

Родители формируют представления ребенка о стандартах поведения, о жизненных целях, ценностях, идеалах. Если эти цели, планы, идеалы, соответствуют способностям и интересам ребенка, то, реализуя их, он повышает самоуважение см. формулу Джемса. В противном случае, когда родители награждают ребенка нереалистичными для него планами, стандартами, идеалами, тем самым способствую формированию нереалистичного образа идеального Я, жизненные неудачи могут привести человека к потере веры в себя, в свои силы, возможности, к потере самоуважения.

Контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля. Контроль характеризует способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием, поступком, поведением. Дисциплинарный аспект отношения родителей к ребенку проявляется как слабый контроль предоставление полной автономии или жесткий контроль абсолютное подчинение воле родителей, требование неукоснительного соблюдения норм и правил за его поведением.

Психологический аспект характеризует способ, которым родители добиваются контроля над поведением ребенка - через вызывание в ребенке чувства вины, стыда или через вызывание страха перед наказанием, тревоги, враждебный контроль. Способ и форма контроля нередко формируют у человека такие же способы и формы самоконтроля.

Жесткая дисциплина, превратившись в жесткую самодисциплину, может проявиться как стремление упорядочивать, регламентировать собственную жизнь. Контроль с помощью страха приводит человека к постоянной оглядке на мнение других, ожиданию наказания с их стороны в виде негативного мнения. Предсказуемость или непредсказуемость контролирующего поведения родителей преобразуется в веру человека относительно управляемости или неуправляемости внешних событий жизни. Конечно, взрослый человек может сознательно подходить к вопросам самоконтроля и самовоспитания.

Но сначала для этого он должен проанализировать те способы самоконтроля, которые у него имеются. Иногда ребенок перенимает у взрослых способы самоконтроля, которые они используют по отношению к себе самим. Вовлечение ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ себя. Этот способ повлиять на формирование Я-концепции связан с вовлечением человека в определенную специально созданную ситуацию, в которой он может приобрести опыт, изменяющий его образ себя. Так, родители могут организовать для своего ребенка, боящегося собак, ситуацию, в которой он сумеет преодолеть свой страх, убедившись, что собака которую специально заранее нашли родители существо дружелюбное, виляет хвостом и хочет играть. После этого ребенок может сменить представления о себе как человеке, боящемся собак, на представления о себе как о ребенке, который знает, что собак бояться не обязательно, или как о человеке, который может преодолеть свой страх и убедиться, что все закончится хорошо, или просто как о смелом человеке, а не о трусишке, который боится даже собаку.

Можно сформировать ситуацию, когда представления человека о себе изменятся так, что это приведет к снижению его самооценки. Нас всех с детства учат что такое хорошо и что такое плохо, и определенные качества сразу связываются в нашем сознании с оценкой хорошо это или плохо.

Пример создания такой ситуации описан в рассказе Л.Н.Толстого Сливы. Это история о ребенке, поставленном в ситуацию соблазна.

Его оставляют одного в комнате со сливами пересчитанными, чего он не знает, попробовать которые ему очень хочется, и при этом сообщают, что сливы есть нельзя. В.В.Столин приводит в качестве примера аналогичную ситуацию, когда ребенка не просто оставляют в комнате с конфетами, но еще берут у него обещание, что он не будет их есть. Ребенок не может устоять против соблазна. В результате, когда его потом спрашивают, ел ли он конфеты, он в любом случае оказывается обманщиком и если он скажет, что не ел, и если скажет, что ел окажется, что он обманывал, когда обещал не есть. Для практической работы со своей Я-концепцией И. Калинаускас предлагает выделить три ее аспекта Первый аспект Я как Я или Я как самотождественность.

Это то, что позволяет человеку, проснувшись утром, быть уверенным в том, что он тот же человек, что и вчера. Эта часть Я-концепции является само собой разумеющейся, сна обычно не осознается человеком.

Существует множество психологических механизмов, служащих поддержанию совершенно естественной уверенности человека в том, что он это он. Эти механизмы, как правило, хорошо защищены от внешних влияний, ибо неграмотное вторжение в эту часть психики может сделать человека клиентом психиатрической больницы. Эта часть Я-концепции не предназначена для вмешательства. Следующий аспект Я как Другой это описание себя как объекта, взгляд на себя с точки зрения Другого.

Как уже отмечалось, Я-концепция складывается в основном стихийно, без участия в этом самого человека. Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания, так что человек, как правило, выбирает в жизни те ситуации, которые подтверждают его описание себя, и избегает ситуаций, которые могут это описание нарушить, или же использует механизмы психологической защиты, если реальные события противоречат его описанию себя. Например, если человек считает себя слабым, болезненным, он будет повышенно чувствителен к усталости и склонен выбирать такие жизненные ситуации, которые, согласно его представлениям, по силам болезненному и слабому человеку.

Поскольку других ситуаций он постарается избегать, у него будет мало возможностей для того, чтобы убедиться, что, возможно, он не так уж и слаб. Эта часть Я-концепции доступна для самостоятельной работы, самоанализа и изменения. Как правило, человек мало знает себя, поэтому даже сам факт ответа на вопросы тестов дает человеку много информации о себе, тем самым, меняя его. Заполнив личностный опросник, человек может обнаружить, что его описание себя где-то очень подробно, а где-то намечено лишь несколькими штрихами, некоторые вопросы могут вызывать гнев, протест и нежелание думать об этом. Все это является информацией для дальнейшей работы.

Можно также проанализировать, каково должно было бы быть содержание аспекта Я как Другой для достижения Ваших жизненных целей, и чем оно отличается от имеющегося сейчас. Осознание этой разницы позволяет увидеть направление для конкретной работы над собой.

Следующий аспект называется Я как Мы. Каждый человек является членом различных Мы это и семья, и компания друзей, коллеги на работе. Может быть Мы собаководы, Мы посетители определенного бара, Мы студенты этого ВУЗа, Мы мужчины или женщины, люди определенной национальности, молодежь или люди среднего возраста, владельцы автомобилей и т.д. В социальной психологии хорошо изучено, насколько принадлежность к той или иной группе влияет на поведение человека, на его Я-концепцию.

Даже когда человек говорит Я так считаю, как правило, он выражает мнение определенного круга людей, к которому себя причисляет. Чаще же говорят Мы так считаем, у нас так принято, все так считают и т.д. Анализ этого аспекта позволяет разобраться со своими Мы, которые сложились преимущественно случайно, и решить, нужны они вам или нет, что они вам дают, выяснить, чем вы платите за свое участие в них. Можно сделать очень интересное открытие, если попробовать познакомиться со своей компанией, потому что от Я как Мы зависит, кто попадает в Другие, Вне-Мы, то есть появляется реальная возможность выяснить, в каком мире вы себя поселили, среди каких людей вы постоянно психологически пребываете.

А ведь от этого зависит, каких людей вы замечаете, а каких нет, какие люди обязательно пройдут мимо вашего внимания, хотя будут наделены всеми достоинствами, мыслимыми и немыслимыми, но они в ваше Мы не попадают не из вашей компании, не из того круга Если есть Мы, значит есть Они. А если есть Мы и Они, значит Мы правы, а Они нет. Значит, с Ними надо бороться.

Все эти аспекты выделены для удобства работы с ними. В то же время они взаимозависимы, являются частями одного целого. Как известно, изменение части приводит к изменению всего целого. В частности, очень легко увидеть связь между аспектами Я как Мы и Я как Другой. Изменение своего Мы, своей референтной группы неизбежно приводит к изменению аспекта Я как Другой.

Чтобы войти в новое Мы, которое раньше относилось к Они, человеку надо сформировать те аспекты образа Я, которые сделают его своим в новом Мы. Это может включать в себя внешний вид, манеры поведения, определенные знания, слэнг, места и способы проведения досуга и др. Как говорят, рыбак рыбака видит издалека. Если меняется содержание аспекта Я как Другой, это сказывается и на выборе тех Мы, к которым человек себя относит. Так, если ребенок, которому учительница сообщает, что он хулиган, принимает это утверждение в описание себя, он начинает считать себя своим в компаниях, где Мы хулиганы, которые раньше были для него Они, другие.

Актуальное содержание этого аспекта Я-концепции влияет на поведение. Например, если учительница вызывает в школу родителей и начинает ругать их ребенка, реакция родителей будет зависеть от того, какое Мы в данный момент окажется для них более актуальным. Если это Мы взрослые, то родители скорее всего разделят точку зрения учительницы и осудят ребенка.

Если это окажется Мы семья, то учительница окажется в Они. В таком случае родители скорее всего будет защищать своего ребенка. Люди идентифицируют себя со своими Мы с предками и их славной историей, полом, этнической группой, родом занятий и др. Всякий раз, когда задеваются те Мы, к которым человек себя относит, он реагирует так, словно затронут он лично. Никакие изменения в человеке, в его жизни нельзя произвести, не изменив его Я-концецию.

Широко известен тезис то, какие мы есть, определяет, какой жизнью мы живем, и изменить свою жизнь можно только изменив себя. Есть хороший лозунг Измени свою жизнь сам. Трудно предположить, что самопроизвольные изменения будут происходить в желательном для нас направлении. 7

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Самооценка и ее роль

Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о Я соотносился главным образом с познанием человеком… Но потом стало очевидно, что человеческое Я гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные положения Я концепции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самооценка и уровень притязаний
Самооценка и уровень притязаний. Что такое самосознание В психологической науке принято следующее определение Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качеств

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги