рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Работа сделанна в 2001 году

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте - Курсовая Работа, раздел Психология, - 2001 год - Культуры И Искусств Кафедра Режиссура Культурно-Досуговых Программ Курсовая Р...

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Кафедра Режиссура культурно-досуговых программ Курсовая работа по теме Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте Выполнила студентка гр. ФК-27 заочного отделения Синявская Л.И. Руководитель Досекина А.Ф. г. Тольятти 2001 Введение.1.1 Понятие творчество и творческие способности1.2 Компоненты творческих способностей.7 1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей 10 2.1 12 2.2 15 2.3 17 .35 Творческие способности далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.

Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех е аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи - Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей Определение основных направлений н педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования. 1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме. 2. Диагностика творческих способностей детей. 3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей.

В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по развитию творческого потенциала дошкольников.

Во второй главе также анализируются результаты диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях. 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии 1.1 Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием творчество, творческая деятельность. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.

В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д. 1.2 Компоненты творческих способностей Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление 6, 436. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей в данном случае важно не их качество, а их количество. 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми. 4. Законченность - способность совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид. Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности 14,6-36 1. Способность видеть проблему там, где е не видят другие. 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя вс более мкие в информационном отношении символы. 3. Способность применить навыки, приобретнные при решении одной задачи к решению другой. 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя е на части. 5. Способность легко ассоциировать отдалнные понятия. 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 7. Гибкость мышления. 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до е проверки. 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. 11. Лгкость генерирования идей. 12. Творческое воображение. 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории 12, 54-55. 1. Релизм воображения образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать е в систему строгих логических категорий. 2. Умение видеть целое раньше частей. 3. Надситуативно преобразовательный характер творческих решений способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности поведения предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ теория решения изобретательских задач и АРИЗ алгоритм решения изобретательских задач считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности 9. 1. Способность рисковать. 2. Дивергентное мышление. 3. Гибкость в мышлении и действиях. 4. Скорость мышления. 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 6. Богатое воображение. 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 8. Высокие эстетические ценности. 9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей 1. Развитие воображения. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. 1.3

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является ран... Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка ... Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том ... Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного ... Можно также устроить коллективное сочинение сказки каждый из играющих ...

выводы и предложения. У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе Радуга, но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения.

В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа Конечно, наилучший вариант это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения.

В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс Развитие Творческого Воображения РТВ. В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность.

РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой. Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей.

Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера. Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности.

Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять е развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.

В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же дочки матери или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным 18, 25, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой 7, 135. Богатейшим источником развития фантазии ребнка является сказка.

Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей.

Среди них перевирание сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа 9, 56. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари Грамматика фантазии. Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности.

Некоторые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Приложении 4. Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ.

Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, задаваемый контекстом целостной ситуации.

Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых приведены в Приложении 5. Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие примы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до потолка своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д. 5. Умная, доброжелательная помощь а не подсказка взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями.

Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей четырех-пятилетних дошкольников эц Букваренок ДДК города Тольятти.

Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников 1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера. 3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей. 5. Работа с родителями.

Приложение 1 Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет авторы В. Синельников, В. Кудрявцев 1. Методика Солнце в комнате Основание.

Реализация воображения. Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию нереального в реальное в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце карандаш. Инструкция к проведению. Психолог, показывая ребенку картинку Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано. По перечислении деталей изображения стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д. психолог дает следующее задание Правильно.

Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной. Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки. Обработка данных. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе 1. Отсутствие ответа, непринятие задания Не знаю, как исправить, Картинку исправлять не нужно - 1 балл. 2. Формальное устранение несоответствия стереть, закрасить солнышко -2 балла. 3. Содержательное устранение несоответствия а простой ответ Нарисовать в другом месте - Солнышко на улице -3 балла. б сложный ответ переделать рисунок - Сделать из солнышка лампу - 4 балла. 4. Конструктивный ответ отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации Картинку сделать, Нарисовать окно, Посадить солнышко в рамку и т.д. -5 баллов. 2. Методика Складная картинка О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба размер 10 15 см Инструкция к проведению. Психолог, предъявляя ребенку картинку Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос.

Всего применяется пять вариантов складывания - угол, мостик, домик, труба, гармошка. Обработка данных. В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе.

Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов 1. Отсутствие ответа, непринятие задания Не знаю, Ничего не станет, Так не бывает - 1 балл. 2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения У утки нет головы, Утка сломалась, Утка разделилась на части и т. д 2 балла. 3. Ответы комбинирующего типа сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию Утка нырнула, Утка заплыла за лодку, построение новых композиций Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку и т. д 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения привязано не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании Утка стала домиком, Стала похожа на мостик и т. д Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 3. Методика Как спасти зайку Основание.

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги. Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги.

Психолог, беря в руки зайчика Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе. Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе. Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка 1 балл. Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега.

В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка 2 балла. Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик Зайка на шарике может улететь или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.

Оценка 3 балла. 4. Методика Дощечка Основание. Детское экспериментирование. Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами. Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев размер каждого звена 1515 см Инструкция к проведению. Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе.

Психолог Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать. Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает Что у тебя получилось На что теперь похожа эта доска Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему Как еще можно сложить На что она стала похожа Попробуй еще раз. И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам. Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка называние формы получившегося предмета в результате складывания доски гараж, лодочка и т.д по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается. Приложение 2. Результаты диагностики универсальных творческих способностей дошкольников в баллах эц Букварнок ДДК г. Тольятти группа Радость Фамилии детейРеализм воображения Min 1 балл Max 5 балловСпособность видеть целое раньше частей Min 5 баллов Max 15 балловНадситуативно-преобразовательный характер творческих решений Min 1 балл Max 3 баллаЭкспериментированиеБеляева Людмила215110Бородай Владимир310116Вакулов Павел310313Елисеев Сергей212316Еремина Александра215314Жидких Станислав210124Кольцова Евгения31516Лапина Юлия115110Макарова Анна213313Никитин Алексей315117Прокопова Ксения11438Симакова Анастасия315117Уразова Анна210210 Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе Способности Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньРеализм воображения 61,538,50Способность видеть целое раньше частей 0 30 70Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений 54 8 38 Приложение 3. Игры на развитие ассоциативности мышления Игра Что на что похоже 3-4 человека отгадчики выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться.

Отгадчики заходят и ведущий начинает То, что я загадал похоже на и дат слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой 8, которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

Сюрреалистическая игра рисунок в несколько рук Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. Волшебные кляксы Перед игрой изготавливают несколько клякс на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам.

Затем лист разворачивают и теперь можно играть.

Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или е отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовт больше всего предметов. Игра Словоассоциации Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется - с хлебобулочными изделиями с созвучными словами барон, бекон с рифмующимися словами кулон, салон.

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме. Ассоциативность мышления можно развивать что называется на ходу. Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу. Приложение 4. Игры на развитие диалектичности мышления. Игра Хорошо - Плохо Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций.

Ребнку предлагается проанализировать данный объект предмет и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например карандаш Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий Хорошо, что он длинный плохо, что он остро заточен - можно уколоться Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал. Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке конфеты - хорошо, лекарство - плохо. Обсуждение идт также как и в варианте 1. Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

Например громкая музыка Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть. Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно драка, дружба, мама. Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная цепочка.

Например - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот - Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить - Сидеть дома - плохо, скучно - Можно пригласить гостей - и т.д. Одним из возможных вариантов игры Хорошо - плохо стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные.

Например, конфеты если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придтся их лечить. Желательно, чтобы игра Хорошо - плохо стала частью повседневной жизни ребенка. Для е проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном. Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чтко формулировать противоречие.

Сначала пусть ребнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - толстый, ленивый - трудолюбивый, острый - тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае острый - тупой - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий всего их более сорока.

Приложение 5. Системность мышления Игра Теремок Детям раздаются картинки различных предметов гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в теремке например, ребенок с рисунком гитары. Следующий ребнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

Собери фигурки Ребнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок кругов, квадратов, треугольников и т.д. примерно 5-7 фигурок. Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок собачка, домик, машина. Ребнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребнок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленн на детали.

Нелепицы Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно. Список литературы 1. Березина В.Г Викентьев И.Л Модестов С.Ю. Детство творческой личности СПб. издательство Буковского, 1994. 60стр. 2. Богат В Нюкалов В. Развивать творческое мышление ТРИЗ в детском саду Дошкольное воспитание. -1994 1. стр. 17-19. 3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества Дошкольное воспитание. -1982 11. стр. 32-38. 4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество Вопросы психологии 1990 4. стр. 5-9. 5. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте СПб. Союз, 1997. 92стр. 6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т том 1 М.Мир, 1992. стр. 435-442. 7. Дьяченко О.М Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. Знание, 1994. 157стр. 8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей Дошкольное воспитание 1967 12. стр. 73-75. 9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ Пенза Уникон-ТРИЗ. 10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения Вопросы психологии 1993 2. стр. 54-58. 11. Крылов Е. Школа творческой личности Дошкольное воспитание. -1992 7,8. стр. 11-20. 12. Кудрявцев В Синельников В. Ребнок - дошкольник новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 9 стр. 52-59, 10 стр. 62-69. 13. Левин В.А. Воспитание творчества.

Томск Пеленг, 1993. 56 стр. 14. Лук А.Н. Психология творчества Наука, 1978. 125 стр. 15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником Рига Эксперимент, 1994. 62 стр. 16. Нестеренко А. А. Страна сказок.

Ростов-на-Дону Издательство ростовского университета 1993. 32 стр. 17. Никитин Б Никитина Л. Мы, наши дети и внуки М. Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299. 18. Никитин Б. Развивающие игры М.3нание, 1994. 19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике Дошкольное воспитание. -1989 6. стр. 69-72. 20. Паскаль.

Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу Развитие творчества. 21. Полуянов Д. Воображение и способности М.3нание, 1985. 50стр. 22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников Дошкольное воспитание 1996 5. стр. 21-27. 23. Шустерман М.Н Шустерман З.Г ВдовинаВ.В. Поваренная книга воспитателя Норильск, 1994. 50стр.

– Конец работы –

Используемые теги: развитие, творческих, способностей, дошкольном, возрасте0.077

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте
Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали… В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху… Если учесть тот факт, что доля умст¬венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть…

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей… Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский,…

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического… Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния,… Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию…

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Однако, кто может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее успешное освоение школьной программы или… То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, но зачастую… Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или черт…

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях,… Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в… Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на…

Развитие способностей в дошкольном возрасте
Следует отличать природные задатки от природных способностей. А. Н. Леонтьев писал: что природные способности – «это не задатки, а то, что… Он-то и предложил три определения способностей. «Во-первых, под способностями… Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется.Только…

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
Литература. Приложения. Введение Актуальность темы. Социально-экономические преобразования… Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым…

Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников
Важно изучать данное направление в связи с тем, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать способности к… Эта способность, по мнению Л.С. Выготского, является основой взаимодействия с… ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИМВОЛИЗАЦИИ( СИМВОЛА): Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания . Основными средствами,…

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного
Это вопрос о развитии умственных способностей человека, об его одаренности.И самое главное — какое влияние на эти способности оказывает развитие… Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходиться говорить о… В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по…

Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей… У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические… Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам