рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие сознания и самосознания личности

Работа сделанна в 2004 году

Развитие сознания и самосознания личности - Реферат, раздел Психология, - 2004 год - Министерство Образования И Науки Украины Донецкий Национальный Технический Ун...

Министерство образования и науки Украины Донецкий Национальный Технический Университет Реферат по психологии на тему Развитие сознания и самосознания личности Выполнил студент группы ИУС-02а Грига А. В. Донецк, 2004 г. Содержание I. ВведениеII. Основная часть 1. Историческое развитие сознания у человека 2. Сознание и мозг 3. Развитие сознания 4. Психологические характеристики сознания 5. Теории сознания 6. Я-концепция 7. Самооценка III. Заключение IV. Перечень используемой литературы I. Введение Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание - это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей.

Сознание - рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций.

В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания.

Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика. Осознание. Осознанием является акт сознания, предмет которого - сама деятельность сознания. В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими. Для осознания справедливы следующие законы Закон Клапареда закон осознания чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем. Или иначе мы осознаем лишь в меру нашего неумения приспособиться.

Чем более какое-нибудь отношение употребляется автоматически, тем труднее его осознать. Закон сдвига или смещения осознать какую-нибудь операцию- значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т. е. воссоздать ее в воображении, чтобы можно было выразить ее словами. Самая общая характеристика сознаваемости сознательности психических процессов состоит в следующем 1 человек может осознать то, что воспринимает то, что он вспоминает, о чем мыслит, к чему внимателен, какую эмоцию испытывает 2 человек может осознать, что именно он воспринимает, вспоминает, мыслит, чувствует.

Осознаваемость психических процессов не означает ни то, что человек всегда сознает содержимое своего восприятия, мышления, памяти, внимания, ни то, что он всегда сознает себя в этом процессе. Речь идет лишь о том, что человек может осознать себя и этом процессе. Поле сознания. Сознание может уменьшаться или увеличиваться, отчасти утрачиваться во сне, полностью утрачиваться при обмороке.

Это своеобразное свечение, перемещающийся световой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания. Поле внимания, или, что то же самое, поле сознания, может быть более узким, более концентрированным, или более широким, рассеянным оно может быть более устойчивым или менее устойчивым, флуктуирующим. Содержание поля сознания определяется следующим законом актуально сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед субъектом как предмет, на который непосредственно направлено то или иное действие. Иначе говоря, для того чтобы воспринимаемое содержание было осознано, нужно, чтобы оно заняло в деятельности субъекта структурное место непосредственной цели действия и таким образом вступило бы и соответствующее отношение к мотиву этой деятельности.

Сознание, подсознание и сверхсознание. Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание надсознание. Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать свое знание другому.

К сфере подсознания относится все то, что когда-то было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это - хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта. Подсознание защищает сознание от излишней работы и Психических перегрузок.

К подсознанию относятся и проявления интуиции, не связанные, с порождением новой информации, а основанные лишь на использовании ранее накопленного опыта. Подсознание формируется также на основе имитации поведения. Поэтому пример взрослых и сверстников, непосредственно воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Деятельность сверхсознания творческой интуиции проявляется в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей.

Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Только затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логического анализа. Важнейшим средством тренировки и развития сверхсознания является детская игра. Будучи свободна от достижения утилитарных и социально престижных целей до определенного возраста, игра обладает той самоценностью, которая направляет ее на решение бескорыстно-творческих задач.

Детская игра мотивируется исключительно потребностями познания и приобретения знаний, умений и навыков вооруженности, которое понадобится в дальнейшем. Эти потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка фантазером, первооткрывателем и творцом. Недаром подлинно великие умы характеризуются сохранением отдельных черт детскости. Неполное осознание субъектом движущих им потребностей снимает мнимое противоречие между объективной детерминированностью поведения человека наследственными задатками, условиями воспитания, окружающей средой и субъективно ощущаемой им свободой выбора.

Эта иллюзия свободы является чрезвычайно важной, поскольку обеспечивает чувство личной ответственности, побуждающее всесторонне анализировать и прогнозировать возможные последствия того или иного поступка. С точки зрения внешнего наблюдателя человек несвободен, ибо все его поступки могут быть объяснены его характером, обстоятельствами и т. д. В то же время с позиции внутреннего наблюдателя - его рефлексирующего сознания - он свободен, что и порождает чувство личной ответственности за совершенный поступок.

Становление морального сознания. Становление морального сознания проходит через три главных уровня по степени осознанности, обобщенности и ннтериоризованности норм доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила исходя из эгоистических соображений конвенциональную мораль, когда поведение ориентировано на внешние нормы и мнения окружающих автономную мораль - ориентацию на определенную внутреннюю, автономную систему принципов.

Сначала в своем поведении ребенок ориентируется на внешнее начало он должен вести себя хорошо, чтобы избегать наказаний и получать, поощрения, свои поступки он оценивает по их прямым последствиям плохое наказывается, хорошее поощряется. Постепенно внешняя система правил и норм интериоризуется ребенок старается вести себя хорошо уже из потребности и одобрении со стороны значимых для него лиц и в поддержании определенного порядка.

Хорошее осознается как то, что одобряют значимые для ребенка другие родители, учителя и, т. д а затем - как то, что соответствует определенным правилам. Однако понимание морали как совокупности правил и ожиданий окружающих означает, что источник моральных предписаний все еще мыслится как нечто внешнее, формальное. Эта ориентация не на осознанный принцип, а на внешний авторитет.

Отсюда - определенная неустойчивость поведения ребенка, его зависимость от внешних влияний. Только с развитием абстрактного мышления личность обретает осознанные моральные принципы, имеющие общую мировоззренческую основу. В осуществлении этих принципов человек начинает ориентироваться прежде всего на собственную совесть. Уже Л. С. Выготский связывал развитие морального сознания и самосознания личности с прогрессом абстрактного, понятийного мышления. Новейшие исследования в частности работы американского психолога Л. Колберга, убедительно доказывают наличие такой связи.

Идеал. Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения. Иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные черты образ, который служит образцом. Идеалы формируются под особенно большим и непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Самосознание. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный образ Я . Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно.

Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия.

Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство - мудрость.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых.

Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о Я , и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя - это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива. Компоненты самосознания.

В самосознании человека можно выделить следующие компоненты 1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами. 2. Сознание Я как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой Я сам . 3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление. 4. Наконец, социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах, на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им. II. Основная часть 1.

Историческое развитие сознания у человека

проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с пери... В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая ос... Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был... А дальнейшее развитие мозга создало новые возможности для развития соз... Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего челов...

Сознание и мозг

Классическая локализованная теория в настоящее время основательно поко... Степень дифференциации коры и распределения функций между различными е... Порождая материализованные продукты своей деятельности, человек вместе... Научное мышление, необходимое для научного познания, в процессе научно... На основе одной лишь религиозной идеологии, вне связи с практикой, опр...

Психологические характеристики сознания

Психологические характеристики сознания. Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощуще... В данном случае человек произвольно, т.е. Одно из них - осмысленность представляемого или осознаваемого, т.е. Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхожд...

литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме. 5. Теория сознания К. Маркс заложил основы конкретно-психологической теории сознания, которая открыла для психологической науки совершенно новые перспективы. Хотя прежняя субъективно-эмпирическая психология охотно называла себя наукой о сознании, в действительности она никогда не была ею. Явления сознания либо изучались в плане чисто описательном, с эпифеноменологических и параллелистических позиций, либо вовсе исключались из предмета научно-психологического знания, как того требовали наиболее радикальные представители так называемой объективной психологии. Однако связная система психологической науки не может быть построена вне конкретно-научной теории сознания. Именно об этом свидетельствуют теоретические кризисы, постоянно возникавшие в психологии по мере накопления конкретно-психологических знаний, объем которых, начиная со второй половины прошлого столетия, быстро увеличивался.

Центральную тайну человеческой психики, перед которой останавливалось научно-психологическое исследование, составляло уже само существование внутренних психических явлений.

Эта психологическая тайна не могла быть раскрыта в домарксистской психологии она остается нераскрытой и в современной психологии, развивающейся вне марксизма.

Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположное, лишь как условие протекания психических процессов. Такова была, в частности, позиция Вундта. Сознание писал он заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния, мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. Все попытки определить сознание приводят или к тавтологии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его. Ту же мысль в еще более резком выражении мы находим у Наторпа сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет.

Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество - качество психических явлений и процессов это качество выражается в их презентированности представленности субъекту Стаут. Качество это не раскрываемо оно может только быть или не быть. Идея внеположности сознания заключалась и в известном сравнении сознания со сценой, на которой разыгрываются события душевной жизни.

Чтобы события эти могли происходить, нужна сцена, но сама сцена не участвует в них. Итак, создание есть нечто внепсихологическое, психологически бескачественное. Хотя эта мысль не всегда высказывается прямо, она постоянно подразумевается. С ней не вступает в противоречие ни одна прежняя попытка психологически охарактеризовать сознание.

Имеется в виду, прежде всего, та количественная концепция сознания, которая с наибольшей прямотой была высказана еще Леддом сознание есть то, что уменьшается или увеличивается, что отчасти утрачивается во сне и вполне утрачивается при обмороке. Это - своеобразное свечение, перемещающийся световой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по атому полю выражается в явлениях внимания, в которых сознание единственно и получает свою психологическую характеристику, но опять-таки лишь количественную и пространственную.

Поле сознания или поле внимания может быть более узким, более концентрированным, или более широким, рассеянным оно может быть более устойчивым или менее устойчивым, флюктуирующим. Но при всем том описание самого поля сознания остается бескачественным, бесструктурным. Соответственно и выдвигавшиеся законы сознания имели чисто формальный характер таковы законы относительной ясности сознания, непрерывности сознания, потока сознания.

К законам сознания иногда относят также такие, как закон ассоциации или выдвинутые гештальт-психологией законы целостности, прегнатности и т. п но законы эти относятся к явлениям в сознании, а не к сознанию как особой форме психики, и поэтому одинаково действительны как по отношению к его полю, так и по отношению к явлениям, возникающим вне этого поля как на уровне человека, так и на уровне животных.

Несколько особое положение занимает теория сознания, восходящая к французской социологической школе Дюркгейм, Де Роберти, Хальбвакс и другие. Как известно, главная идея этой школы, относящаяся к психологической проблеме сознания, состоит в том, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется. эта социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть его сознание.

Но и в этой концепции полностью сохраняется психологическая бескачественность сознания только теперь сознание представляется некоей плоскостью, на которой проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Другое направление попыток психологически характеризовать сознание состояло в том, чтобы представить его как условие объединения внутренней психической жизни. Объединение психических функций, способностей и свойств - это и есть сознание оно поэтому, писал Липпс, одновременно есть и самосознание.

Проще всего эту идею выразил Джемс в письме к К.Штумпфу сознание - это общий хозяин психических функций. Но как раз на примере Джемса особенно ясно видно, что такое понимание сознания полностью остается в пределах учения о его бескачественности и неопределимости. Ведь именно Джемс говорил о себе Вот уже двадцать лет, как я усомнился в существовании сущего, именуемого сознанием Мне кажется, настало время всем открыто отречься от него. Ни экспериментальная интроспекция вюрцбуржцев, ни феноменология Гуссерля и экзистенционалистов не были в состоянии проникнуть в строение сознания.

Психология сознания полностью растворяется в феноменологии. Любопытно отметить, что авторы, ставившие своей целью проникнуть за сознание и развивавшие учение о бессознательной сфере психики, сохраняли это же понимание сознания - как связной организации психических процессов Фрейд. Как и другие представители глубинной психологии, Фрейд выводит проблему сознания за сферу собственно психологии.

Ведь главная инстанция, представляющая сознание сверх-я по существу является метапсихическим. Метафизические позиции в подходе к сознанию, собственно, и не могли привести психологию ни к какому иному его пониманию. Хотя идея развития и проникла в домарксистскую психологическую мысль, особенно в послеспенсеровский период, она не была распространена на решение проблемы о природе человеческой психики, так что последняя продолжала рассматриваться как нечто предсуществующее и лишь наполняющееся новыми содержаниями.

Эти-то метафизические позиции и были разрушены диалектико-материалистическим воззрением, открывшим перед психологией сознания совершенно новые перспективы. Исходное положение марксизма о сознании состоит в том, что оно представляет собой качественно особую форму психики. Хотя сознание и имеет свою длительную предысторию в эволюции животного мира, впервые оно возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений.

Сознание с самого начала есть общественный продукт. Марксистское положение о необходимости и о реальной функции сознания полностью исключает возможность рассматривать в психологии явления сознания лишь как эпифеномены, сопровождающие мозговые процессы и ту деятельность, которую они реализуют. Вместе с тем психология, конечно, не может просто постулировать активность сознания. Задача психологической науки заключается в том, чтобы научно объяснить действенную роль сознания, а это возможно лишь при условии коренного изменения самого подхода к проблеме и прежде всего при условии отказа от того ограниченного антропологического взгляда на сознание, который заставляет искать его объяснение в процессах, разыгрывающихся в голове индивида под влиянием воздействующих на него раздражителей взгляда, неизбежно возвращающего психологию на параллелистические позиции. Действительное объяснение сознания лежит не в этих процессах, а в общественных условиях и способах той деятельности, которая создает его необходимость в деятельности трудовой.

Эта деятельность характеризуется тем, что происходит ее овеществление, ее угасание, по выражению Маркса, в продукте.

То пишет Маркс в Капитале что на стороне рабочего проявлялось в форме деятельности, теперь на стороне продукта выступает в форме покоящегося свойства, в форме бытия. Ниже Во время процесса труда, труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности. В этом процессе происходит опредмечивание также и тех представлений, которые побуждают, направляют и регулируют деятельность субъекта.

В ее продукте они обретают новую форму существования в виде внешних, чувственно воспринимаемых объектов. Теперь в своей внешней, экстериоризованной или экзотерической форме они сами становятся объектами отражения. Соотнесение с исходными представлениями и есть процесс их осознания субъектом - процесс, в результате которого они получают в его голове свое удвоение, свое идеальное бытие.

Такое описание процесса осознания является, однако, неполным. Для того, чтобы этот процесс мог осуществиться, объект должен выступить перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, т.е. своей идеальной стороной. Выделение этой последней, однако, не может быть понято в отвлечении от общественных связей, в которые необходимо вступают участники труда, от их общения. Вступая в общение между собой, люди производят также язык, служащий для означения предмета, средств и самого процесса труда.

Акты означения и суть не что иное, как акты выделения идеальной стороны объектов, а присвоение индивидами языка - присвоение означаемого им в форме его осознания. Язык замечают Маркс и Энгельс есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание Это положение отнюдь не может быть истолковано в том смысле, что сознание порождается языком.

Язык является не его демиургом, а формой его существования. При этом слова, языковые знаки - это не просто заместители вещей, их условные субституты. За словесными значениями скрывается общественная практика, преобразованная и кристаллизованная в них деятельность, в процессе которой только и раскрывается человеку объективная реальность. Конечно, развитие сознания у каждого отдельного человека не повторяет общественно-исторического процесса производства сознания. Но сознательное отражение мира не возникает у него и в результате прямой проекции на его мозг представлений и понятий, выработанных предшествующими поколениями.

Его сознание тоже является продуктом его деятельности в предметном мире. В этой деятельности, опосредованной общением с другими людьми, и осуществляется процесс присвоения им духовных богатств, накопленных человеческим родом и воплощенных в предметной чувственной форме. При этом само предметное бытие человеческой деятельности Маркс говорит - промышленности, поясняя, что вся человеческая деятельность была до сих пор трудом, т. е. промышленностью 6. Я-концепция Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой.

Установки, направленные на самого себя, составляют 1 образ Я - представление индивида о самом себе 2 самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления 3 потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста один считают порой расцвета, а другие - началом старения.

Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими той или иной социальной среде. Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным даже если ему это только кажется, то он ощущает негативные реакции окружающих часто тоже только кажущиеся, сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой.

В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Я-концепция играет, по существу, троякую роль она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности.

Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма.

Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. Я-концепция здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. Я-концепция определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти.

Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят Я знаю, что окажусь полным дураком или Я знаю, что плохо напишу эту контрольную. Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. В Я-концепции запрограммировано, каким должно быть поведение человека.

Я-концепция - это представление о Я , которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. Я-концепция дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его если в моем Я запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое Я . Однако если в моем Я жестко записано, что я беспощадный и сильный, то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.

Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с Я-концепцией и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением порождает страдания.

Чем значимей черта, запрограммированная в Я , тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление Я-концепции настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты. Слишком жесткая структура Я-концепции вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни.

С другой стороны, слишком слабая Я-концепция делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро.

Их жесткая структура не может гнуться и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается личность переживает кризис, иногда необратимый. В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между Я-концепцней и реальным поведением, эта Я-концепция настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.

Хотя понятие Я предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных образов Я . Образ Я - одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе Я отрицательное отношение к себе, неприятие собственного Я , каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. Образ Я ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

Вопрос об истинности образа Я правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. 7. Самооценка Наши самооценки - это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта Я . Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний.

А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями 1 путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2 путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить.

Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.

Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде.

Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй, план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями.

Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я , т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я , тот должен иметь высокую самооценку.

Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом вписаться в структуру общества.

Следует подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежит ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер. III. Заключение Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, за рамки нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть определена и выражена в слове.

Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание человека. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия.

С самого начала филогенетического и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становиться речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становиться средством мышления. Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становиться его достоянием в форме значений и смыслов.

Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание человека формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становятся осознанными. Поэтому творчество - это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

IV. Перечень использованной литературы 1. Немов Р.С. Психология 1 т М 2001. Сознание человека 132 - 142. 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений 6 т Т. I М 1982. Сознание как проблема психологии поведения 78 - 98. Психика, сознание и бессознательное 132 - 148. 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М 1982 1975 . Теория сознания 23 - 33. 4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения 2 т Т. I М 1983 Возникновение и развитие сознания человека 222 - 279. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии 2 т Т. I М 1989. Сознание человека 156 - 190. 6. Фрейд З. Введение в психоанализ.

Лекции М 1991. Ошибочные действия 7 - 48. 7. Брунер Д.С. Психология познания за пределами непосредственной информации М 1977. Сознание и его развитие 377 - 403. 8. Дубровина И. В. Психология М 2001. Сознание и самосознание 147 - 157. 9. Веккер Л.М. Психические процессы 3 т Т. 3 Л 1981. Психика - речь - сознание 285 - 325.

– Конец работы –

Используемые теги: развитие, сознания, самосознания, личности0.077

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие сознания и самосознания личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого "Я"
Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна… С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира.…

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

Профессиональное самосознание личности
Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований.Изучение структуры самосознания, динамики его развития… Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть q1… Объектом исследования выступили 30 студенток первого курса и 30 студенток третьего курса отделения Лечебное дело…

Понятие о личности. Социальные и биологические факторы развития человека как личности
Понятие индивид утверждает принадлежность человека к биологическому роду... Индивид является носителем врожденных свойств и тех которые приобретаются им... Понятие индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека формирующееся в процессе взаимодействия...

Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника
Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Патриотизм - это чувство любви к Родине.Понятие Родина включает в себя все… Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в…

Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника
Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в… Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в…

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием Группа «Недостаточное развитие»
На сайте allrefs.net читайте: "Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием Группа «Недостаточное развитие»"

Сознание, самосознание и самопознание
Именно эта способность и определяет границу, разделяющую животный натурально-природный и человеческий общественно-исторический способ бытия.Тейяр де… Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления… Как правило, решаются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенностями самосознания самооценка, образ Я,…

Роль туризма и краеведения в гармоничном развитии личности
Актуальность. «Государственная политика Приднестровской Молдавской Республики в области образования базируется на реальных современных… Острота проблем духовно-нравственного воспитания в ПМР, обусловлена… В настоящее время в государстве и обществе укрепляется понимание, что эффективность экономического и социального…

Развитие личности несовершеннолетнего правонарушителя
Другое дело, если средства профилактики используются в отношении несовершеннолетних. В этом случае имеется возможность вмешаться в процесс… Оставив в стороне вопросы организации профилактики правонарушений, остановимся… Человек является носителем определенных личностных качеств, которые сформировались на основе его предшествующей…

0.055
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам