рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сознание и мозг

Работа сделанна в 2004 году

Сознание и мозг - Реферат, раздел Психология, - 2004 год - Развитие сознания и самосознания личности Сознание И Мозг. Новые Функции, Которые Должен Был Принять На Себя Мозг Челов...

Сознание и мозг. Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности - с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшейся характер этой деятельности и соответственно все углублявшейся характер познания привели к тому, что над проекционными зонами, непосредственно связанными с перефирическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, служащие для более сложных синтезов.

Сравнение мозга человека с мозгом обезьяны отчетливо выявляет эти сдвиги у человека первичное зрительное поле, столь развитое у обезьян, заметно уменьшается, и вместе с тем значительно возрастают поля, с которыми связаны сложные синтезы зрительного восприятия вторичное зрительное поле. Поскольку у человека органом сознательной деятельности является кора, вопрос о взаимоотношении психики и мозга сосредотачивается в первую очередь на вопросе о взаимоотношении психики и коры больших полушарий головного мозга.

Локализационная теория сложилась в результате того, что над положительными фактическими данными исследования было воздвигнуто здание гипотез и теорий, отражающих те же методологические тенденции, которые господствовали и в тогдашней психологии.

Представление о мозге как совокупности отдельных центров, соединенных между собой ассоциационными путями, отражало концепцию ассоциативной психологии, из которой исходила классическая локализационная теория. Представление о том, что каждой психической функции, в том числе самым сложным, соответствует определенный центр, является своеобразной реализацией в физиологии головного мозга теории психофизического параллелизма. Изучение филогенеза мозга показало, что в филогенетическом ряду наблюдается возрастающая анатомическая дифференциация коры, причем все большее развитие получают те участки, которые являются носителями особенно высоких функций.

Существенные результаты дает и изучение онтогенетического развития архитектоники коры. Примененный впервые К.Бродманом принцип деления коры на основании изучения ее онтогенетического развития получил дальнейшее развитие у ряда советских ученых. Исследования И.Н.Филимонова, Г.И.Полякова, Н.А.Попова показали, что уже на ранних стадиях онтогенетического развития выступает деление коры большого мозга на три основные зоны 1 изокортекс, 2 аллокортекс, включающий архикортекс и палеокортекс, и 3 определяющую алло- и изокортекс межуточную область.

Наличие этого деления уже на ранних стадиях онтогенеза дает основание заключить, что оно имеет существенное значение. Классическая локализованная теория в настоящее время основательно поколеблена исследователями Х.Джексона, Г.Хэда, работами К.Монакова, Х.Гольдштейна, К.Лешли и других.

Оказалось, что новые клинические данные о многообразных формах афазии, агнозии, апраксии, не укладываются в классическую локализационную схему. С одной стороны, поражение речевой зоны в левом полушарии при более тщательном исследовании оказывается связанным с расстройством не только речи, но и других интеллектуальных функций. С другой стороны, нарушение речи, различные формы афазии связаны с поражением различных участков.

При оценке обоснованности выводов традиционной локализационной теории нужно учесть, что методом экстирпации на основе поражения различных участков коры могли быть установлены лишь центры нарушения, а не центры функционирования в собственном смысле. Из того факта, что поражение определенного поля влечет за собой нарушение определенной функции, следует, что это поле играет существенную роль в выполнении данной функции но это не означает, что оно является центром, который сам продуцирует эту функцию, и что в ней не участвуют другие поля. Это положение особенно решительно проводил против классического учения о локализации К.Монаков.

Как указал Монаков и подтвердил К.Лешли, значительные повреждения и других участков коры помимо тех, с поражением которых в первую очередь связано нарушение высших интеллектуальных функций, также влечет за собой их нарушение, хотя и не столь глубокое. С другой стороны, и при разрушении основных для данной функции участков остальная часть коры по истечении некоторого времени до известной степени компенсирует дефект, принимая на себя замещающую роль. Особенно существенное значение для локализационной проблемы имеет функциональная многозначность гистологически определенных полей коры. Даже разделению коры на отдельные сенсорные и моторные участки нельзя придавать абсолютного значения.

Вся кора функционирует как чувствительно двигательный аппарат, в котором имеется лишь местное преобладание одной из двух функциональных сторон - двигательной или сенсорной.

Дифференциация функциональных особенностей связана с преобладающем развитием в данной области одного из двух основных слоев коры. В сложные психические функции у человека вовлечена значительная часть коры или вся кора, весь мозг как единое целое, но как целое и функционально, и гистологически качественно дифференцированное, а не как однородная масса. Каждая его часть вовлечена в целостный процесс более или менее специфическим образом.

Для сложных интеллектуальных функций не существует центров, которые бы их продуцировали, но в осуществлении каждой из них определенные участки мозга играют особенно существенную роль. Для интеллектуальной деятельности особенно существенное значение имеют доли третьей лобной извилины, нижней теменной и отчасти височной, поскольку их поражение дает наиболее серьезные нарушения высших психических процессов. Функциональная многозначность обусловлена еще тем, что психическая функция связана не с механизмом, а с его динамически изменяющемся состоянием или с протекающими в ней нейродинамическими процессами в их сложной исторической обусловленности.

Полное разрешение всех противоречий между исследователями по вопросу о функциональной локализации может быть достигнуто лишь на основе генетической точки зрения. Степень дифференциации коры и распределения функций между различными ее участками на разных ступенях развития различна. Так, у птиц, которых изучал М.Ж.П.Флуранс, отрицавший всякую локализацию, еще никакой локализации в коре, по-видимому, не существует.

У средних млекопитающих, у собак, кошек, как установили опыты И.П.Павлова и Л.Лучиани, с переслаиванием различных зон некоторая локазизация уже несомненно налицо однако она еще очень относительна различные зоны переслаиваются. 3. Развитие сознания Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но самый мозг человека и вообще его природные особенности - продукт исторического развития.

В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении о единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь изменяя природу, он изменяется сам порождая в своей деятельности - практической и теоретической - предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. Основной принцип развития - единство строения и функции - получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма труд создал самого человека он создал и его сознание.

В процессе созидания культуры духовные способности человека, ею сознание не только проявлялись, но и формировались.

Необходимые для создания человеческой - материальной и духовной - культуры высшие формы человеческого сознания в процессе ее созидания и развивались будучи предпосылкой специфически человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом. Становление человеческого сознания и всех специфических особенностей человеческой психики, как и становление человека в целом, было длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности.

Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к природе. В трудовом действии, поскольку оно направляется на производство предмета, а не непосредственно на удовлетворение потребности, расчленяется, с одной стороны, предмет, который является целью действия, с другой - побуждение.

Это последнее перестает действовать как непосредственная природная сила. Из предмета и побуждения начинает выделяться отношение субъекта к окружающему и собственной деятельности. Выделение этого отношения происходит в процессе длительного исторического развития. Разделение труда с необходимостью приводит к тому, что деятельность человека непосредственно направляется на удовлетворение не собственных потребностей, а общественных для того чтобы были удовлетворены его потребности, человек должен сделать прямой целью своих действий удовлетворение общественных потребностей.

Таким образом, цели человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи с его потребностями и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые. Деятельность человека становится сознательной деятельностью. В ходе ее и формируется, и проявляется сознание человека как отражение независимого от него объекта и отношение к нему субъекта. В ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, происходит их развитие, изменение, уточнение первоначальных потребностей и развитие новых.

Будучи мотивом, источником деятельности, потребности являются вместе с тем и ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься, побуждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может превратиться в потребность. И именно в результате общественной деятельности потребности человека становятся подлинно человеческими. В развитии мотивации человеческой деятельности наряду с потребностями существенную роль играют и интересы.

Под интересами в общественной жизни разумеют то, что благоприятствует существованию и развитию человека как члена того или иного народа, класса, как личности. Будучи осознанными, интересы, в этом их понимании, тоже являются существенными мотивами в деятельности человека. Определенную роль в мотивации деятельности человека играют и интересы в том специфическом смысле этого слова, который оно приобрело в психологии, в смысле, связывающем его с любознательностью, потребностью что-либо узнать о предмете интерес в этом смысле - это мотив теоретической, познавательной деятельности.

Развитие интересов к науке и технике, к литературе и искусству шло у человечества вместе с историческим развитием культуры. По мере того как создавались новые области науки, порождались и новые научные интересы. Будучи мотивом, источником познавательной деятельности, интересы являются вместе с тем ее продуктами.

С историческим развитием потребностей и интересов связано и развитие человеческих способностей. Они формируются на основе исторически сложившихся наследственных задатков в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Деятельность человека, предполагая наличие у человека определенных способностей, вместе с тем и развивает их. Порождая материализованные продукты своей деятельности, человек вместе с тем формирует и свои способности. Производство продуктов практической и теоретической деятельности человека и развитие его способностей - две взаимосвязанные, друг друга обусловливающие и друг в друга переходящие стороны единого процесса. Человек становится способным к труду и творчеству, потому что он формируется в труде и творчестве.

Развитие музыки было вместе с тем и развитием слуха, способного ее воспринимать. Зависимость между ними двусторонняя, взаимная развитие музыки не только отражало, но и обусловливало развитие слуха. То же относится к глазу, способному воспринимать красоту форм, и к восприятию человека в целом.

Изменяя в своей деятельности облик мира, человек начинает по-иному видеть, воспринимать его. В процессе исторического развития сознания очень существенное место занимает развитие мышления, с которым, прежде всего, связана сознательность человека. Основной путь развития мышления, обусловленный развитием общественной практики, вел от наглядного, узко практического мышления, в котором форма еще не отделилась от содержания, число от исчисляемого, понятие от предмета к абстрактному, теоретическому мышлению.

В ходе исторического развития, с развитием науки, происходило и развитие научного мышления. Развитие научного мышления и развитие науки - это не два отдельных, друг от друга независимых процесса, а две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого процесса. Развитие научных форм мышления было не только предпосылкой, но и следствием, результатом развития науки. Научное мышление, необходимое для научного познания, в процессе научного познания и формировалось, развиваясь по мере развития общественной практики. По истории развития мышления и сознания наука располагает обширным, хотя еще недостаточно использованным материалом.

Сюда относятся прежде всего история материальной культуры история техники также доставляет существенные данные по истории мысли. Обширный материал для характеристики ранних этапов развития мышления заключен в этнографических работах Дж. Дж. Фрэзер, Э. Б. Тайлор, Р. Турнвальд, Б. Малиновский, Н. Н. Миклухо- Маклай и др Они свидетельствуют о значительных качественных особенностях мышления людей на ранних стадиях общественного, культурного развития.

Это мышление носит конкретный ограниченный характер в соответствии с уровнем общественной практики этих народов. Слабое еще овладение природой порождает, при попытках выйти за пределы конкретного практического познания окружающей действительности и перейти к более широким обобщениям, мистические представления.

Оригинальную трактовку путей развития сознания дал в русской науке А. А. Потебня. Он становится на подлинно историческую точку зрения, выделяет качественно различные ступени в развитии сознания и вместе с тем в характеристике этих ступеней не приходит к такому противопоставлению примитивного мышления современному, которое, как это имеет место в некоторых концепциях, разрывает вовсе преемственность исторического развития сознания. А.Потебня различает в этом развитии прежде всего две основные ступени ступень мифологического сознания и следующую за ним ступень, когда развиваются одновременно формы научного и поэтического мышления.

Внутри последней ступени Потебня вскрывает, опираясь на тщательный и глубокий анализ исторического развития грамматических форм русского языка, историческое развитие форм мысли. Всякий миф есть, по Потебне, словесное образование, состоящее из образа и значения. Основную отличительную особенность мифологического мышления Потебня усматривает в том, что образ, являющийся субъективным средством познания, непосредственно вносится в значение и рассматривается как источник познаваемого.

Миф - это метафора, не осознанная как таковая. Поэтическое мышление приходит на смену мифологическому, когда метафора, иносказание осознается, т. с. образ и значение в слове разъединяются. Выявляя качественные различия форм мышления, Потебня вместе с тем 1 не разрывает, внешне не противопоставляет их друг другу и 2 ищет источник этих качественных различий не во внутренних свойствах сознания самих по себе, а в тех взаимоотношениях, которые складываются между сознающим субъектом и познаваемым им миром.

Проблема исторического развития человеческого сознания еще мало разработана в психологии. Социологические и этнографические исследования, охватывая психологические особенности народов, находящихся на низких стадиях общественного развития, исходили по большей части из той предпосылки, что различия между сознанием этих народов и сознанием человека на высших стадиях общественного и культурного развития носят чисто количественный характер и сводятся исключительно к большему богатству опыта у последнего.

Такова была, в частности, точка зрения крупнейших представителей идущей от Г. Спенсера социологической школы - Э. Б. Тайлора, Дж. Фрэзера и др. Ум человека и деятельность его сознания осуществляются для этих исследователей одними и теми же неизменными законами ассоциации на всем протяжении исторического развития. В решительном противоречии с господствующей точкой зрения сформулировал свою концепцию Л. Леви-Брюль. Основные положения его концепции сводятся к следующему 1. В процессе исторического развития психика человека изменяется не только количественно, но и качественно заодно с содержанием преобразуется и ее форма - сами закономерности, которым она подчиняется. 2. Эти изменения не выводимы из законов индивидуальной психологии они не могут быть поняты, если рассматривать индивида изолированно от сообщества. 3. Различные формы психики соответствуют различным общественным формациям специфический для каждой общественной формации характер психики является продуктом воздействия сообщества всю психику индивида определяют коллективные представления, которые в него внедряются обществом.

Для правильной оценки этих положений, которые как будто подчеркивают и диалектический характер развития сознания, и его социальную обусловленность, нужно учесть, что для Леви-Брюля социальность сводится к идеологии.

Сами учреждения и нравы в основе своей являются не чем иным, как известным аспектом или формой коллективных представлений к идеологии сводится и психология, поскольку она в основном сведена к коллективным представлениям, которые в конечном счете являются не чем иным, как идеологией того сообщества, к которому принадлежит индивид. Общественные отношения лежат для Леви-Брюля в основном в плане сознания.

Общественное бытие - это для него социально-организованный опыт. Из социальности, таким образом, выпадает всякое реальное отношение к природе, к объективному миру и реальное на него воздействие выпадает общественная практика.

В качестве единственного источника, определяющего психологию народов на ранних стадиях социально-исторического развития, признается лишь их идеология. На основе одной лишь религиозной идеологии, вне связи с практикой, определяется у Леви-Брюля психология примитивного человека. В результате оказывается, что все его мышление пралогично и мистично, непроницаемо для опыта и нечувствительно к противоречию.

Леви-Брюль этим, собственно говоря, вообще отрицает у примитивных народов подлинное мышление, способное объективно отражать действительность. Их трудовую деятельность он пытается объяснить инстинктом. В результате примитивный человек по существу выпадает, даже как начальная стадия, из умственного развития человечества, устанавливается не качественное различие, а полная противоположность двух структур нужно выйти из одной, для того чтобы войти во внешнюю ей другую.

Всякая преемственность, а не только непрерывность в развитии мышления разрывается. В результате у Леви-Брюля получается необъяснимый парадокс примитивный человек оказывается соединением двух гетерогенных существ - животного, живущего инстинктом, и мистика, создающего идеологию. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие сознания и самосознания личности

Сознание - это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание - рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого… В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сознание и мозг

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историческое развитие сознания у человека
Историческое развитие сознания у человека. Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития ж

Психологические характеристики сознания
Психологические характеристики сознания. Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги