рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств

Работа сделанна в 2002 году

Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств - раздел Психология, - 2002 год - Управление Образования Г. Норильска Педагогическое Училище Выпускная Квалифик...

Управление Образования г. Норильска Педагогическое училище Выпускная квалификационная работаТема ? специальность 0312 - Преподавание в начальных классах курс III , гр.329 форма обучения очная Научный руководитель Норильск 2002 ОГЛАВЛЕНИЕI.Введение . II.Теоретическая часть .1. Основные этапы развития западноевропейской эстетики 5 1.1 Эстетическое наследие Платона . .1.2 Эстетическая теория Аристотеля .1.3 Византийская эстетика 1.4 Эстетика XVII века .1.5 Эстетика XIX века 1.6 Эстетика XX века .2. Основные этапы развития русской эстетики .3. История становления и развитие музыкального воспитания в России 4. Виды искусства .5. Синтез искусств . .24 6. Формирование эмоционально-эстетического отношения, как развитие личности ребенка .6.1 Содержание эстетического восприятия 6.2 Характеристика эмоционально-эстетического отношения к музыке, как отношения общения и действия 2.1 Эстетическое чувство как форма общения 2.2 Эстетическое чувство как способ деятельности .2.3 Эстетическое чувство как рефлексия III.Практическая часть 30 IV.Заключение 39 Приложение 40 Приложение 41 Приложение 42 Приложение 43 Приложение 44 Приложение 46 Список используемой литературы 47 ВВЕДЕНИЕ Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.

Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь.

Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом общество и его специализированные институты по отношению к объекту индивид, личность, группа, коллектив, общность с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые кирпичики в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно.

А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье. В связи с новыми реформами, с гуманизацией образования необходимо воспитывать нового гражданина, нового строителя будущего. Этот человек должен быть образован и развит всесторонне, быть высокодуховным и подвижным. Бездуховность в нынешнем поколении явление частое и постоянное. Необходимо приобщать детей к синкретическому искусству, воспитывать чувство прекрасного, повышать духовность.

Большую роль играет и гиподинамия на Крайнем Севере. Дети мало двигаются, очень много сидят. Это связано с увеличением учебных часов в школе, появлением компьютеров и различных игровых приставок. Не спорю, что некоторые компьютерные игры развивают мышление, улучшают зрительную память. Но вместе с тем ухудшается зрение, нарушается осанка, в опасном положении находится неустойчивая психика ребенка.

Младшие школьники должны двигаться, в результате этого улучшается кровоснабжение и кровоотток в мозг, а следовательно появляется произвольное внимание, улучшается память, дети выглядят более здоровыми. Т.о. решается главная задача педагогики воспитание здорового поколения всесторонне развитого. Не мало важную роль в развитии гармоничного ребенка играет эстетическое воспитание. Все вышеизложенное и определило актуальность темы данного исследования Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств Объект исследования- учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования - влияние эстетического воспитания на формирование личности. Гипотеза исследования- виды искусства влияют на всестороннее, эстетическое развитие ребенка. Цель исследования - изучение проблем гармоничного развития ребенка и определение оптимальных методов работы по эстетическому развитию средствами искусства. Задачи исследования- формирование эстетического отношения к окружающему через искусство - развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное - воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного - формирование художественных умений в области разных искусств.

Методологическая основа разнообразна. По тому, как получают эстетическую информацию, методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные, словесные и художественно-практические. Педагогическая наука определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий - метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначального проявления вкуса - метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения - метод проблемной ситуации, побуждающий к творческому и практическому действию - метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Любое серьезное исследование должно опираться на солидную историческую базу. Поэтому рассмотрим основные этапы развития эстетической мысли.

Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений, животных наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита 35-10 тыс. лет назад. Все, с чем сталкивался человек земля и вода, растения и животные, солнце и луна, свет и мрак, тепло и холод осознавалось им как полезное или вредное, хорошее или плохое, а стало быть приносящее добро или зло. В представлениях о полезном и добром отражались самые существенные содержательные характеристики предметов и явлений действительности, взятые в их значении для человека.

На этой основе, вследствие расширяющейся практики и углубления познания, постепенно возникало и восприятие человеком предметов и явлений со стороны их формы как красивых или безобразных.

Исторической предпосылкой, сформировавшей эстетическое сознание, стала мифология. Примитивный характер производственной деятельности в архаическую эпоху обусловливает мифологический тип сознания. В нем мир воспринимается как всеобщая незыблемость всех вещей, которую община род отождествляла со всей природой.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, была крайне сложна. В ней было много случайного, непредвидимого, ибо индивид был еще очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Наконец, эта практическая ситуация была связана с тем, что коллектив община играл для индивида роль среды. Существенной особенностью мифа, генетически связавшей его с художественным творчеством, явилось богатство образной фантазии, метафоричность, чувственная наглядность представлений.

В собственном смысле слова они не были художественными образами. Они становились таковыми в процессе обработки, в практике формировавшихся видов искусств скульптуры, трагедии, музыки, живописи. Мифология была базой развития искусства всех народов мира, Однако на уровне древнейших форм художественной культуры, в первобытной мифологии эти явления не были теоретически отрефлексированы. Осознание природы художественного творчества, объяснение специфики эстетической деятельности, формирование категориального аппарата эстетики, и, наконец, возникновение первых эстетических теорий в европейской культуре начинается с античной Греции.

Вопросы эстетики занимают значительное место в философском наследии Платона 427-347 гг. до н.э. Основным вкладом Платона в развитие эстетики является то, что ключевые эстетические понятия связывались философом с искусством. Платон одним из первых подчеркнул противоречивый характер классового содержания искусства. Платон выдвинул свое понимание очищения души как освобождения от тела, от страстей или от наслаждений.

Правда, он употреблял термин катарсис и в широком смысле слова, как очищение тела. Так, согласно Платону, все лучшие качества человеческого характера красота, благородство, мужество и даже знание являются результатом очищения. Истина заключается, в сущности, в очищении себя от всего подобного, и не нужно ли назвать и благоразумие, и справедливость, и мужество, и само разумение очищением В соответствии с этим все недостатки и пороки могут быть изжиты одним путем - посредством очищения от физического безобразия очищает гимнастика, от болезней - медицина, от незнания - научение, от нравственных недостатков очищает искусство Учение Платона достигало своего завершения в создании возвышенного типа личности.

Обращение его к музыкальному катарсису мыслилось как морально-жизненная тренировка человека, соединенная с любовью высокого эстетического характера - все это имело здесь также и вполне жизненный смысл, настраивая человеческую психику на то или иное реальное поведение. Поэтому у Платона воспитанный человек очень остро чувствует всякое упущение, плохое качество работы и то, что нехорошо по самой своей природе Стройную эстетическую теорию в античной философии создал Аристотель 384-322 гг. до н. э Из дошедших до нас произведений Аристотеля целый ряд прямо связаны с эстетикой.

Аристотелем осмыслены многие эстетические категории. Искусство, по мнению философа, непосредственно воспроизводит определенные этические качества и служит средством воспитания элиты, аристократов с целью подготовки из них правителей общества, способных постигать и реализовывать высшие добродетели.

В воспитании демоса - ремесленников, торговцев, земледельцев - перед государством стоят другие задачи. Ему необходимо было овладеть стихийными страстями народа, подчинить их своей воле, направить их в нужное русло. Это с наибольшим эффектом может сделать трагедия. Поэтому кульминацией в восприятии произведения искусства было ощущение катарсиса, выражавшее состояние очищения души. Трагическое действие посредством страха и сострадания встряхивает душу зрителей и мощным потоком эмоций смывает то, что пряталось в подсознании, при помощи этого внешнего раздражителя мусор на дне души пережигается.

Аристотель высказал и такое свое суждение Ведь даже и без слова мелодия все равно имеет этическое свойство, но его не имеет ни окраска, ни запах, ни вкус. А потому, что только она содержит движение Движения эти деятельны, а действия суть знаки этических свойств. Следовательно, изменяя характер движения, содержащегося в музыкальных звуках, используя различные мелодии, инструменты, ритмы и лады, можно создавать различную настроенность человеческой психики и таким образом влиять на воспитание характера. Именно в этом Аристотель увидел огромную гуманистическую сущность искусства. Катарсис мыслился Аристотелем не как конечный результат, а как процесс очищения и приобщения к высоким этическим принципам.

Катарсис возникал не просто из сопереживания, а из просветления.

В этом Аристотель видел ценность трагедийных произведений искусства. Психологи, между тем, в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса - одну из основных психологических установок в отношении искусства. Собственно, это соответствует той традиции в употреблении данного понятия в значении сущности эстетического переживания, возникшей у древнегреческих философов.

В современных трактовках катарсиса нет сомнения в том, что он представляет собой механизм, через и с помощью которого осуществляются функции искусства, притом не только гедонистическая и воспитательная, но и познавательная. Причем, именно благодаря катарсису зритель, слушатель, читатель от познания чисто внешних связей поднимается до постижения их смысла, сущности. Собственные переживания воспринимающего претерпевают как бы перерождение. Художественная система овладевает его мыслями и чувствами, заставляет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъема и просветленности.

Катарсис является тем механизмом в осуществлении функций искусства, посредством которого бессознательное превращается в сознательное, происходит гармонизация всех отношений индивида. Данная трансформация становится возможной благодаря включения воспринимающего искусство в иную, более высокую систему ценностей. Катарсис в данном контексте предстает как осознание, как расширение границ индивидуального сознания до всеобщего.

Психологическая его природа выражена состоянием внутренней упорядоченности, душевной гармонии, возникающей благодаря доминированию высших, общечеловеческих идеалов в душе человека. Катарсис как очищение души, как эстетическое наслаждение не тождествен простому удовольствию, так как сопровождается целой гаммой полярных чувств - от радости, восхищения и симпатии до скорби, презрения и ненависти. Одновременно, эстетическое наслаждение нельзя сводить к какому-либо процессу - будь то память, воображение или созерцание.

В феномене катарсиса представлен сплав эмоций и интеллекта, чувства и мысли, сугубо личного и общественно значимого, внешнего и внутреннего, актуального и исторического. И в данном своем качестве катарсис можно квалифицировать как высшую форму эстетического освоения человеком художественной реальности. У эстетически развитой личности в ее общении с искусством потребность в катарсисе становится определяющей.

Конечно, в трудах Платона и Аристотеля учение о воспитательной роли искусства еще только зарождалось, было исторически ограниченным, но, тем не менее, в их лице общество уже глубоко осознало огромную воспитательную силу искусства и стремилось овладеть этой силой, подчинить себе стихийную природу искусства, регламентировать его, сознательно влиять на развитие художественного процесса. С этого момента в стихийный художественный процесс начинают вторгаться элементы его подчинения государственным интересам.

Византийская эстетика IV-cep. XV вв наиболее динамичное направление средневековой эстетики. В ней были поставлены значимые вопросы, и в первую очередь, положение о месте и роли искусства в философском осмыслении мира о воспитательном значении художественного творчества, которое мыслилось теперь шире, чем просто очищение и облагораживание души. Византийская эстетика, по своему переосмыслив многие эстетические идеи древности, продолжала разрабатывать такие категории как прекрасное, красота, образ, символ, канон.

При этом следует подчеркнуть, что эти проблемы осмысливались с богословских позиций, что наложило на них несомненный религиозный отпечаток. Наиболее известными западноевропейскими средневековыми эстетиками IV-XIII вв. были Августин Аврелий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Боэций, Фома Аквинский. Они разработали основные эстетические принципы, ставшие не только основой их эстетических трактатов, но и воплотившиеся в различные виды и жанры средневекового официального искусства.

В период позднего средневековья был создан и доведен до высочайшей выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства не объединялись столь целостно, полно и соразмерно. Причем, в основе этого синтеза лежит не столько их простое соединение, сколько стремление к максимально полному выражению главной идеи христианского мировоззрения. Средневековая эстетическая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени - романского и готического.

Романский стиль от лат. romanus - римский - это стилевое направление в западноевропейском искусстве X-XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и церкви средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Романский период средневековья - это время возникновения и функционирования общеевропейского монументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи в эпоху наивысшего расцвета феодализма.

Готический стиль итал. gotico - готский, варварский - художественное направление в западноевропейском искусстве XII-XVI вв. Готика - это более зрелый стиль, чем романский. Его характерной чертой является единство и целостность художественных проявлений во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается динамизмом устремленных вверх форм храма, устойчивой каркасной системой, огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.

Эпоха Возрождения - один из самых замечательных периодов в истории европейской эстетической мысли. Главной темой эстетики и художественной культуры Возрождения стал человек. XVII век - эпоха интенсивного развития европейской философско-эстетической мысли. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Еще одной творческой тенденцией, представленной в эстетической мысли XVII в стала концепция барокко.

Барокко barocco в переводе с итальянского означает странный, причудливый, экспрессивный. Использование стилевых особенностей барокко способствовало взаимодействию различных видов и жанров искусства, а также развитию новых - оперы и балета. Другим творческим направлением, существовавшим наряду с классицизмом в художественной французской культуре XVII в был реализм. Он получил свое наиболее яркое воплощение в творчестве писателей Шарля Сореля 1602-1674 , Поля Скаррона 1610-1660 и др. Правда, в отличии от эстетики классицизма теория реализма делала в это время свои первые шаги и во многих отношениях была незрелой, робкой, наивной.

И все же, в существе своем это была именно реалистическая концепция, опиравшаяся на реалистические традиции ренессансного искусства. В историю общественной мысли XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Эстетика эпохи Просвещения носила наступательный, демократический характер. Она стимулировала интерес западноевропейских ученых к переосмыслению традиционных эстетических категорий красоты, гармонии, вкуса.

Среди наиболее влиятельных эстетических концепций первой половины XIX века особо выделяются феноменологическая, интуитивистская, а также эстетические теории 3. Фрейда, К.Г. Юнга, X. Ортеги-и-Гассета. Феноменология - есть учение о предметах феноменах в их чувственном восприятии. Определяющим в феноменологическом учении является теория интенциональности, которая тесно связывает сознание и предмет познания. Основные эстетические концепции второй половины XIX в. это реализм, натурализм, романтизм, импрессионизм, символизм.

Реализму свойственно глубинное освоение жизни, широкий охват действительности и художественное осмысление всех ее противоречий. Для реализма XIX в. характерен обостренный интерес именно к социальному началу в действительности. Романтизм - это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности.

Сутью романтического мировосприятия является признание неразрешимого драматического противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым. Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды. Натурализм поднимал очень важные темы детально показывая жизнь обездоленных и угнетенных, исследуя механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации, активизируя внимание на роли бессознательных моментов в человеческой психике.

Признаками импрессионистического стиля является изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы и точки зрения, свежесть и непосредственность восприятия. Символизм связал воедино философию, религию, искусство, а также соответствующие формы творческой деятельности, которые воспринимались, прежде всего, как культурно-эстетическая деятельность.

Развитие эстетической науки стран Западной Европы и США первой половины ХХ в. выразило этот противоречивый период во множестве своих концепций и теорий, прежде всего нереалистического характера, для обозначения многих из которых утвердился термин модернизм. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития декадентством т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной Ценности, отторжением социальных проблем и авангардом манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам. Постмодернизм - понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что его результаты ставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры.

Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

Поэтому постмодернизму свойственны поиски художественного универсального языка, сближение и сращивание художественных различных направлений, более того - анархизм стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа. В первой половине XX века бурное развитие получают интуитивистские и эстетические концепции.

Интуитивная деятельность по своей сути является творческой и выразительной. Искусство тождественно интуитивному познанию, оно не зависит от практики в нем нет идейного содержания. Поэтому эстетика понимается как наука об интуитивном или выразительном познании художественного факта, который в свою очередь представляет собой форму и только форму. В первой половине XX века сформировалась одна из самых популярных культурологических и эстетических школ нашего столетия - фрейдизм.

Ее основатель - австрийский философ и психиатр Зигмунд Фрейд 1856-1939 в интуитивистские теории своих коллег внес объяснение подсознательного с точки зрения сексуальной жизни человека. И хотя в трудах философа нет систематизированного изложения эстетической теории, отдельные суждения по вопросам эстетики и художественной культуры содержатся. В XX веке идеи мыслителей прошлого столетия А. Шопенгауэра и ф. Ницше были резюмированы в элитарной эстетической концепции испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета 1883-1955 . В 1925 г. в Европе выходит в свет самое известное его сочинение, поучившее название Дегуманизация искусства, посвященное проблеме различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого, по Ортеге-и-Гассету, заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе.

Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Книга Ортеги-и-Гассета Дегуманизация искусства по праву стала настоящим манифестом авангардизма.

Авангард от франц. avant-garde передовой отряд - понятие, объединившее на принципах коренного обновления художественной практики различные школы и направления европейского искусства 10-20- х годов XX в. Искусство начала XX в. словно почувствовало грядущее перевоплощение мира. Кризис существующей реальности авангард выплескивает на свои полотна в виде отчужденных форм, распавшихся кусков, кривых линий, молекул, дыр и т. д. Сюрреализм от франц. surrealisme надреализм, сверхреализм - авангардистское направление в художественной культуре XX в провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства.

Ключевым понятием сюрреализма становятся грезы или сны, сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения - весь этот опыт бессознательного Сражения духа. В эстетических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа, и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Мир воспринимался экспрессионистами двояко и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к перевоссозданию самого себя. Главная черта экспрессионизма - обостренно-контрастное видение мира. Во второй половине ХХ века в европейской эстетики и искусстве продолжаются творческие поиски, дерзкие эксперименты, появляются влиятельные идеи, новые художественные школы, значительные перспективные открытия.

По-новому начинают звучать экзистенциалистические, структуралистические, социокультурные эстетические направления, представленные именами Ж П. Сартра, А.Камю, К.Леви-Стросса и другими.

Рассмотрим

Основные этапы развития русской эстетики

Интересны эстетические поиски ученика Прокоповича Григория Николаевича... Во-вторых, содержание искусства не ограничивается прекрасным, а включа... русская эстетика пережидает отход от принципов символизма. Имеются сведения об обучении пению и ремеслам в первом женском училище... В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композ...

Эстетическое чувство как форма общения

Эмоциональное общение выступает как проявление одной из фундаментальны... Эмоциональное общение - это обмен энергиями. Оно характеризуется особой потребностью в человеке как личности. Эта н... Форма выражения делает чувства, возникающие в процессе общения, эстети... Чувства людей, воплощенные в музыкальной форме на протяжении истории к...

Эстетическое чувство как способ деятельности

Низкий уровень способностей у Сережи. 3. Цель развивать согласование слов и движений. Цель развивать музыкальный слух у детей, звуковысотный, ритмический, д... Ира - Злой дракон ел людей из деревни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Моя гипотеза о том, что виды искусства влияют на всестороннее, эстетическое развитие ребенка, подтвердилась.

Эстетическое, и в первую очередь синтез искусств, пробуждает и развивает в ребенке добрые человеческие качества, нравственность, формирует моральный облик. А наша задача - задача педагога - воспитывать людей ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности. Хочется верить, что моя работа - еще одно доказательство того, что искусство, а именно синтез искусств, является важным звеном в системе эстетического воспитания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. 1. Как вы думаете, ваш ребенок охотно ходит в школу? Почему? 2. Какие предметы он больше любит? 3. К каким предметам у него проявляются способности? 4. Какие способности еще проявляются? 5. Посещает ли секции вне школы? Какие? 6. Ребенок по своему выбору пошел в этот кружок или вы отправили? 7. Чем любит заниматься в свободное время? ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ - АНКЕТА. ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ребенок имеет музыкальный талант если он - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко и запоминает - если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение - сочиняет свои собственные мелодии - научился или учится играть на каком - либо музыкальном инструменте Если у ребенка литературное дарование, то он - рассказывая о чем - либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что - то новое и необычное - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни Если у ребенка художественные способности, то он - не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение - в своих рисунках и картинках отражается все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не зацикливается на изображении чего - либо вполне удавшегося - серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое - либо произведение искусства или пейзаж - стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски - не робеет высказывать собственное мнение о классических произведениях, причем может пробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы Артистический талант проявляется у ребенка, если он - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает - с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает - с удивительной легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения - любит и понимает значение красивой или характерной одежды ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ДИНАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 АНКЕТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ. 1. Какие предметы нравятся в школе? Почему? Математика, русский, чтение, труд, Ознакомление с окружающим миром, ИЗО, физкультура, музыка. 2. Какие бы ты предметы добавил ещё? Почему? 3. Посещаешь ли ты какие-нибудь кружки? Какие? 4. Пофантазируй и придумай школу будущего.

Какие бы ты добавил предметы, а какие - убрал? Почему? ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ТОРРАНСА ЗАКОНЧИ РИСУНОК. На странице нарисованы незаконченные фигурки.

Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 мин. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать.

Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи. Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.

ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ Беглость.

Или продуктивность.

Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТГМ. Данные показывают, что большинство детей 1-8 классов выполняют от 7-10 заданий, а старшеклассники - от 8-10 заданий.

Минимальное количество выполненных заданий встречается чаще всего у подростков.

Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножить на 100 . Если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности интеллектуального потенциала или низкой мотивации.

Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи. Отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокое значение этого показателя, обычно характеризуется высокой интеллектуальной активностью и неконфортностью.

Оригинальность решения предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным высокими способности. Разработанность. Высокое значение этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемость, способных к изобретательной и конструктивной деятельность. Низкое - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учеников.

Показатель разработанности ответов отражается как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуаций. Может быть как преимущество, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Результаты теста креативности Торранса. Наиболее часто встречающиеся рисунки детей. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Начальная Школа плюс минус 1 2000 г. 2. Ред. сост. В.Сомов. Эстетическое воспитание проблемы, поиски, находки. Сборник статей по теории и практике эстетического воспитания М 1994 г. 3. Педагогическое образование и наука 3 2001 г. 4. Под редакцией А.А.Радугина.

Эстетика М 1994 г. 6. Выготский Л.С. Психология искусства М 1965 г. 7. Ильенков З.В. Философия и культура М 1991 г. 8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе М 1983 г. 9. Под ред. А.Петровского. Психология. Словарь М 1990 г. 10. Вахнянская И.Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности М 1996 г. 11. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика М 1965 г. 12. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля М 1975 г. 13. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство М 1980 г.

– Конец работы –

Используемые теги: развитие, музыкальной, моторно-двигательной, памяти, через, Синтез, искусств0.102

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Особенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества. Периодизация искусства. Влияние культа на развитие искусства
искусстве В основе расцвета искусства Древней Греции лежит прежде всего развитие в греческих... рабовладельческих городах государствах свободной гражданской жизни Греческая... демократией ограниченной рабовладельческой обеспечивавшей интересы только свободных и в первую...

Этапы психического развития младенца. Развитие моторики, перцепции, памяти, мышления. Предречевое развитие
От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия… Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.В…

Мнестическая сфера: понятие и виды памяти. Развитие памяти в детском возрасте.
Виды памяти Генетическая память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и… Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают несколько видов и… Эта связь может проявиться в следовании за любым движущимся объектом, впервые увиденным животным в первые часы жизни,…

Развитие музыкального мышления у учащихся младших классов в условиях музыкальной школы
Новая функция образования, обусловленная культурой, призвана способствовать развитию творческой личности (Абульханова-Славская, В.С.Библер, Н.Е.… Работы Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой и др. заложили основы для… Большую ценность представляют работы, выполненные на стыке музыкальной психологии и музыкознания (В.В. Медушевский,…

Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике
Звук, являющийся объектом восприятия для одного из наших главных органов чувств, играет важную роль как компонент запечатлеваемого в памяти образа. Слуховое восприятие же вообще является важной ментальной способностью, и ее… Так, если вы услышали по радио, что А. Сметана в начале своей музыкальной карьеры был известен как человек безудержной…

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ»
В чем причина этого явления? Возникает и ряд других практических вопросов, например, как лучше работать над произведением, «доводить» его, заучив… Память лежит в основе всей деятельности человека. Музыкальная память, как и… В этом возрасте на маленького человека обрушивается около 80 % всей жизненной информации. В этот период запоминание…

Образность - основа музыкального искусства
В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в… Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных… Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной…

Самодеятельные хоровые коллективы, как вид музыкального искусства и часть духовной культуры общества
И наоборот, увлечение только художественными результатами, ориентация на задачи профессионального характера стирают саму идею массовости… Благодаря хоровой самодеятельности певцы-любители знакомятся с сокровищами… Художественная самодеятельность выполняет множество разнообразных функций: воспитательную, познавательную,…

Эстетическое отношение к миру и художественное развитие средствами разных видов изобразительного искусства
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер.Современная… В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее… Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы…

Оперы Чайковского и развитие музыкального театра
Введение Русская опера - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкально-театрального искусства, и в этой сокровищнице одно из первых мест… Его оперы Евгений Онегин, Пиковая дама, Мазепа, Черевички и другие - идут на… Для своих произведений в этом жанре он чаще всего выбирал именно свободные, простые сюжеты, без детективных элементов,…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Развитие самостоятельности музыкального мышления учащихся младших и средних классов специального фортепиано ДМШ и ДШИ Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания… Слышать - это просто слышать окружающие звуки, слушать - это значит… Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без…
  • Образность - основа музыкального искусства В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в… Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных… Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной…
  • Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве Так было, например, с молодым Карлом Орфом (1895–1982), который в 17 лет, не получив еще никакого систематического музыкального образования, взялся… Если сравнить, например, песни Фредерика Дилиуса на стихи Ницше (1898) с тем,… Дело не только в том, что Ницше был интерпретатором творчества Вагнера, на котором воспитывались многие его младшие…
  • Развитие военного искусства в Первой мировой войне. Планы сторон были рассчитаны на скоротечную войну, что обусловило развертывание их армий в один стратегический эшелон.Такое построение не… Стремление добиться победы в одном генеральном сражении только с… На Восточном фронте хотя и сохранялись еще условия для ведения маневренных операций, но и там все определенней…
  • Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей… У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические… Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается…