рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетическое чувство как способ деятельности

Работа сделанна в 2002 году

Эстетическое чувство как способ деятельности - раздел Психология, - 2002 год - Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств Эстетическое Чувство Как Способ Деятельности. Способы Художественной Деятельн...

Эстетическое чувство как способ деятельности. Способы художественной деятельности - это пение, исполнение и слушание музыки. Если представить их как эстетически содержательные, то они должны стать для ребенка формами выражения его сопереживания слушание и самовыражения пение, исполнение. Исполнение музыки детьми может проявляться в выразительных движениях руками в воздухе, цветными карандашами по бумаге в момент звучания музыки.

Психологическим обоснованием связи музыки и цвета в жесте послужило явление синестезии. Синестезия понимается как взаимодействие ощущений, когда под влиянием раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого. При воздействии музыки у детей возникают зрительные образы.

Использование движения при восприятии музыки - широко распространенный в музыкальной педагогике прием. Он активно применяется при формировании музыкального слуха в релятивной системе. В новом контексте известные приемы стали нести новую развивающуюся нагрузку, стали формами эмоционально- эстетической деятельности. Эстетическое чувство как рефлексия. Эстетическое чувство как рефлексия выступает в нескольких моментах, главным из которых является осознание собственного сопереживания.

Перевод непосредственного сопереживания ребенка в опосредованное происходит благодаря символизации, которая превращает чувство в эстетическое суждение и эстетическую оценку. Ребенок начинает осознавать себя партнером по эмоциональному общению. Предметом общения становится его собственное чувство. Устанавливается связь между музыкой композитора и детским чувством. Устанавливается связь между чувством и слухом - между эмоциональными, сенсорными и двигательными компонентами воспроизведения музыкальной формы.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬДля проверки гипотезы я проводила констатирующий эксперимент, включавший в себя диагностические методики, в результате которых определились проблемы и недостатки у детей, которые я пыталась решить и корректировать в формирующем эксперименте.

Он включал в себя ряд заданий, направленных на решение определенных задач. Для определения роста детей, возможности синтезов, их значимость и полезность был проведен последний, контрольный эксперимент. КОНСТАТИРУЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ1. А Интервьюирование родителей с вопросами об интересах, склонностях детей в различных видах художественной деятельности Приложение 2 . Цель выявить роль родителей и родительского слова в жизни младшего школьника. Большинство родителей считают, что их дети с охотой ходят в школу, т.к. нравится учитель, учиться, интересно, хорошие отношения с одноклассниками. Любимыми предметами считают чтение и физ-ру, а способности проявляются в математике, чтении.

Дети, по словам родителей, артистичные, танцевальные. Они посещают художественную школу, танцевальную, спортивные секции и родители утверждают, что мнение ребенка в этом учитывалось. В свободное время дети читают, рисуют, играют на компьютере. Б Предлагалась тест - анкета для родителей для обследования предрасположенности детей к различным видам деятельности Приложение 3 . Цель определить уровень музыкальных, литературных, художественных и артистических способностей детей.

Вывод по тесту - анкете вы сможете посмотреть в приложении 4. Низкий уровень способностей у Сережи. Остальные дети в большей или меньшей степени предрасположены к различным видам деятельности. 2. Анкетирование детей с вопросами о любимых предметах, о том, чего не хватает в школьной программе, какие предметы добавил и почему Приложение 5 . Цель выявит отношение детей к школе, к школьным предметам.

Узнать мнение детей о школьной программе, ее плюсы и минусы. Так же сравнить полученные ответы детей с ответами родителей и определить степень информированности родителей о своем ребенке. Большинство детей любимыми предметами считают ИЗО, труд и музыку и всего 10 детей любят исключительно все предметы. Приведу несколько ответов детей - я люблю школу - это интересно - на ИЗО развиваем руки, а на физ-ре становимся сильными - на чтении учимся быстро читать, а на математике решаем интересные примеры и задачи В школьную программу добавили бы такие предметы как ПДД, Лимпопо, спортивные секции, естествознание и хотели бы сами ставить отметки.

Лишние предметы, по мнению детей русский язык, чтение, математика. Вывод из всех предметов школьной программы дети любят ИЗО и музыку, а родители считают, что чтение и математику. Они выдавали желаемое за действительное, родители прагматичные, более приземленные, чем их дети. Младшие школьники стремятся к высокому, к искусству и дело здесь совсем не в легкости этих предметов, ведь любимыми эти предметы были выбраны и детьми прекрасно успевающим и по русскому и по математике. А значит, уроки ИЗО и музыки воздействуют на чувства детей, на их эмоциональный план. 3.Тестирование детей на предрасположенность к различным видам деятельности.

Цель определить уровень художественных способностей детей. А особенности восприятия музыкального произведения.

Детям давался инструктаж после прослушивания произведения Сен-Санса Карнавал животных попробуйте передать характер, замысел этого музыкального произведения на бумаге. Вика - Гуси. Мама учит плавать гусят утром на озере. Они широко размахивают крыльями. Ира - Рыбкины песни. Разные рыбки резвятся в воде, очень быстро плавают. Они выпрыгивают из воды, и на солнце сверкает их чешуя. Настя - Праздник во дворце родился сын у царя. Прыгают шуты, играет музыка - все веселятся.

Остальные дети рисовали не по теме музыкального произведения. Их работы очень далеки от характера музыки и замысла композитора. Вывод не все дети услышали музыку, прониклись в нее, поняли смысл музыкального произведения. Но стоит отметить работу Насти. Она почувствовала настроение музыки, а это первый признак музыкальности. Б тест на гибкость позвоночника стоя прямо, ноги вместе, наклониться как можно ниже, руки опустить вниз, кончики пальцев должны коснуться пальцев ног стоя спиной к стене, ноги на расстоянии друг от друга на 30 см. Наклониться как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены.

Тоже в другую сторону. Кончики пальцев рук должны опуститься чуть ниже коленных чашечек сидя на стуле спиной к спинке стула, упереться руками в колени разведенных ног. Не меняя положения таза и ног, запрокинуть голову назад. Сидящий должен увидеть поднятые руки над головой стоящего сзади на расстоянии 2 метра Лежа на животе с закрепленными стопами, прогнуться, отрывая грудь от пола. Расстояние между грудной костью и полом должно составлять 10-20 см. С тестом справились двое детей Настя и Вика, тогда как двое Саша и Ира осилили его на половину, а один Сережа - выполнил только одно задание.

Вывод не все дети подвижны и пластичны, а это как раз та проблема на Севере, о которой я говорила раньше - гиподинамия. Имеются некоторые проблемы с позвоночником. В результате проведенных диагностирующих методик были выявлены проблемы и трудности, а именно не все дети пластичны, умеют вслушиваться музыку и передавать ее настроение, характер на бумаге, дети стремятся к искусству по средствам школьных предметов, но у них не хватает способностей.

Значит, необходимо их развивать через синтез искусств. Был намечен план формирующих экспериментов. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Моделирование темпа, метра и размера. Цель развивать музыкальный слух у детей, чувство темпа, метра и размера. В этом эксперименте использовались различные виды моделирования Речевое - декламация всех текстов в различных темпах, от очень медленного, до очень быстрого.

Тактирование - показать, касаясь разных частей своего тела двухдольный, трехдольный и четырехдольный размеры. Сильная доля и слабые исполняются неодинаково. Графическое - использование рисунков, карточек или записи. Двигательное - исполнение любого движения соответственно длительностям. Детям предлагались два медведя старый и молодой. Выясняли, что старый ходит медленно, а молодой - быстро.

Как понятия хорошо - плохо осознаются одновременно в процессе их столкновения, так и любая ритмическая формула воспринимается детьми на основе сопоставления длительностей. В виде длительностей я брала апельсины графическая модель . 1 апельсин целая 2 половинкам апельсина половинная, а 2 апельсина 2 целых 4 половинкам апельсина 4 половинных. Т.е. когда старый медведь делает 2 шага, то молодой за это же время делает 4 шага. Первое задание - проговаривание речевая модель. Старый - Ох! Ох молодой - ля-ля-ля-ля! Проговариваем сначала все вместе, а затем несколько детей говорят за старого, а несколько за молодого.

Детям очень нравится эта игра, они с удовольствием в нее играют и у всех получается. Второе задание - тактирование. Старый - 2 шлепка по коленям, молодой - 4 притопа. Главное - держать ритм и темп. Все дети справились с заданием. Третье задание - показать медведей в продвижении вперед. Сначала шагаем все вместе чередуя 2 медленных шага, 4 быстрых. Затем один ребенок шагает только за старого, другой только за молодого. Соотношение длительностей, шагов старого и молодого - это сложно для детей.

Но в результате многократных повторений и упражнений у детей стало получаться. Вывод дети стали лучше разбираться в длительностях, научились выдерживать темп и ритм, а следовательно у них развились музыкальные способности. 2. Мануальная или пальчиковая игра. Цель развивать речь, научить убирать напряжение с рук, губ, снимать умственную усталость. Детям предлагалась игра со словом, сопровождающаяся движениями пальцев и рук. Где ладошка? Тут? Из-за спины протягивают руки вперед -Тут. ладонями вверх.

На ладошке пруд? Показывают на ладошке пруд, рисуя -Пруд. круг. Палец большой - Рука сжата в кулачок, показывают Это гусь молодой. большой палец. Указательный поймал, Показывают указательный, средний Средний - гуся ощипал. и щипают пальцы рук. Этот палец - печь топил, Показывают безымянный. Этот палец - суп варил. Показывают, как мизинец варит суп. Полетел гусь в рот, Собирают пальцы в кулачки и подносят А оттуда - в живот! ко рту, затем показывают ладошки.

Вот! Хлопок. 3. Пластическая импровизация или речевой и метроритмический тренаж. Цель развивать согласование слов и движений. Один ребенок выучил слова, придумал к ним движения и показал всем остальным детям. К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно Вместе - раз это - брасс, Одной, другой - это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. Дети должны были повторить и слова, и движения. Все это способствует развитию гибкости, пластичности, координации движений. Результат этого речевого и метроритмического тренажа вы можете посмотреть на видеокассете. Вывод влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно давно. Манипуляция рук влияет на функции нервной деятельности, развитие речи. Движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка, а также успешно овладеть навыками письма. 4. Моделирование звуковысотных отношений и динамики. Цель развивать музыкальный слух у детей, звуковысотный, ритмический, динамический. В этом эксперименте использовались различные виды моделирования Речевое - подражая голосам животных, дети знакомятся с контрастными тембрами звучания.

А также в речевых упражнениях крик - шепот. Графическое - использование рисунков, карточек или записи. Двигательное - исполнение любого движения соответственно выбранному животному. Детям предлагаются картинки с волком и мышкой. Выясняем, у кого низкий голос, у кого высокий. Ставим картинки с волком - вниз, с мышкой - вверх. Я на пианино играю в малой октаве песенку волка Я серый волк, зубами щелк. И во 2 октаве - песенку мышки Я мышка - норушка. Первое задание - послушать мелодию и назвать того животного, к какому она относится слово. Второе задание - также послушать мелодию и показать картинку с тем животным, чья песенка звучит ИЗО . Третье задание - послушать, чья песенка звучит, того животного и изобразить.

Волк - широко ходит, размахивая руками. Мышка - мелко бежит танец. Переходим на моделирование динамики. Выясняем, кто будит в деревне по утрам петух и кого можно услышать вечером кузнечик. Петух громко будит, а кузнечик тихо стрекочет.

Определяемся в движениях петух - хлопки, кузнечик - щелканье пальцами. Я включаю музыку и меняю громкость, а дети, соответственно динамике музыки выполняют движения. Сначала - все вместе, а затем распределяем роли между двумя детьми один делает за петуха, другой - за кузнечика. Это более сложное задание, т.к. ответственность падает на одного, ребенку никто не помогает, он должен думать перед тем, как показывать движения. Вывод динамический слух у детей более развит, чем звуковысотный, над развитием которого и проводилась тщательная работа.

По итогам видно, что музыкальные способности детей развились в большей степени. 5.Тест креативности Торранса Приложение 6 . Цель развивать творческое мышление, воображение, способность переходить от одного аспекта к другому. Детям предлагалось 5 незаконченных рисунков. Инструктаж если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получаться интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать картинку или историю, сделать ее полной и интересной, придумай название к ней. Незаконченные рисунки Интерпретация Гибкость - разнообразие идей и стратегий, число различных категорий ответов.

Если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности интеллектуального потенциала или низкой мотивации. В данном случае это оказались Ира и Сережа. Оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

Тот, кто получает высокое значение этого показателя, обычно характеризуется высокой интеллектуальной активностью. К числу таких детей относятся Настя, Саша и Вика. Разработанность. Высокое значение этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемость, способных к изобретательной и конструктивной деятельность. Это Настя и Саша. Результаты этого эксперимента вы можете увидеть в приложении 7. 5. Прослушивание музыкального произведения и придумывание названия к нему. Цель развивать у детей умение слушать музыку, понимать ее характер, замысел, смысл. Для этого эксперимента я взяла музыкальное произведение Брамса Венгерский танец. Дети прослушали его дважды и придумали свое название.

Настя - Снежный вальс. Летают снежинки то быстро, то медленно. Ира - Погоня Саша - Пурга Вика - В подводном царстве. Рыбки плавают одни быстро, другие медленно, одни громко проплывают, другие тихо. Сережа - Настроение. Меняется настроение у человека часто и быстро.

Вывод все названия детей соответствовали характеру музыки, значит, дети стали глубже понимать смысл музыкального произведения. В ходе формирующего эксперимента я пыталась решить проблемы, которые были выявлены по средствам констатирующего эксперимента, а также развивала художественные способности детей, воображение, творческое мышление. Для определения роста детей, их способностей, для определения возможностей синтезов и их значимости был проведен последний эксперимент.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Прослушивание музыкального произведения, придумывание сказки к нему и драматизация ее. Это творческое комплексное задание, включающее в себя несколько видов художественной деятельности. Цель определить рост музыкальных, артистических, литературных, художественных способностей, умение слушать и понимать музыку. Детям предлагалось для прослушивания произведение Грига Шествие гномов, после чего они должны были сочинить сказку. Саша - Сказка про Бабу-Ягу. Она подкралась к спящей принцессе и украла ее, а потом принц спас ее. Вика - Жил злой король, он любил охоту и убивал животных.

А однажды он выслеживали оленя, и погнался за ним. Но олень взмолился и попросил не убивать его. Тогда король забрал его к себе в замок и олень превратился в красивую девушку. Они сыграли свадьбу и жили счастливо, а король больше не любил охоту. Ира - Злой дракон ел людей из деревни. Люди очень страдали из-за него, но однажды приехал принц и убил дракона.

И все зажили счастливо. Настя - Девочка спит. К ней тихо подбираются тролли и крадут ее. Все плачут, но ее друг спасает девочку и все заканчивается хорошо. Сережа - Ночь во дворце, тихо. Вдруг начинают потихоньку собираться злые духи и устраивают свой бал, но наступает утро, и они все исчезают. Затем дети выбирают лучшую сказку - Викину - и выстраивают систему образов Король, стража, олень, девушка. Распределяются роли и каждый, в соответствии со своей ролью, делает себе элемент костюма Король - корона, стража - орудие для охоты, олень - рога, девушка - кокошник.

Следующий этап - драматизация этой сказки. Дети должны обыграть, показать сказку, т.е. должны делать движения в соответствии с характером музыки, образом персонажа и содержанием сказки. В процессе работы детям предоставлялась творческая свобода в выборе персонажа, в изготовлении костюма, в пластической импровизации. Вывод дети стали эмоционально отзывчивее, более раскрепощенными, гибкими и пластичными.

Рост их художественных способностей очевиден. 2. Придумывание танца детьми под музыку, предложенную мной. Цель определить уровень умения применять исполнительские навыки в творческой деятельности. Детям предлагалось задание показать школьную жизнь через пластические интерпретации, через движение под песню Учат в школе. Это самое сложное задание. Результат вы можете увидеть на видеокассете. Вывод дети проявили способность к творческой деятельности, к творческому подходу к выполнению поставленной, довольно сложной для их возраста задачи. Рост их способностей виден в таблице Приложение 3 . ВЫВОД У детей развились чувства эмоциональной отзывчивости, воображение, фантазия.

Они стали более раскрепощенными, гармоничными. Гармония всех видов искусства, их взаимодействие усилило впечатления детей, помогло еще глубже, точнее понять, почувствовать содержание, характер произведений искусства. Ответы детей стали более грамотными, оригинальными, разнообразными.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств

Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение… Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетическое чувство как способ деятельности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные этапы развития русской эстетики
Основные этапы развития русской эстетики. Русская эстетика как историческое явление осознается сравнительно поздно в конце XIX - начале XX вв когда увидели свет первые, достаточно полные историко-ф

Эстетическое чувство как форма общения
Эстетическое чувство как форма общения. В исследованиях М.И.Лисиной и ее сотрудников можно почерпнуть некоторые представления об особенностях эмоционального общения. Эмоциональное общение выступает

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги