рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Античная школа

Работа сделанна в 2006 году

Античная школа - Реферат, раздел Психология, - 2006 год - Античная школа. Средневековые университеты Античная Школа. Термин "античность" Происходит От Латинского Слова Antiqus - ...

Античная школа. Термин "античность" происходит от латинского слова antiqus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.

Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю – с 6 в. до н.э. до 529 года н.э. В истории античности различается несколько этапов. 1. Эпоха натуралистов. Между 6 и 5 веками до н.э. мы видим представителей разных школ: ионийцев, пифагорейцев, элеатов, атомистов, эклектиков. 2. Софисты и Сократ стали первыми гуманистами, они попытались ответить на вопрос, в чем же суть человека. 3. Платон и Аристотель дали важнейшие образцы большого философского синтеза. 4. Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского закончился вместе с языческой эрой кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектизма. 5. Религиозный период неоплатонизма и его модификаций. 6. Христианская мысль в лице Филона Александрийского, попытавшегося синтезировать Ветхий Завет и греческую мысль.

Это подготовило средневековую цивилизацию и европейское христианство.

Ниже приведен краткий обзор философских школ периода античной классической философии (имеются два направления: идеалистическое, и материалистическое). Материалисты (Ставят проблему архе - первоначала мира): • Милетская школа (624-547 д.н.э.). Представитель – Фалес. Архе – это вода. Мир произошел из воды, в воде зародилась жизнь. • Анаксимандр (610-546 д.н.э.). Архе – это апейрон, проматерия, из которой возник мир, являющий собой сочетание противоположностей: теплое и холодное, сухое и влажное.

Из этой проматерии возникают четыре превоэлемента: огонь, вода, земля, воздух. Наш мир один из множества других миров. • Анаксимен (585-525 д.н.э.). Архе – воздух. В зависимости от степени уплотнения появляются: вода, огонь, земля, камень, металл, ветер, облака. • Ксенофан (580-487 д.н.э.). Все в мире состоит из воды и земли.

Боги – порождение людского ума. Бог - это сама природа. • Парменид (540-480 д.н.э.). Ставит вопрос о путях познания окружающего мира. Нельзя доверять чувствам, нужно руководствоваться рациональным познанием. • Зенон (490-430 д.н.э.). Ставит вопрос о природе движения. Движение- диалектика прерывного и непрерывного. Отрицание движения- обман чувств. Чувствам доверять нельзя. • Гераклит (544-483 д.н.э.). Мир никем не создан, он вечен, он закономерно воспламеняется и угасает. Из чистого разума, логоса путем раскола и борьбы произошло множество вещей.

Все течет, но в этом течении властвует логос, как закон. Мудрость – познание разума, быть мудрым означает склониться перед логосом и подчиниться ему. Только таким путем человек может обрести душевную ясность (высшее счастье). • Эмпедокл (487-424 д.н.э.). Четыре начала, корня мира: земля, вода, огонь, воздух. Эти корни пассивны, но на них действуют активные силы: вражда и дружба. Под их влиянием корни мира постоянно перемешиваются.

Образование жизни: из четырех корней под влиянием дружбы возникают части животных, происходит соединение отдельных частей. Случайные, неоправданные соединения порождают чудовищ. • Анаксагор (500-428 д.н.э.). Нельзя употреблять термины - возникает и уничтожается. Надо говорить - смешивается и разделяется. В основе всех вещей существуют семена геометрии, это проматерия. Ничто не возникает изначально и ничто не пропадает. Нус (ум) – сила, разделяющая и сливающая.

Источник движения противостоит материи. • Демокрит (460-371 д.н.э.). В основе материи лежат атомы. Пустота вне атома, пространство вне материи. Если бы не было пустоты, то невозможно было бы разделить яблоко. Атомы различаются формой: огонь из шарообразных, земля из кубических и т.д. Демокрит выделял два вида качества: Первичное качество, зависящее от свойств атомов: плотность, величина, рыхлость. Вторичное качество - вещь воспринимается человеком: горячее, холодное, вкус, запах. Представление о космосе, по мнению Демокрита миры бесчисленны и различны по размерам, одни миры растут, другие разрушаются; погибают друг от друга.

Идеалисты: • Орфей. Требует вести чистую жизнь, религиозные церемонии. Вино должно восприниматься как символ слияния с богом. Главный бог Вакх-бог вина. • Пифагор (580-500 д.н.э.). Говорил о бессмертии души. Тело - гробница души. Необходимо выбраться из круга перевоплощения. Изучать науки. Труд - идеал презренных, только разум достоен почитания. Чувственное познание не является истинным.

Математика - деятельность логики и мысли. Вся вселенная - гармония и числа. Софисты: • Протагор (480-410 д.н.э.). "Человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и не сущих в их небытии". Поэтому невозможна общезначимая истина. Все относительно. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным. Ничего не существует. Если бы что-либо существовало, то оно было бы непознаваемо. Если бы даже что-нибудь существовало, и оно было бы познаваемо, то знания о нем нельзя было бы сообщить другим. • Сократ (469-399 д.н.э.) – родоначальник педагогики Древней Греции, один из крупнейших философов своего времени.

Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению. Сократ был противником догматизма, считал, что все надо подвергать критическому анализу, т.е. думать и рассуждать, ничего не принимая на веру, во всем сомневаться. Цель философии – научить человека, как надо жить. Выделяет два вида знаний: конкретное и абстрактное. "Я знаю то, что я ничего не знаю". С этого начинается путь познания. Источник знания - внутренний голос.

Знание уже находится в душе человека, надо его только оттуда извлеч. Итог познания - три основные добродетели: умеренность, храбрость, справедливость. • Платон (427-347 д.н.э.) Внес большой вклад в педагогику, написав множество сочинений в форме диалогов и основав в Афинах собственную школу. Эта школа получила название Платоновской академии и сыграла значительную роль в развитии античного идеализма, способствовала развитию математики и астрономии.

В основе педагогической теории Платона лежит идея о том, что восторг и познание – единое целое, и обучение должно быть связано с положительными эмоциями (само слово «школа» в переводе с греческого означает «досуг», а досуг всегда связан с чем-то приятным). Существует два мира: мир идей - истинное бытие, мир изменчивых непостоянных вещей. Вещи - смесь бытия и небытия, идеального и не идеального. Наш мир - мир теней, отражение истинного мира. Парадокс знаний - если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать.

Если ты ничего не знаешь, то, как найдешь, что искать. Учение о душе - душа бессмертна, является причиной самой себя. В ней находятся все предзнания. Предзнание - знание о сущности вещей. Сущность вещи - идея. Платон приходит к мысли, что идеи существуют в другом мире. Платон выделяет идеальное время, когда люди рождались из земли, не нуждались в жилище, занимались философией.

Затем возникла необходимость борьбы, самосохранения. Идеальное время уходит в прошлое. Возникает государство. Идеальное государство - правят не многие, но способные, одаренные от природы, с многолетней подготовкой. Каждый занимается своим делом. Произведения: " Апология", "Пир", "Государство", "Законы" и т.д. • Аристотель (384-322 д.н.э.). Внес свой вклад в педагогику, впервые сформулировав такие основные требования к образованию, как необходимость учета возрастной периодизации; рассмотрение воспитания как средства укрепления государства; обязательность государственного характера образования, где граждане должны получать одинаковое воспитание как целостного процесса образования.

Аристотель считал, что важнейшей задачей образования является воспитание интереса и любви к природе, потребности осмысливать отношения человека в ней. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

Система наук - теоретическая (познание ради самих знаний); практическая (рекомендации для поведения человека); творческая (познание с целью принесения пользы). Главная проблема - отношение единичных вещей и общих понятий (идей). Идеи существуют не реально, а как результат нашего познания. Характеристики сущности: количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Первый принцип - несотворимость материи. Материя вечна, но она существует как возможность вещей. Она пассивна и неподвижна. Активное начало - форма, источник движения, который существует вне материи. В результате действия формы на материю получается вещь. Бог бестелесен, его сущность - невозможность. Наивысшая действительность - это ум. Человек - политическое животное.

Труды: "Метафизика", "Физика", "Политика", "О животных" и др. Примерно в то же время (4-1 вв. д.н.э.) в Древней Спарте сформировалась другая воспитательная модель, где культивировались выносливость, беспрекословное послушание и умение побеждать. Основные признаки этой воспитательной системы (жестокость и суровость воспитания, множественные лишения и наказания воспитанников, их ранее отлучение от семьи) позволили использовать название «спартанское воспитание» как нарицательное для обозначения строгого воспитания в суровых условиях.

В наше время существуют школы (особенно в Великобритании), где используются основные принципы спартанского воспитания: умение, послушание и стремление побеждать. Таким образом, можно утверждать, что основы педагогической теории и практики обучения были заложены уже 5-1 вв. д.н.э. Многие положения великих мыслителей того времени находят свое место и в современных педагогических концепциях. 2. Средневековые Университеты Педагогика Средневековья (14-16 вв.) характеризуется двумя основными признаками: во-первых, не создавались отдельные самостоятельные педагогические теории, а использовались компоненты философских систем для построения реального образовательного процесса.

Во-вторых, педагогические воззрения находились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспитание развивались исключительно в пределах религиозной идеологии. Схоластика, догматизм, механическое заучивание, обучение не на родном, а на латинском языке – эти и другие признаки обучения отражают общую социальную обстановку «мрачного Средневековья» с его нетерпимостью ко всему, что выходило за рамки религиозных канонов.

Такая поляризация не могла не привести к активизации гуманистических тенденций. И в противовес схоластическому воспитанию средних веков возникли прогрессивные идеи мыслителей эпохи Возрождения. 2.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Античная школа. Средневековые университеты

Вполне естественно, что, делая открытия в познании мира (гуманитарные, технические, естественно- научные), люди стремились передать эти знания… Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует и… Но на более поздних этапах культурного развития, с появлением основ не только эмпирического, но и теоретического…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Античная школа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Университет и его становление
Университет и его становление. Сам термин universitas первоначально означал «целостность», «совокупность». Например: universitas rerum - совокупность всех вещей; universitas - вселенная. Термин uni

Образование в Средневековом Университете
Образование в Средневековом Университете. Образование в раннем Средневековье (5-11 вв.) В этот период практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию (духовенству). Их обучение проход

Образование феодалов
Образование феодалов. Говоря об образовании, нельзя не упомянуть и об образовании феодалов. Оно было направлено в первую очередь на воспитание рыцарей. Упор делался на развитие качеств необх

Концепции Университета
Концепции Университета. Университет работал на открытом рынке образования. С самого начала студенты имели право выбора университета, преподавателя и факультета. Преподаватели также имели право выбо

Учебный процесс
Учебный процесс. Обучение в университетах происходило в несколоко циклов. Первым (по возрастающей сложности предметов и социальной значимости) был общеобразовательный факультет (facultas artium) ил

Организация учебного процесса
Организация учебного процесса. У одного преподавателя могли вместе учиться люди самых разных возрастов, да и уровень подготовки мог сильно различаться. Не существовало и твердого понятия о т

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги