Определение любви

Определение любви. Этот вопрос издавна интересовал человечество. Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь - вынес ли её человек из животного царства или она появилась позднее.

Интересен тот факт, что любовь появляется во времена, когда женщина попадает под господство мужчины [15;с.87]. Любовь - непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого, прежде всего, выступает человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую жизненную значимость [15; с.17] Любовь – это единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности [15; с.18]. Любовь - не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы [15; с.74]. Глубина любви и её видовое многообразие определяются ни одним предметом любви, но и отточенностью самой способности любить, развитостью человеческих качеств любящего.

Страсть любить, как отмечает Э.Фромм(1990), это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. «Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» [15; с.23]. Однако большая часть людей не способна развить её до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости.

В психоанализе, в рамках созданной З. Фрейдом теории любви это понятие, как и большинство других, имеет сильную сексуальную окрашенность.

Один из основных терминов– либидо – обозначает, по словам самого Фрейда, «энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом любовь» . Сам З.Фрейд подчеркивает неоднозначность понятия «любовь», указывая, что им обозначают множество различных отношений. Ядро этого понятия – половая любовь.[14;с.29] Самый простой вид любви – чувственная любовь, когда сексуальное влечение находит объект для прямого сексуального удовлетворения, и с достижением этой цели влюбленность исчезает.

Такая ситуация, по мнению З.Фрейда, встречается нечасто, так как влечение существует и в промежутках между сексом. Часто возникает феномен сексуальной переоценки, которая распространяется и на телесную, и на психологическую область и выражается в слабости суждения о совершенствах сексуального объекта. Некритичность и высокая оценка качеств объекта сочетаются с готовностью подчиниться этому объекту и поверить любым его суждениям.

Авторитет объекта во многом порождается такой доверчивостью любви, идеализация создает ошибочное суждение, и иногда объект может заменить недостигнутый Я-идеал.). Такая замена легче происходит в случае несчастной любви, поскольку сексуальное удовлетворение понижает сексуальную переоценку.[14;с.29] Э.Фромм, один из знаменитых последователей психоанализа, рассматривает не половую, а братскую любовь. Он называет любовь единственной страстью, удовлетворяющей потребность человека в единстве с миром и обретении чувства целостности и индивидуальности, и определяет любовь как «единство с кем-то или чем-то вне самого себя при условии сохранения определенности и целостности собственного Я». Любовь делает ненужным существование иллюзий.

В акте любви человек, сохраняя свою уникальность, одновременно объединяется со всем сущим. Источник любви – противоречие отдаленности и единства. Любовь, по мнению Э.Фромма, является выражением продуктивной ориентации в сфере чувства.

Парадокс любви в том, что два человека, оставаясь двумя, становятся при этом одним.[16;с.36] 1.2.