рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Многообразие форм любви

Работа сделанна в 2006 году

Многообразие форм любви - Курсовая Работа, раздел Психология, - 2006 год - Гендерные различия в представлении чувства любви Многообразие Форм Любви. Э.фромм Выделяет Пять Видов Любви. Продуктивную Любо...

Многообразие форм любви. Э.Фромм выделяет пять видов любви. Продуктивную любовь к равному он называет братской любовью. Она лежит в основе всех других видов любви. Под ней понимаются забота, ответственность, уважение и понимание любого другого человека, а также стремление помогать ему в его жизни. Для братской любви характерно отсутствие исключительности, это любовь ко всем людям, любовь равных.

В отличие от нее, в случае материнской любви существует неравноправие взаимоотношения партнеров, потому что ребенок зависит от матери. Необходимым условием его развития является увеличение своей независимости от матери вплоть до того момента, когда он перестанет в ней нуждаться. Третий вид любви - эротическая любовь. В отличие от братской любви, относящейся ко всем людям, а также материнской, направленной на ребенка и любого, кто нуждается в помощи, эротическая любовь направляется на одного человека (обычно противоположного пола). Предмет желания здесь – единство и слияние с этим человеком.

При отсутствии здесь братской любви и наличии в качестве мотивировки только желания слияния следует говорить о желании без любви, проявляемом, по мнению Э.Фромма, в садизме и мазохизме. Садомазохизм часто смешивают с любовью; особенно это касается именно мазохизма, так как принято думать, будто жертвы и готовность ради любимого полностью отказаться от самого себя являются образцом «великой любви». Проявления садизма под видом любви выражаются, например, в управлении другим человеком, когда утверждается, будто это делается ради его блага. Четвертый вид любви – любовь к себе. Она является противоположностью эгоизма, который коренится именно в недостатке любви к себе. Это утверждение противостоит распространенному убеждению, что любить себя грешно, а любить других – добродетельно.

Любовь к одному человеку, в том числе и к себе, не может существовать без любви к человеку как таковому.

Поэтому эгоист, не умея любить других, не умеет при этом любить и самого себя. Любовь к богу как пятая форма любви имеет множество разных проявлений с различными свойствами, как, впрочем, и любовь к человеку. В основе религиозной формы любви, как и любой другой, лежит чувство отдаленности и стремление преодолеть вызванное им отчаяние путем единения.[16;с.68] Подлинная любовь – это выражение созидательности и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание.

Это не аффект, в смысле подверженности чьему-то воздействию, а активная борьба для развития и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить. Если любить - это значит иметь установку на любовь ко всему, если любовь – это черта характера, она должна присутствовать не только в отношениях к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт на работе, в своей профессиональной деятельности и, кроме этого, любовь должна присутствовать в отношении ко всему окружающему миру, ко всем проявлениям жизни.

Любовь – одна из немногих сфер, в которой человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Здесь он - высшая ценность, высшее значение. Именно потому только в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное. Необходимо отметить и то, что любовь – это одно из проявлений человеческой свободы.

Никто не может заставить любить (многое можно заставить сделать: работать, даже совершать зло, но не любить) – ни другого, ни себя. Любовь – дело свободной инициативы, она основа самой себя. У неё нет внешних побудителей, она не сводится к инстинктам. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В ней нельзя быть расчетливым – природа легко опрокинет любые расчеты! В ней можно быть только чутким, чтобы следить за её прихотливым течением и вовремя душой угадать все её изгибы, неуловимые для глаза смещения, необъяснимые подчас для разума повороты.

В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни. Любовь многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему.

Любовь – это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; в самом деле, вряд ли найдётся хоть кто-то, кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы в малой степени, по крайней мере в детстве, юности или в зрелом возрасте. Наша современная раскованность и даже распущенность в пропаганде секса, культ изощрённой эротики приучают современного человека поклоняться тому в любви, что в ней является вторичным и подчинённым духовно-нравственному и эстетическому началу.

Какое бы счастье не приносило сексуальное общение, всё же «звёздная вершина» любви – в духовной гармонии, сердечной близости, и абсолютной незаменимости любимого человека, тогда как в сексе замена вполне возможна. Сейчас – будь то художественная литература, искусство, религия или философия – нужно, прежде всего, будить в человеке способность любить и в особенности – любить другого человека.

В. Соловьев писал, что смысл человеческой любви — это оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь переносит наш жизненный интерес из себя в другое. И задача любви состоит в том, чтобы оправдать этот смысл, требуется сочетание двух существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность.[11] В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической лестницы и говорит о том, что «и у животных, и у человека половая любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни.» [11] Но если у Соловьева эротическая любовь, при всей ее значимости, не распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует это понятие и во всех формах дружеских и любовных отношений, во всех привязанностях, будь-то к себе, к родителям или к родине, видит один и тот же сексуальный источник.

Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного понятия, будто всякая любовь - это эротическая любовь. [14;с.29] Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой любви.

Кроме того, «если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной,»-пишет Э.Фромм. А так как любовь «основана на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.»[16;с.94] 1.3.Восприятие мужчиной и женщиной чувства любви по Н.А.Бердяеву Есть глубокое, трагическое несоответствие между любовью женской и любовью мужской, есть странное непонимание и жуткая отчужденность.

Женщина - существо совсем иного порядка, чем мужчина. Она гораздо менее человек, гораздо более природа. Она по преимуществу - носительница половой стихии.

В поле мужчина значит меньше, чем женщина. Женщина вся пол, ее половая жизнь - вся ее жизнь, захватывающая ее целиком, поскольку она женщина, а не человек. В мужчине пол гораздо более дифференцирован. Женщина по природе своей всегда живет одним, не вмещает в себе многого. Женщина плохо понимает эту способность мужчины вмещать в себе полноту бытия. Женщина гораздо более отдается одному, тому, что сейчас ею обладает, одному переживанию, вытесняющему всю остальную жизнь, весь мир. У женщины одно делается всем, в одном она все видит, в одно все вкладывает.

Все бытие отождествляется женщиной с тем состоянием, которое в данное время ею обладает. Женщина, страдающая от неразделенной любви, на вопрос, что такое бытие, всегда ответит: бытие есть неразделенная любовь. С этой особенностью женской природы связано сравнительно слабое чувство личности и большая зависимость от времени, от сменяющихся во времени переживаний. В мужской природе сильнее чувство личности и большая независимость от сменяющихся во времени состояний, большая способность совмещать во всякое время всю полноту духовного бытия.

В мужской природе есть способность переживать в себе во всякое время, то есть независимо от времени, всю полноту духовной жизни своей личности, всегда чувствовать себя собой в полноте своих сил. Мужчина не склонен отдаваться исключительно и безраздельно радости любви или страданию от какого-нибудь несчастья, у него всегда еще есть его творчество, его дело, вся полнота его сил. В поле мужского сознания что-то выступает на первый план, другое отступает, но ничто не исчезает, не теряет своей силы. Женщина отдается исключительно и безраздельно радости любви или страданию от несчастья, она вся растворяется в этом одном, всю себя в это одно вкладывает.

Личность женщины вечно подвержена опасности распадения на отдельные переживания и жертвенного заклания себя во имя этого переживания. Поэтому женская природа так склонна к гипнозу и к одержанию.

Женская истерия имеет связь с этой особенностью женской природы, и корни ее метафизические. С этим связано и все высокое в женщине и низкое в ней, жуткая чуждость ее природе мужской. Женщина иначе переживает вечность, чем мужчина. Мужчина ставит полноту духовных сил своей личности в независимость от смены времени, от власти временных переживаний над полнотой личности. Женщина бессильна противиться власти временных состояний, но она во временное состояние вкладывает всю полноту своей природы, свою вечность.

И глубоко различно мужское и женское отношение к любви. Женщина часто бывает гениальна в любви, ее отношение к любви универсальное, она вкладывает в любовь всю полноту своей природы и все упования свои связывает с любовью. Мужчина бывает скорее талантлив, чем гениален в любви, его отношение к любви не универсальное, а дифференцированное, он не всего себя вкладывает в любовь и не целиком от нее зависит. И в стихии женской любви есть что-то жутко страшное для мужчины, что-то грозное и поглощающее, как океан.

Притязания женской любви так безмерны, что никогда не могут быть выполнены мужчиной. На этой почве вырастает безысходная трагедия любви. Раздельность мужского и женского - этот знак падения человека делает трагедию любви безысходной. Мужчина ищет в женщине красоту, красоту в ней любит, красоту жаждет обожать, ибо утерял свою деву. Но красота эта остается внешней для мужчины, вне его, он не принимает ее внутрь себя, не приобщает ее к своей природе.

Женщину потому так трудно любить вечной любовью, что в любви мужчина хочет преклониться перед красотой, вне его лежащей. Боготворение заложено в культе мужской любви. А женщина редко являет собой тот образ красоты, перед которым можно преклониться, который можно боготворить. Поэтому любовь приносит мужчине такое жгучее разочарование, так ранит несоответствием образа женщины с красотой вечной женственности. Но высший, мистический смысл любви не в поклонении и боготворении женщины как красоты, вне лежащей, а в приобщении к женственности, в слиянии мужской и женской природы в образе и подобии Божьем, в андрогине Любовь - горная, а не равнинная, с ней нечего делать тем, которые устраивают приспособление к равнинной жизни.

Любовь нельзя удержать на равнине, она мертвеет и превращается в иное. Любовь - не жилец на равнинной жизни. В любви нет ничего статического, ничего устраивающего. Любовь - полет, разрушающий всякое устроение.[5; с.421] 2.Глава.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гендерные различия в представлении чувства любви

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно… Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает… Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по Э.Фромму , следующие обстоятельства: • большая…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Многообразие форм любви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение любви
Определение любви. Этот вопрос издавна интересовал человечество. Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь - вынес ли её человек из животного царства или она появилась позднее.

Гендерные исследования в восприятии чувства любви
Гендерные исследования в восприятии чувства любви. Определение гендера Мощная волна женского движения на Западе конца 60х начала 70х годов дала толчек развитию исследований, которые теперь называют

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги