рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гендерные исследования в восприятии чувства любви

Работа сделанна в 2006 году

Гендерные исследования в восприятии чувства любви - Курсовая Работа, раздел Психология, - 2006 год - Гендерные различия в представлении чувства любви Гендерные Исследования В Восприятии Чувства Любви. Определение Гендера Мощная...

Гендерные исследования в восприятии чувства любви. Определение гендера Мощная волна женского движения на Западе конца 60х начала 70х годов дала толчек развитию исследований, которые теперь называются гендерными.

Определение гендера(gender) как социокультурного пола мало, что объясняет тем, кто специально не интересовался гендерным подходом в современных исследованиях(в основном феминистских).Гендер- одно из центральных и фундаментальных понятий современного общества-нуждается в осмыслении, актуальность которого очевидна.

Хотелось бы немного раскрыть понятия гендера. В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий. И то, что гендер не имеет окончательного определения не недостаток или проблема а, скорее, особенность самого понятия. Само слово не имеет в русском языке адекватного перевода, а его написание и произношение скалькировано с английского:gender"-"гендер&qu ot;-"пол".[1;с.156]. Отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей и статусов разделения труда между полами, их культурные символы исоциально-психологические стереотипы, а также их влияние на различные аспекты социального поведения.[2;с.265] Гендер - одно из основных понятий современной социологии, которое обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг от друга.

В социологическом энциклопедическом словаре можно увидеть, что "пол" имеет два значения. Первое - совокупность морфологических и физиологических особенностей.

Второе - комплекс сомантических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины иженщины.[3;с.94] Если пол детерминирован биологически, то гендер (род) конструируется культурно. Существуют, таким образом два пола(мужской и женский) и два гендера(маскулиный и феминый). Принципиальный вопрос состоит в том, соотносится ли гендер как социально сконструированный феномен с биологией или детерминируется ею. Например, в 20 веке предполагали, что женская активность детерминируется анатомическим строением и функциями в процессе воспроизводства.

Эти взгляды позже оспорили феминистки. Антропологи доказали культурную специфику представлений о гендере, сексуальности и половых ролях. Например,М.Мид в кросс-культурном исследовании показала, что социальные задачи, возлагаемые на себя мужчинами и женщинами, чрезвычайно различаются. Не существует единой для всех общественной связи между социальными ролями и биологическим полом.

Социальные психологи практиковали гендерную идентификацию скорее как продукт детского восприятия, нежели как биологическую заданность. Считается, что впервые термин "гендер» - был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд " Пол и гендер": про развитие мужественности и женственности. По мнению Р.Столлера, гендер-это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях достаточно независимых от тех, которые трактуют (биологический) пол. Другими словами, совсем не обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием "женственности" и бытие мужчины с "мужественным" поведением. Такой подход в рассмотрении социального поведения людей, в дальнейшем был поддержан многими социологами, в особенности феминистского направления, получил название "гендер" и основал новое направление социальных исследований-"гендерные исследования". 2.2.Гендерные исследования Гендерные исследования, которые проводятся в рамках социально-конструктивистского направления.

Это направление развивается учеными-психологами, разделяющими позиции социального конструктивизма. Теоретическим основанием для этих исследований является гендерный подход, который сконцентрирован на том, как специфическое поведение и роли приобретают гендерную окраску, как разделяется труд, символически подчеркивая гендерные различия, и как различные социальные структуры отражают гендерные ценности и преимущества.

Гендерный подход в психологии ориентирован на анализ последствий половой дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами и женщинами, на возможностях их личностной самореализации в семейной и профессиональной сферах.

Наиболее распространенной в рамках гендерного подхода является социально-конструктивистская парадигма, которая задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, "создание гендера" в повседневности, в публичной и приватной сферах, а также способы формирования знания о них. По данным Р.Пломина и Т.Фокса фактор пола обусловливает не более чем пять процентов от общей дисперсии показателей интеллекта, и только один процент - в параметрах вербальных способностей [9;с.100]. Поэтому конструирование гендера как полярной дихотомии требует подавления естественного сходства для социальных целей социальными средствами.

Поскольку активное подавление сходств и конструирования различий требует социальной власти, центральной в гендерной теории оказывается проблема доминирования. Вопрос о выяснении психологических различий между полами не является актуальным в рамках социально-конструктивистского направления.

Более значимым является вопрос об оценке существующих различий. В большинстве индустриальных стран общественные структуры, распределяющие богатство, престиж и власть, симпатизируют чертам характера, воспринимаемым как "мужественные": рациональность, логика, агрессивность, амбициозность и независимость.

Черты, которые ассоциируются с женственностью интуиция, эмоциональность, пассивность, слабость, способность к воспитанию детей, готовность к самопожертвованию - недооцениваются. В результате женщины получают меньший, чем мужчины, доступ к власти и общественным ресурсам. Отечественных психологических исследований, проведенных в рамках социально-конструктивистского направления, пока крайне мало. В качестве примера можно привести работы М.В.Бураковой, Н.К.Радиной и Г.В.Турецкой.

Социальная ситуация в нашей стране в последние годы претерпела существенные изменения: "железного занавеса" между Россией и западными странами уже не существует; в стране нет жестких запретов, не позволявших ученым заниматься интересующими их проблемами; существенно расширились возможности знакомства с зарубежной научной литературой. Однако, большинство ученых-психологов, работающих в области психологии пола, по-прежнему строит свои исследовательские программы в русле поиска различий между полами. Несмотря на изменение социальной ситуации и атмосферы в сфере научной деятельности, отечественные ученые все еще продолжают искать психологические различия между полами, рассматривая эту работу, как одну из главных задач современной гендерной психологии.

Представляется, что в рамках гендерной теории приоритетными должны стать такие направления психологических исследований, как: - изучение сходства в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин; - изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в плане преодоления традиционных гендерных стереотипов; - изучение личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин - в семейной; - изучение реальных отношений мужчин и женщин, а не распространенных гендерных стереотипов.

Как утверждает известный социальный психолог Г.М.Андреева: «Психология, если она хочет действительно помочь человеку ориентироваться в системе социальных связей, противоречий, должна описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаикой социальных явлений.

Выявить, каковы психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или, напротив, неуспешной значит оказать ему существенную практическую помощь для ориентации в нестабильном мире, в условиях радикальных социальных преобразований» [1;с.4]. Можно назвать всего несколько фамилий психологов-исследователей, которые в рассматриваемый период опубликовали работы, относящиеся к направлению "психология пола". Т.А.Репина изучала различия между мальчиками и девочками в общении, работа В.В. Абраменковой посвящена изучения половой дифференциации в межличностных отношениях в группах детей, В.Е.Каган исследовал полоролевые установки и стереотипы мужественности-женственности у подростков, И.И.Лунин изучал культурно-исторические аспекты психологии пола, а Т.И. Юферева - образы мужчин и женщин в сознанииподростков.

Указанные работы в основном были направлены на поиск различий в психологических характеристиках и особенностях поведения людей разного пола в различные возрастные периоды.

Для обоснования полученных данных о половых различиях чаще всего использовались идеи, развиваемые в концепциях двух ученых: В.А.Геодакяна и К.Юнга. Опираясь на учение об архетипах, разработанное в аналитической психологии К.Юнга, половые различия объяснялись влиянием архетипов, как структур детерминирующих и сознание, и поведение мужчин и женщин.

Но поскольку в анализируемый период отечественные ученые были хорошо знакомы с содержанием концепции В.А.Геодакяна, психологические различия между полами чаще объяснялись биологической обусловленностью. Такие посылки, конечно, не способствовали развитию идей гендерного подхода, но они невольно показывали неперспективность изучения психологических проблем пола и межполового взаимодействия в предложенном контексте.

Слабое и одностороннее развитие проблематики психологии пола в нашей стране в рассматриваемый период может быть объяснено и рядом объективных причин. Эти причины следующие: отсутствие адекватных концепций для анализа проблем половой дифференциации; недостаток зарубежной психологической литературы; выраженное идеологическое противостояние двух систем (социалистической и капиталистической), затрудняющее проникновение идей и теорий феминизма в Россию, как теоретических оснований для гендерных исследований. 2.3.Гендерные различия в восприятии чувства любви Второе тысячелетие знаменовалось появлением нового понятия в сфере прав человека-"гендер".Гендер - не имеет окончательного определения, его рассматривают как целый комплекс понятий, что является не недостатком или проблемой, а скорее особенностью самого понятия.

Гендерные исследования асимметричны и носят политическую окраску.

В англо-саксонских странах понятия "феминистские исследования", "гендерные исследования", "исследования по проблемам женщин" часто считаются синонимичными. На мой взгляд, общество уже 2000 лет не может достигнуть своего идеала, по той причине, что мужчина и женщина не нашли должную гармонию и единение. Тенденция в развитии гендерных исследований в социологии должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга, т.е. в единстве как две "половинки" единого целого.

Женщины и мужчины нередко демонстрируют приверженность к различным любовным стилям. Рассмотрим это явление более подробно. Сегодня популярна типология любовных стилей, которую в 1986 г. Разработали К. и С. Хендрик. Она включает 6 типов любви, обозначаемых греческими терминами (цит. По: Davies, 2001, и Келли, 2000): 1. Эрос – чувственная любовь ( страстность, преданность, физическое влечение). 2. Людус- любовь – игра ( множество партнеров, легкое, безответственное отношение к любви как к игре); 3. Мания – болезненная зависимость от партнера, желание безраздельно обладать им ( одержимость, страстность и ревность). 4. Прагма – любовь, основанная на разумном, практическом выборе партнера. 5. Агапэ – альтруистическая, жертвенная любовь (главная ее цель – счастье любимого человека); 6. Сторге – любовь, основанная на прочной дружной и уважении к партнеру.

Разумеется, у одного и того же человека может наблюдаться сочетание различных стилей.

М.Дэвис (Davies, 2001) в своем исследовании установил, что мужчины предпочитают эротический и игровой стили ( эрос и людус) и отвергают альтруистический и болезненный (агапэ и манию). Женщины в своих отношениях с мужчиной стремятся к альтруистической любви (агапэ) и отрицательно и отрицательно относятся к легкомысленному стилю (людус). Это исследование демонстрирует, что Гендерные стереотипы проявляются и в сексуальных установках.

Это не означает, что все мужчины проявляют в любви легкомыслие, а женщины – альтруизм. Однако разница в установках, в самом деле может порождать конфликты в сексуальных отношениях. Альтруистичная женщина ждет от мужчины ответного стремления к самопожертвованию, а мужчину, настроившегося на легкий флирт, такое стремление женщины может раздражать и вызывать опасение, что им хотят покомандовать. Во избежание конфликтов психологи рекомендуют выяснять эти установки партнеров в самом начале отношений.

С другой стороны, все это не означает, что оба партнера не способны меняться. Длительные счастливые любовные отношения невозможны без того, что бы мужчины и женщины не учились друг у друга.[7;с.302] Мужчина и женщина видят смысл своего существования в счастливой жизни. И хотя каждая культура, каждая историческая эпоха порождает различные идеалы счастья и стереотипы представления о нем, но тем не менее наблюдается некая общность и единство - счастливая жизнь без любви, без своего избранника (избранницы) в одиночестве невозможна.

Несмотря на то, что 21 век - это век, в котором наиболее развернуты горизонты восприятия мира: вроде как больше потока информации благодаря научно-техническому прогрессу, расширение коммуникации благодаря интернету-при этом, люди все равно так разобщены и одиноки. И по моему мнению, о чем действительно следует задуматься современному обществу-это о глобальности и масштабности проблемы разобщенности людей, мужчин и женщинт, насколько остро стоит проблема одиночества, преодолеть которую чрезвычайно сложно, прежде всего из-за стереотипов обусловленных экономическим и социальным положением, навязанных обществом и культурой. В широком смысле эта проблема взаимного непонимания, проблема физического и психического одиночества человека, утратившего, по Экзюпери, самую большую роскошь- роскошь человеческого общения.

Мужское и женское - два основных жизненных начала. Именно их соединение дает жизнь, а гармония между ними составляет счастье на земле.

Начала эти во многом противоположны, ничто не уничтожит психических различий мужчин и женщин, заложенных в генах. Сосуществует на Земле как бы две цивилизации, оставаясь каждая сама собой и плохо понимая природу друг друга. Последствия этого непонимания удручают. Половина семей распадается, а многие из уцелевших трудно назвать счастливыми. Разочарование, разбитые судьбы, безотцовщина при живых отцах, одиночество, сексуальная неудовлетворенность, неврозы.

Винят другого, винят себя Первопричина же большинства драм кроется в непонимании природы пола, представление о нем через существующие стереотипы. Счастье в одиночку невозможно. Но чтобы найти свою вторую "половинку", не стоит следовать стихийному "регулятору" межличностных отношений, воспринимаемого людьми как "опыт" предыдущих поколений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гендерные различия в представлении чувства любви

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно… Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает… Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по Э.Фромму , следующие обстоятельства: • большая…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гендерные исследования в восприятии чувства любви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение любви
Определение любви. Этот вопрос издавна интересовал человечество. Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь - вынес ли её человек из животного царства или она появилась позднее.

Многообразие форм любви
Многообразие форм любви. Э.Фромм выделяет пять видов любви. Продуктивную любовь к равному он называет братской любовью. Она лежит в основе всех других видов любви. Под ней понимаются забота, ответс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги