рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Личность и природа как взаимосвязанные категории человеческого существования

Работа сделанна в 2007 году

Личность и природа как взаимосвязанные категории человеческого существования - Курсовая Работа, раздел Психология, - 2007 год - Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов вечернего отделения) Личность И Природа Как Взаимосвязанные Категории Человеческого Существования....

Личность и природа как взаимосвязанные категории человеческого существования. ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. История возникновения и развития экологических представле¬ний людей уходит корнями в глубокую древность.

Знания об ок¬ружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида. [12] Процесс становления трудовой и общественной организации первобытных людей, развитие их умственной и коллективной дея¬тельности создавали основу для осознания не только самого фак¬та своего существования, но и для все большего понимания зави¬симости этого существования как от условий внутри своей обще¬ственной организации, так и от внешних природных условий.

Опыт наших далеких предков постоянно обогащался и передавал¬ся из поколения в поколение, помогая человеку в его повседнев¬ной борьбе за жизнь. [12] Связь человека с природой есть предметно-чувственная деятельность, направленная на переработку, изменение, приспособление для человеческих нужд материала природы. Труд, «подняв» человека над природой, снова объединяет их, реализуясь как «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой», как «вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь» .[6] «Сознательность труда», характеризующая любую форму человеческой деятельности, находит свое, так сказать, суммарное выражение в понимании мира, в мировоззрении.

Процесс труда — это взаимодействие трех «простых» элементов: субъекта труда, предмета труда и орудий труда.

Если взять субъект труда – человека, то очевидно, что, хотя его мозг, цели, умение неизмеримо усовершенствовались, сам он мало изменился за всю человеческую историю: его собственные физические возможности воздействия на природу остались фактически теми же, что и тысячи лет назад. Возьмем второй элемент — предмет труда.

Всеобщий предмет труда у человечества один — природа, ее материалы. Нельзя не видеть, что материалы природы, как «сырые», так и уже преобразованные человеком, тоже не приобрели принципиально новых свойств в качестве предметов труда. Коснувшись же третьего элемента — средств труда, — мы сразу видим, что тут изменения гигантские, что именно благодаря средствам труда смог человек тысячекратно увеличить свои силы и так оттиснуть на лике природы свою печать, что она может исчезнуть только с исчезновением самого человека.

Средства труда — это проводник и могучий усилитель человеческой мощи, преобразующей мир. Их прогресс от первых, данных природой, примитивных орудий до сложнейших автоматических систем и техно-структур современности — это и рост влияния общества на окружающую среду. История развития средств труда является одновременно и историей взаимодействия общества и природы. [10] Даже на самых начальных ступенях общественного прогресса четко прослеживается связь практического воздействия людей на природу и различного рода объяснений окружающей реальности.

Даже примитивные, фантастические объяснения «дикаря», не располагающего систематическими наблюдениями за явлениями природы, не выработавшего обобщенных идей, — это «отнюдь не вымысел, не плод воображения, а результат правильного мышления, на основании единственно возможного, при данных условиях, накопления опыта, материала».[17] Безусловно, что взгляд на природу «через себя», через собственные действия самым непосредственным образом определялся уровнем развития первобытных орудий труда.

Первобытная «техника» практически не отделяла человека от природы как предмета его труда и места его жизни. Он переносил на мир только свои свойства и качества (средства труда пока еще могут рассматриваться как «данные природой»; каких-либо особых, отличающих их от первичной природы, свойств и качеств они не имеют). Соотнося природу, весь окружающий его реальный мир только с собой, воспринимая среду своего существования непосредственно, первобытный человек закономерно переносит на них свои собственные черты, создавая «человекоподобное», антропоморфное объяснение природы.

Схоластика, в которой уже совсем не нашлось места природе, заменяла науку примерно до XVI—XVII веков. Она была и «не вполне религиозна, и не вполне наукообразна; от шаткости в вере она искала силлогизмы, от шаткости в логике она искала верования; она предавала свой догмат самому щепетильному умствованию и предавала умствование самому буквальному приниманию догмата Ученые занятия в это время получили характер чисто книжный кто хотел знать, развертывал книгу, от жизни же и от природы отворачивался»[5]. В самой универсальной и влиятельной системе схоластической философии — в системе Фомы Аквинского — природа предстает как иерархия мертвых форм, некогда созданных богом и пребывающих с тех пор неизменными вплоть до «скончания веков» или до «страшного суда». Мир минералов, мир растений, мир животных и мир человека абсолютно изолированы друг от друга и никак не взаимосвязаны .[13] Было бы, однако, ошибочным сделать вывод, что вся наука средневековья отвернулась от природы, утратила способность к развитию.

Мысль человеческая, стесненная в убогости схоластики и теологии, ринулась в сферу практической науки.

Не имея возможности предпринять всестороннее наступление на проблемы природы и общества, наука этого периода сделала огромный вклад в развитие прикладных отраслей знания — многие конкретные достижения математики, астрономии, механики и физиологии являются заслугой мыслителей средневековья.[1] Haука находилась на гребне новой исторической волны.

Ученые, еще считая себя астрологами и богословами, возжигали над планетой зарю эпохи Возрождения. Они как бы подводили итог исканиям страждущей мысли средневековья и делали первые шаги в светлый мир Ренессанса.

В этих условиях необходимо менялся взгляд на природу, вырабатывалось новое, созвучное эпохе миропонимание. Истоки нового взгляда на природу, нового миропонимания восходят к Николаю Кузанскому. Он первый составил карту Центральной и Восточной Европы, предложил ввести вместо устаревшего юлианского календаря новый, грегорианский календарь. Он возродил идею греков о бесконечности мира, об отсутствии у него некоего центра, о взаимосвязи явлений природы. Природа предстала познаваемой, а процесс познания — бесконечным.

Еще более тяжелый удар теологическим объяснениям вселенной нанес другой «служитель культа» — Николай Коперник (1473—1543). Причем если заключения Кузанского были в основном теоретическими, то Коперник сделал открытие практического плана. И именно с его открытия «начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии» . Гелиоцентрическая система Коперника разжаловала Землю из центра мироздания в «рядовые» планеты. Рухнул пьедестал, на котором громоздились теологические теории.

Сам Коперник не строил философских систем, но его астрономическое открытие стало для таких систем непоколебимым фундаментом. Эстафета поиска замечательных ученых Возрождения в поздний период этой эпохи из Италии ушла на Британские острова. Ее принял человек, которого К. Маркс назвал родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки. Это был Фрэнсис Бэкон (1561—1621). То, что у предшественников блестело крупицами, у Бэкона засияло большими алмазами.

Апелляция к природе, стремление проникнуть в нее, познать ее для Бэкона уже непререкаемый закон. В его представлении материя действительно «улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку».[1] Воспринимая природу во всей ее реальности, Бэкон и метод исследования избрал сугубо реалистичный. Эксперимент — вот главное оружие и проводник английского ученого на пути познания. Как-то сам собой затих со смертью Бэкона развернутый им поиск, огрубился и формализовался его материализм.

Систематик бэконовского материализма Томас Гоббс (1588—1679) продолжил линию Бэкона, но именно у Гоббса «чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра. Физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению; геометрия провозглашается главной наукой. Материализм становится враждебным человеку».[6] Иначе говоря, человек, не успев вернуть себе природу во всей ее живой и многообразной красоте и значимости, снова торопится отказаться от нее, снова определяет для себя какой-то узкий, односторонний, механистический взгляд на мир. Нет спора, что это новый взгляд, что новая философия природы — механицизм — явилась важнейшим продуктом философских исканий эпохи Возрождения.

Но бесспорна и ограниченность такого миропонимания: освободившись от ига теологии, оно попало под иго механики. И это в то время, когда зарождающееся машинное производство в небывалой степени стимулирует развитие естественных наук, все большее познание тайн природы! Впрочем, видимо, именно становящаяся очевидной сила строгого формализма математических, механических закономерностей и заставляет философию выдвинуть положение о том, что «правила механики можно принять правилами и природы». 1.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов вечернего отделения)

Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Он выступает как автономная целостность внутри биосферы. Актуальность… Человек стал мощным, социально-организованным фактором природы, эффективность воздействия которого на окружающую среду…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Личность и природа как взаимосвязанные категории человеческого существования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этапы формирования экологической личности
Этапы формирования экологической личности. Процесс формирования экологичной личности проходит несколько этапов. На первом этапе происходит ее лабилизация, в результате которой человек начина

Субъективное отношение к природе и его разновидности
Субъективное отношение к природе и его разновидности. Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что по¬знать личность

Феномен самоактуализации и самореализация личности
Феномен самоактуализации и самореализация личности. Самоактуализация и самореализация — это научные понятия, реферирующее определенные процессы в мире действительности. На глобальном, метапс

Характеристики самоактуализирующихся людей
Характеристики самоактуализирующихся людей. Для тех, кого привлекла гуманистическая психология, достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. Конечно, как и в случае любого абс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги