рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Личность как предмет гуманистической психологии

Работа сделанна в 2009 году

Личность как предмет гуманистической психологии - раздел Психология, - 2009 год - Проблемы личности в гуманистической психологии Личность Как Предмет Гуманистической Психологии. Возникновение И Развитие Гум...

Личность как предмет гуманистической психологии. Возникновение и развитие гуманистического направления в мировой психологии связано, прежде всего, с философскими работами экзистенциалистов С.Кьеркегора, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж П.Сартра. Одна из важнейших для развития мировой психологической мысли работа Ж.П.Сартра так и называлась «Экзистенциализм – это гуманизм». Экзистенциальная психология теснейшим образом связана с философией экзистенциализма и является ответвлением гуманистической психологии.

Экзистенциальный взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия каждого человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагали, что каждый человек осознанно и болезненно постигает существование и смерть. Отвергая представление, что человек является продуктом генетических, а также факторов влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею ответственности каждого из нас за то, чем мы становимся.

Следовательно, экзистенциалисты убеждены в том, что любому человеку брошен вызов – наполнить свою жизнь осознанным смыслом, противопоставляя его окружающему абсурду. В 1960 годах гуманистическое направление в психологии оформилось благодаря, главным образом, работам американских и европейских психологов: Э. Фромма, г. Олпорта, К.Роджерса, Р.Мэя, А.Маслоу и др. Следует отметить, что эти выдающиеся ученые не придерживались единых взглядов на предмет гуманистической психологии.

Они обладали ярко выраженными индивидуальностями и можно говорить о «психологии Роджерса», «психотерапии Мэя», «учении Маслоу» и т.п. Это связано с тем, что термин «гуманистическая психология» был придуман группой психологов под руководством А.Маслоу.

Это было, скорее движение, чем научное течение. Главной целью такого научного движения было создание жизнеспособной теоретической альтернативы как бихевиоризму, так и психоанализу. Эта задача была с блеском решена объединившими свои научные и мировоззренческие усилия психологами. Гуманистическая психология была названа А.Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчеркивался характер ее противостояния бихевиоризму и психоанализу. Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта.

Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей. Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении.

Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой человек, отказавшийся от поиска смысла, наполнения им своей жизни является предателем самого себя. Тот, кто предал человеческую сущность не в состоянии ответить на основные вопросы своей жизни: кто я? Имеет ли моя жизнь смысл? Как я могу реализовать себя, даже, если я навсегда один? Вместо этого человек может подчиниться требованиям общества и не выходить за эти пределы.

Гуманистические психологи отмечают, что поиск смысла жизни – дело трудное: многие становятся отчужденными по отношению к себе и другим, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом.

Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную. Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная.

Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание. Таким образом, «гуманистическая психология по своей сути – это направление в мировой психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку». В центр внимания г. Олпорта попала, прежде всего устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций.

Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса – укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др. Таким образом, специфика предмета гуманистической психологии заключена в: а) глубоких философских корнях (в отличие от бихевиоризма или психоанализа); б) в рассмотрении личности с точки зрения ее уникальных мотивов, и, в первую очередь, мотива самоактуализации; в) в утверждении свободы выбора возможностей каждым человеком и ответственности за свой выбор и его последствия; г) в понимании человека как глубоко творческого существа.

Глава 2. Проблемы личности в гуманистической психологии Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму.

Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970 гг.); это состоялось в 60-е гг. прошлого столетия.

В центре гуманистической психологии-понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. Обозначим основные отличия гуманистической психологии от первых двух «сил». Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. В гуманистической психологии подчёркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека.

Этот тезис также противостоит бихевиоризму. В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения. Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции А. Маслоу является креативность, то есть творческая направленность, которая врождена всем, но и теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удаётся сохранить наивный, «детский» взгляд на мир. Наконец, Маслоу подчёркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности.

Прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь-прямопротивоположный). Эти принципы, в основном, распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории: её объединяют некоторые общие положения и «личностная» ориентация в практике-психотерапии и педагогике. Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса. «Сердце» концепции Абрахама Маслоу-его представление о человеческих потребностях.

В 1954 г. он разработал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»), полагая, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх): 1) потребности физиологические или базовые (органические)-голод, жажда, половое влечение и др.; 2) потребности в безопасности-чувствовать себя защищённым, избавиться от страха, от агрессивности; 3) потребности в принадлежности и любви-принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими, любить и быть любимым; 4) потребности уважения (почитания)-компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов; 5) познавательные потребности-знать, уметь, понимать, исследовать; 6) эстетические потребности-гармония, симметрия, порядок, красота; 7) потребности в самоактуализации-реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности:нижележащие потребности должны быть, в какой-то мере, удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня.

В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем, чем возможно; это-потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден:он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же-путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

Кстати, самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения:общение, труд, любовь-также формы творчества. Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая-не состояние, но процесс!) немногие-менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведает радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение:бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности (вспомните аналогичные идеи «гуманистического психоанализа» Э. Фромма). Равным образом это относится к обстановке в семье:дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

Человек же, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность»), оказывается человеком особым, не отягощённым множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма; он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно-а значит, быть собой-в обществе, где условия не способствуют этому.

Человек оказывается высшей ценностью и отвечает, в конечном итоге, лишь за то, чтобы состояться. Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов 20 в. (в основном среди практиков-терапевтов и педагогов)-Карла Роджерса (1902-1987 гг.). Для него, однако, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлёты. Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс, имеет врождённую тенденцию жить, расти, развиваться.

Все биологические потребности подчинены этой тенденции-они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие живущие в жёстких условиях, не только выживают, но и продолжают прогрессировать, развиваться. По Роджерсу, человек не таков, каким предстаёт в психоанализе.

Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе.

Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п результат страха и психологической защиты. Задача психолога-помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех. Актуализирующая тенденция (так иначе обозначается потребность в самоактуализации, в динамике её проявления)-причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным. Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации.

Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний стараются избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая, до тех пор, пока не сформируется структура «Я», то есть-самосознание. Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с формированием «Я» у ребёнка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении.

Однако, при этом, единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребёнок будет руководствоваться теперь не тем, что соответствует актуализирующей тенденции, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Отсюда, Роджерс выводит тенденцию человека примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам-религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр так как неконгруэнтность свойственна человеку любого возраста и социального положения.

Однако, конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам. Кроме того, К. Роджерс развивал личностно-центрированную терапию, принципы которой (главное внимание-личности как таковой, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии, в традиционном понимании этого слова, и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Близка к гуманистической психологии (хотя во многом основывается и на психоанализе) позиция австрийского психиатра и психолога Виктора Франкла (род. в 1905 г.), основателя 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Его подход носит название логотерапия, то есть терапия, ориентированная на обретение смысла жизни.

В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.

Таким образом, Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм, по сути, отвергает представление о свободной воле человека; психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) или воле к власти (ранний Адлер). Что касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет, тем самым, психическое неблагополучие. По Франклу, этот вопрос естественен для современного человека, и именно то, что человек не стремиться к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчёмности жизни.

Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя»-к другому человеку или к смыслу. Смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе, самых трагических. Психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансценденция» и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, В. Франкл использует два основных принципа (они же-методы терапии): а) принцип дерефлексии; б) принцип парадоксальной интенции. Направление, развиваемое В. Франклом, как и гуманистическую психологию или гештальттерапию трудно назвать теорией, в строгом смысле этого слова.

Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключённого в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Виктор Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться-иногда до святости если сохраняется смысл жизни. 2.1. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу: иерархия мотивов, самоактуализация и творчество человека Фундаментальный тезис, лежащий в основе позиции А. Маслоу – это изучение человека как уникально организованного целого.

Кроме того, А. Маслоу, как и другие гуманистические психологи, полагал, что природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна. Взгляд его на человека можно назвать оптимистичным. Разрушительные силы начинают говорить в человеке тогда, когда у него обнаруживаются фрустрированные, неудовлетворенные фундаментальные потребности, образующие иерархию: - физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); - потребность в безопасности (стабильность, порядок); - потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); - потребность в уважении (самоуважение, признание); - потребность в самоактуализации (развитии способностей). В качестве одного из критериев психологического здоровья А.Маслоу, рассматривал действующий мотив самоактуализации своих испытуемых.

Он утверждал, что жизнь самоактуализирующегося человека никогда не бывает лишена смысла, а заполнена либо реализацией найденного, либо поисками новых смыслов. «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято.

Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями». А. Маслоу отдавал приоритет, творческой стороне натуры человека, считая, что к творчеству способен каждый. И для этого не нужно писать музыку или рисовать картины.

Можно проявлять себя как творческого человека в любом деле. Творчество – это путь к развитию метамотивации, высоких жизненных ценностей, и просто – данность. Видимо, способность проявлять себя как творческое существо – это один из признаков человека вообще, отличие его от прочих живых организмов. Таким образом, А.Маслоу утверждал, что смысл человеческой жизни подвластен его создателю – человеку. С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии.

Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря, немного найдется тех, кто их внимательно прочитал. Известны они главным образом в реферативном изложении, и большинство студентов-психологов обычно ограничиваются тем, что зазубривают «пирамиду потребностей» по Маслоу в ночь перед экзаменом, чтобы больше о ней не вспоминать. На самом деле роль Маслоу в мировой психологии гораздо глубже и серьезнее, и этот поистине выдающийся психолог достоин того, чтобы коллеги знали о нем не понаслышке.

Следует отметить, что попытки Маслоу гуманизировать психологию встречали ожесточенное отвержение со стороны большинства коллег, придерживавшихся бихевиористской ориентации. Хотя студенты Маслоу чуть ли не боготворили, редакции ведущих психологических журналов на протяжении ряда лет без рассмотрения отвергали любые его рукописи. По сути дела, студенты и внесли его на руках в кресло президента Американской психологической ассоциации.

Но произошло это уже в другую эпоху, в конце 60-х — в эпоху Боба Дилана и Энди Уорхолла, Тимоти Лири и Кена Кизи. Наверное, когда говорят, что молодежь 60-х изменила лицо Америки, в этом есть доля правды. По крайней мере, для психологии это справедливо. 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы личности в гуманистической психологии

ТЕМА Проблемы личности в гуманистической психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ Основными аспектами актуальности данной темы являются:… ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объектом при рассмотрении данной темы выступает индивид. Принимаются во внимание значимые…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Личность как предмет гуманистической психологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека
Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека. Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия

Гуманистическая психология К. Роджерса
Гуманистическая психология К. Роджерса. Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого явля

Проблема человека в психологии
Проблема человека в психологии. Одна из первых попыток осознанно ввести сам термин "гуманитарная психология" в отличие от широко известного термина "гуманистическая психология" состоялась, по-видим

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги