рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Музыкотерапия история и перспективы

Музыкотерапия история и перспективы - раздел Психология, Музыка как средство коррекции эмоционально-волевой сферы школьника Музыкотерапия История И Перспективы. С. В. Шушарджан, Москва Одной Из Характе...

Музыкотерапия история и перспективы. С. В. Шушарджан, Москва Одной из характерных черт уходящего XX столетия является бурный научно-технический прогресс. Обеспечение с помощью современных технологий материальных потребностей общества приходит в явное противоречие с последствиями техногенного загрязнения окружающей среды и его отрицательным воздействием в первую очередь на здоровье человека.

Перед международным сообществом всё острее встают глобальные проблемы социально-экономического и экологического характера. Во многих регионах Земли ухудшается качество жизни, увеличивается заболеваемость, сокращается средняя продолжительность жизни. Возникает необходимость по-новому, с социальных, политических и экономических позиций рассмотреть ключевые вопросы организации медицинской помощи, практического здравоохранения и что особенно важно массового оздоровления трудоспособного населения и общества в целом.

В связи с этим особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека. Особый интерес вызывает использование в медицине музыкального искусства, что получило название музыкотерапии. В основе данного лечебно-профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением, выбор которых определяется конкретно стоящими перед врачом задачами.

Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Характерно, что применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы.

Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям. Изучение художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществляются в эстетических и музыкально-теоритических работах. Психофизиологические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов. Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX, начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение, газообмен.

Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму её воздействия существенно возрос. По-видимому, это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, на новом, более высоком уровне. Вместе с тем этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека, в том числе в условиях космических полётов человека.

Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС. Так, Н. Н. Захарова и В. М. Авдеев исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций.

Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий. И. М. Гринева обнаружила, что прослушивание мелодичной музыки в спортивном темпе негромкого звучания оказывало на больных седативное воздействие, а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в частотном спектре б-ритма или заметное увеличение его индекса, увеличение амплитуды б-ритма и снижение амплитуды быстрых колебаний.

Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная, умеренного темпа и громкости давала тонизирующий эффект, что сопровождалось депрессией б-ритма, увеличением амплитуды и индекса быстрых колебаний. Анализ церебральной гемодинамики на основании данных реоэнцефалограмм показал, что в подавляющем большинстве случаев при прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения.

И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья. Таким образом, характер исполняемой музыки может давать прямо противоположные физиологические реакции. В характере возникающих психофизиологических реакций в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие существенное значение имеют психологическая установка и общее состояние личности.

В. В. Медушевский показал, что существуют аксиологическая ценностная и опознавательная установки. При положительной динамике настроения В. С. Русинов и соавт. наблюдали у больных стабильные изменения в передних зонах головного мозга. М. Н. Ливанов и соавт.считали, что предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков головного мозга.

Есть основания полагать, что при прослушивании музыкальных произведений очаг положительной индукции конкурирует с очагом патологической доминанты и может существенно ослабить негативное влияние последнего на состояние организма. Воздействие музыкой влияет не только на ЦНС, но и на функции других жизненно важных физиологических систем кардиореспираторной, мышечной, пищеварительной.

Так, И. М. Догель и И.М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат. И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставлявшие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Л.Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, о и с утилитарной точек зрения.

Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности.

Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно - в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором исполняется. По-разному влияет мажорная и минорная музыка.

При нормальном восприятии первая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активации физиологических процессов и вызывать активное состояние например, ария Риголетто Куртизаны из оперы Верди. Это в принципе понятно, так как на слушателя оказывают существенное влияние темп, ритм и динамика музыкального произведения, о чём уже говорилось выше. Н. А. Фудин и соавторы, изучая влияния музыкальных воздействий на состояние студентов перед экзаменом и на эффективность выполнения ими тестовой операторской деятельности, выявили, что определенным образом подобранные музыкальные произведения улучшают самочувствие, снижают психоэмоциональное напряжение, нормализуют вегетативный тонус и повышают эффективность деятельности обследуемых.

Анализ литературы и данные собственных исследований свидетельствуют о том. что многообразие физиологических реакций, возникающих в организме человека в результате музыкально-терапевтических воздействий, первую очередь обусловлено сложным механизмом акустической рецепции.

Известно, что музыка как физическое явление представляет собой в каждом конкретном случае определённую совокупность звуковых сигналов, восприятие которых условно разделяют на слуховой и вибротактильной компоненты. Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга Показано, что возникающие реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на психоэмоциональное состояние человека.

Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечнососудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение.

В клинических исследованиях выявляются возможности использования музыкотерапии при лечении больных с различными заболеваниями. Так, в университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев приводило к значительным улучшению состояния и к более быстрому по сравнению с контрольной группой рубцеванию язв. Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания.

Применяя иглорефлексотерапию в комплексе с музыкотерапией в лечении функциональных нарушений толстой кишки, В.П. Лапшин и соавторы показали высокую клиническую эффективность такого терапевтического сочетания, позволившего получить положительную динамику в моторике толстой кишки с одновременной оптимизацией общего состояния, уменьшением эмоциональной лабильности, улучшением вегетососудистых реакций.

В ряде больниц Голландии исследовалось влияние музыки на течение заболеваний сердечнососудистой системы. Выявлено, что специально подобранная классическая музыка помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, оказывая позитивное влияние на гемодинамику. В результате проведенных исследований показано положительное воздействие музыки на больных с сердечными заболеваниями.

Новые изыскания в области альтернативных минующих слух, аппликационных музыкальнотерапевтических воздействий являются также актуальными, позволяя осуществлять местное воздействие акустическими сигналами на органы. В. А. Гуськов показал, что звук частотой 3 кГц при аппликации акустического излучателя на проекцию почек активизирует диурез на 20-25 у лиц со сниженной выделительной функцией. Этот метод позитивно воздействует и при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей.

Другой подход, базирующийся на принципах традиционной восточной медицины, предложен В. Г. Вограликом и соавторами разработавшими прибор звуковой терапии, представляющий собой устройство с фиксирующимися клавишами для воспроизведения звуков, дисплеем для индикации времени воздействия, регулятором интенсивности звука и 4 микрофонами с креплениями для воздействия на любые биологически активные зоны. Программы воздействия составлены на основе модифицированных китайских принципов и показали высокую эффективность при лечении некоторых заболеваний сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др. Постепенно растущее признание эффективности музыкальной терапии привело к необходимости разработки академической программы по подготовке профессиональных музыкотерапевтов.

Первая учебная программа в Великобритании была осуществлена в Лондоне в 1961 г а в 1975 г. там же был основан Центр музыкальной терапии.

В Германии музыкотерапевты, подготовленные по системе Нордоффа-Роббинса см. дальше, начали работу в 1978 г. в больнице Хердеке и в Музыкальном колледже в Аахене. В 1985 г. при медицинском факультете университета Виттен Хердеке был организован Институт музыкальной терапии. Работая совместно с врачами и исследователями, сотрудники этого института распространили применение музыкотерапии на многие области детскую и взрослую психиатрию, педиатрию, спинномозговые травмы, невропатологию, психосоматические заболевания, внутренние болезни, интенсивную терапию.

В дальнейшем учебные музыкально-терапевтические программы были внедрены в ряде других стран Европы. Музыкальная терапия как независимая дисциплина широко практикуется в США сфера ее применения постоянно расширяется в Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Америке и других странах. В США терапевтическое использование музыки впервые получило признание после второй мировой войны, когда музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов.

Национальная ассоциация музыкальной терапии была основана в 1950 г. В настоящее время в США зарегистрировано около 3500 профессиональных музыкальных терапевтов и потребность в специалистах этого профиля неуклонно возрастает. Академическая подготовка в данной области впервые была начата в университете штата Мичиган, а затем быстро распространилась в более чем 70 колледжей и университетов по всей стране.

В целом за рубежом более 100 университетов и колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора. В России не существует системы подготовки профессиональных кадров в области музыкотерапии, хотя необходимость в этом очевидна. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии.

На основе которой с сентября 1999 г. предусмотрена регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов, пока в порядке последипломного тематического усовершенствования для врачей. Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебнопрофилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья для больных бронхиальной астмой для взрослых с отклонениями в развитии для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д. Анализ данных научной литературы и собственных исследований позволил нам сформулировать новую научную концепцию Музыкотерапия - это система психосоматической регуляции функций организма человека, имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

Именно комплексное, гармонизирующее влияние музыкотерапии, активизирующее в первую очередь стентность организма, позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе лечебно-профилактической медицины.

Коррекционно-развивающая работа с эмоциональной сферой младших школьников может быть представлена в виде групповой тренинговой и психотерапевтической работы, а также в виде большой игры. 1. Тренинговые занятия по развитию эмоциональной сферы учащихся младших классов Занятие 1. Цель - снятие эмоционального напряжения. Задачи а снятие утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов б укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения в повышение готовности к деятельности.

Упражнение Споем Мелодичное соединение АЕОУЫИЕ, АЕОУЫИ поется, как песня, но по задачам-действиям 1 укорить, пристыдить другого, 2 удивиться другому, 3 попросить прощения.

Ведущий - В заключение занятия давайте похлопаем в ладоши. Громче! Громче! Молодцы! Занятие 2. Цель - развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер. Задачи а развитие раскованности, произвольности б снятие напряженности, страхов снижение возбужденности детей. в развитие выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей. 1.Упражнение Поссорились два петушка цель - развитие раскованности, самоконтроля.

Процедура. Звучит веселая музыка желательно А. Райчева Поссорились два петушка. Дети двигаются по типу броуновского движения и слегка толкаются плечами. Замечание не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными.

Дети обязательно должны играть по правде и одновременно держать символизм игры понарошку . 2.Упражнение Иголка и нитка цель - развитие произвольности Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки. Иголка бегает между стульями, а нитка группа детей друг за другом - за ней. Замечание если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль иголки ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности. 3. Упражнение Дракон кусает свой хвост цель - снятие напряженности, невротических состояний, страхов Процедура.

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга за плечи. Первый ребенок - голова дракона, последний - хвост дракона. Голова дракона пытается поймать, хвост, а тот уворачивается - от нее. Замечание Следите, чтобы дети не отпускали друг друга.

Следите также, чтобы роли головы дракона и хвост выполнили все желающие. 4. Упражнение Слушай команду цель - развитие способности к сосредоточению Процедура. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. д Замечание - Команда дается только на выполнение спокойных движений. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя. 5 . Упражнение Раздумье цель - укрепление способности к концентрации, успокоении.

Процедура игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей - грибник пошел в лес по грибы, а другие - лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями и плутает, он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается Куда идти? Выразительные движения ребенок стоит, руки скрещены на груди, смотрит перед собой роль грибника должен сыграть каждый ребенок.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Музыка как средство коррекции эмоционально-волевой сферы школьника

О музыкальном искусстве говорят как о наиболее чувственном среди искусств . Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне… О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музыкотерапия история и перспективы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения из истории
Сведения из истории. О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие муз

Секрет музыки
Секрет музыки. разгадан? Только сейчас ученые начали понимать, каким образом музыка воздействует на организм человека. Оказывается, музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушария

Заменит ли музыка антидепрессанты
Заменит ли музыка антидепрессанты. Английские психотерапевты обнаружили, что седативные препараты и антидепрессанты можно с успехом заменить классической музыкой. Администрация Вестминстерск

Психолого-педагогические и методические основы организации музыкальной игровой деятельности в начальной школе
Психолого-педагогические и методические основы организации музыкальной игровой деятельности в начальной школе. В Энциклопедическом словаре понятие игра формулируется так вид непродуктивной деятельн

К проблеме детской заинтересованности в обучении музыкальная деятельность на общеобразовательном уроке
К проблеме детской заинтересованности в обучении музыкальная деятельность на общеобразовательном уроке. В педагогической науке существует множество подходов к определению понятия процесса обучения

Гармония в мире музыки
Гармония в мире музыки. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? Может, но, сожалению, это важное направление работы современного уч

Терапевтические возможности музыкального искусства
Терапевтические возможности музыкального искусства. История оставила немало фактов, свидетельствующих о терапевтических возможностях музыкального искусства. Первым, кто научно объяснил лечебный эфф

Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста по статье Ноженко Т.Г
Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста по статье Ноженко Т.Г. Ноженко Т.Г музыкальный руководитель ДОУ 829 ЮВАО г. Москвы. В своей статье в научно-методический журнал

Музыкотерапия в системе психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями
Музыкотерапия в системе психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями. В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. В психологической литературе

Возможности использования музыкотерапии в образовательном процессе
Возможности использования музыкотерапии в образовательном процессе. В последние десятилетия в работе педагогов-музыкантов стали встречаться новые трудности современный рынок цинично эксплуатирует м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги